СТАЛИНСКИЙ сокол
		г. № 159 (2001).
	`МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЗОР
		`Атлантический блок
	по возможности скрыть истинный  xapak-
тер внешней политики США и причины ©
провалов. Олнажо в ходе заселаний стали
известны небезинтерееные документы, ха-
раклеризующие подлинное лицо американ-
CRUX политиканов., К чиелу таких AOKY~
ментов принадлежит «Меморандум © поли-
тике в облаети информации относительно
Формозы» (Тайвана), который был оглашен
на заседаниях и опубликован, несмотря
на яростное сопротивление Ачегона.

Меморандум датирован 23 декабря 1949
гола и адресован американским  консуль-
ским работникам. Государственный  депар-
тамент подробно инструктирует своих
представителей о том, какого курса следу-
eT HM держаться в освещении вопроса ©
Тайване. Им предлагается «предотвратить
впечатление... что Соединенные Штаты
060б0 заинтересованы в острове или любой
военной базе на Формозе или имеют по
отношению в ним какие-то замыслы». Го-
сударственный департамент требует под-
черкивать, что Тайван «не имеет никакого
особого военного значения». что США ока-
	зывают помошь Чан Вай-ши исключитель- о
	HY «в экономических и социальных = fit-
лях», имея в виду «благосостояние юитай-
ев вообще» ит. л ит. п.
	Вею эту заведомую ложь  госуларетвен-
ный департамент преполноенл обществен-
ному мнению как раз в то самое время,
когда правящие круги Соединенных Шта-
тов решили’ оккупировать Tafisan a ape
вратить остров в базу агресени против
Китайекой Народной Республики. 06 этом
свидетельствуют показания на объединен-
ных заседаниях сенатеких комиссий Джон-
сона. Ванденберга, генерала Ведемейера—
бывшего личного представителя Трумэна
при Чан Вай-ши — и других.

Становится нонятным, почему сопротав-
лялея Ачесон опубликованию  меморанду-

Газета «Дейли миррюр» вынуждена
признать, что, как показал меморандум,
«мы (т. е. Соединенные Штаты Америки. —
С. С.) проводим путанную, фальшивую, не-
честную политивх».
	Подлинные цели внешней политики
США в отношении Тайвана особенно ясны
В свете событий, последовавших непосред-
ственно после начала американской агрес-
сии в Корее.
	  Вак известно. Тайван, который Макат-
тур назвал «нетонущим авианосцем» США,
‘был немелленно оккупирован Соединенны-
ми Штатами Америки. В портах Тайвана
базируется 7-Й американский флот. при-
нимающий участие в военных действиях в
Корее. Тайванекие аэродромы пироко ипс-
пользуются американкой авиацией. США
оказывают Чан Вай-ши всестороннюю во-
енную и экономическую помощь; В -впреле
‘Ha Тайзван была отправлена многочиелев-
ная американская военная миссия.
	Меморандум государственного  лепарта- о
	ментал раскрывает во всем их непритляд-
ном” виде методы руководителей внешней
политики США. Этот разоблачающий до-
кумент показывает пропасть между слова-
ми и делами государственного департамен-
Ta, ,
Мировой общественности не предетазля-
ет труда слелать вывод об истинной цене
американских уверений в «миролюбии»
США или в их «бескорыетной помоши»
другим странам. Эти утверждения аме-
риканской пропаганды давно разоблаче-
ны прогрессивными силами  вёего мира.
Меморандум государственного департамента
по поводу Тайвана — Новое яркое дока-
зательство того. что за лицемерными фра-
зами о миролюбии США скрываются под-
пые агрессивные замыелы империалистов
	с уолл-стрита.
С СЕРГЕЕВ.
	паньше OHH были знакомы только ПЭ

письмам.

Неутомимый изобретатель не останавли-
вался на достигнутом. В то время в вет-
ротехнике намечалось стремление к увели-
чению диаметров ветряков. А. Г. Уфимцев
ловазал, что выгоднее большую мощность
снимать с нескольких средних ветряков,
чем с одного большого, имеющего равную
им ометаемую площадь, Так возникла идея
рамных ветроетанций Уфимцева,  Постро-
енная им модель рамной ветростанции на
20 ветряков демонетрировалась на 1-Й кон-
ференции по’ ветроиспользованию в 1932
году. -

Большая работа была проделана А. Г.
Уфимцевым по ветросиловым  устанозкам.
Помимо осуществленных сооружений,
им были разработаны десятки проектов:
расчалочных конструкций башен. поворот-
ных башен, высотной электростанции и

другие.
	«.Ни олин человек. нё только в нашем
	Союзе, но и во всем мире не сделал Tak
MHOTO тля того. чтобы покорить громадную
	энергию ветров и поставить их на службу
лелу строительства социализма. Именно на
	оснований трулов А. Г. Уфимпева страна
	наша может первой в мире покорить энер-
run ветров». — писал В. П. Ветзинкин.
	_ Умер А. ТГ. Уфимцев 10 июля 1936 года.

Его работы нашли широкое распростра-
нение в нашей стране. Созданное Уфимце-
вым и Ветчинкиным Новое направление в
зетротехнике ‘’ лальше развивается  совет-
скими учеными. Но типу опытной станции
Уфимнева — Вегчинкина созданы” другие,
более мощные и совершенные.

Эти станции успешно работают и на ла-

леком северо и на юге нашей страны. На-
‘ши заводы выпускают мощные ветролвига-
тели, находящие пгирокое применение в
совховах и колхозах,
` Энергия ветра будет широко применена,
п на’ великих стройках коммунизма. Co-
ветские ученые уже разработали ветроус-
тановки для подъема волы на больную BBI-
соту, откуда, она будет поступать по кана-
лам. орошая  засупетивые районы, покры-
вал пустыни зеленым нарядом.

Недалеко то время, когда мощные ветро-
станции пнгрокой‘ сетью покроют просторы
нашей Ролины, дополняя своей энергией
	энергию `зеливих строек коммунизма,
`Инженёр-капитан Р. ВИНОГРАДОВ.
	скрывают, что переговоры Касалиеь создал
ния регулярной западногерманекой армии
и включения ее в объединенную атланти-
ческую армию Эйзенхауэра. Из сообщений
печати следует. что ‘достигнута договорен-
ность о создании на первых порах «воен-
ного контингента Германии» в составе 12
дивизий общей численностью 250 тыс. че-
ловек. «Военный контингент Германии»,
как указывает английская газета «Таймс»,
«будет включать ^ военно-воздушные и
	военно-морские части».
	В НЕБЕ-ВОЕННЫЕ ЛЕТЧИК]
	восхищением и гордостью наблюдали 8a
высшим пилотажем пятерки Бабаева.

Зрители воздали должное и пилотажу
девятки реактивных самолетов, ведомой
гвардии полковником Николаем Шульженко
— героем штурма Берлина. В девятку
Шульженко входили в основном Молодые
авиаторы, хотя и не имеющие опыта войны,
но являющиеся подлинными героями после-
военных учебных будней, героями освоения
авиационной техники.

Молниями проносятся в небе реактивные
самолеты — выдающееся достижение 60“
ветской конструкторской мысли. Реактиз-
ная техника имеет большие перспективы.
Для самолета с реактивным двигателем ни
	теоретически, ни практически нет предела
скорости. Наши авиационные конструкторы,
наши летчики всегда верны ° сталинекому
девизу: летать дальше всех, быстрее всех,
выше всех.
	 Армада боевых кораблей идет в небе. не-
скончаемым потоком. На крыльях наших
самолетов ярко сияют алые звезды.
	`Поистине незабываемы и волнующи ME-
MYTH авиационного праздника» когда В
небе появился самолетный строй, образую-

ший слова привета
	СЛАВА СТАЛИНУ
	Неумолчно, словно прибой, на аэродроме
загремели аплодисменты. Взоры всех при-
сутствующих обращены к правительетвен-
ной ложе, где находилея великий вождь,
учитель и отец’ Иосиф Виссарионович
Сталин. И на земле, и в небе советский на-
род славил великого Сталина.

Имя великого вожля было у всех Ha
устах. Советский народ и ео крылатые
сыны ‘вновь ‘ продемонстрировали свою
беззаветную любовь и прюданность партии
и правительству) великому‘ Сталину —
сазлателю могучего Воздушного Флота
социалистической державы. творцу  Bcex
	наших побед, мудрому. водчему KOMMY-
НИЗМа:

Это был парад могущества сталинской
авиации, демонстрация возросшего воинеко-
го мастерства советеких летчиков, демон-
страция достижений ‘отечественной авизди-
онной науки и техники.

Наш народ знает: на Советскую Армию,
на ев сталинекую авиацию он может смело
положиться. Гением Сталина у нас создан
могучий Воздушный Флот, достойный
великой созетской державы!
	Подполковник А. ВЕРХОЛЕТОВ.
		диром. В нашей стране, в Советекой
Армии безграничны возможноети для роста
кажлого воина!
	Александр Бабаев — уроженец города
Калуги, где жили творил великий ученый,
основоположник теории реакливного движе-
ния В. 9. Циолковекий. «За эрой аэронла-
нов винтовых должна следовать эра а9р0-
планов реактивных»,—предеказывал уче-
ный, завещавший свои труды  больше-
вистской партии и. советской власти.
«В одном я твердо уверен, — с гордостью
заявлял ученый-патриот, — первенетво бу-
дет приналлежать Советскому Союзу».
	Волею и гением великого Сталина налта
страна первая в мире создала реактив-
ный самолет. Высший пилотаж на  реак-
тивных самолетах как индивидуальный,
так и групповой первыми в мире совер-
или советские летчики.
	И один из многих земляков великого уче-
ного, воспитанник большевистской партии
Александр Бабаев вместе со своими товари-
щами продемонстрировал на авиационном
Празлнике высокое летное мастерство.
	Имя Александра Бабаева известно многим
советеким людям. Еще в 1949 году Бабаев,
Байгузин и Мантуров демонстрировали на
Тушинском аэродроме групповой пилотаж в
составе звена реактивных самолетов. Лет-
чики-новаторы заслуженно ‘были отмечены
высокими правительетвенными наградами.
	Сходны и родственны биографии этих
людей. Так же как и Рабаев, Алимжан Бай-
гузин и Паисий Мантуров пришли в авиа-
цию по путевкам комсомола, Учились в а9ро=
клубе, в авиационной школе, вместе сража-
лись на Ленингралеком и других фрон-
тах. В годы Великой Отечественной войны,
так же как и сейчас, Байгузин и Мантуров
были неломыми Бабаева,
	Вооме этих боевых друзей, в бабаевокую
пятерку вошли и первоклассные летчики—
гвардии капитан Михаил Уницкий, гвардии
капитан Сергей Перовский.
	Пять крылатых богатырей показали на
авиационном празднике образцы слетанно-
сти и воинского мастерства. Словно спаян-
ные, крыло к крылу, пять скоростных ма-
шин расчертили небо каскадом фигур выс-
шего пилотажа. С молниеносной быстротой
фигуры чередовались одна за другой: пет-
ля, иммельман, переворот, горка...
	Облачность усложняла пилотирование, но
летчики се честью вылержали серьезный эк-

отт. РУ у

замен. Москвичи. И многочиеленные _ тоети в
	Мелодично запели фанфары, загрохотали
орудия,  возвестившие салютом начало
авиационного праздника. При торжеетзен-
ном и величавом звучании Государственно-
то Гимна Советского Союза на высокой
мачте вавилея голубой с солнечными лу-
чами Флаг Военно-Воздушных Сил совет-
ской лержавы.
	На Тушинеком аэродроме началея па-
рад...

Особый интересе у присутствующих на
	празднике вызвало выступление  воен-
ных летчиков.

>
	Советские люди восторженно встретили
появление двух реактивных истребителей,
пилотируемых офицерами Валентином
Лапшиным и Виктором Фокиным. С син-
хронной четкостью они выполнили пило-
TOR на встречных курсах. Такой  пило-
таж ACMOHCTDUDOBAICH на авиационном
празднике впервые.
	Не успело улечься возбуждение зрите-
лей, как молниеносно  промчалась над
зародхромом пятерка реактивных — само-
летов. Этими. боевыми машинами управ-
ляли люди отваги и большевистского
дерзания — Александр Бабаев, Паисий
Мантуров, Алимжан  Вайгузин, Сергей
Перовский, Михаил Уницкий.
	Среди зрителей разлалотея возглаеы*
	— Молодцы! Настоящие продолжатели
чкаловских тралиний. ..
	Москвичи хорошо помнят знаменитую
чкаЛоВскую пятерку. В 1935 тоду на пер-
вомайском параде Валерий Чкалов ис-
кусно провел пятерку самолетов над. Крас-
ной площадью. Ныне полет «пятерок»
стал традиционным в авиационных празд-
нествах. Советские люди помнят имена ве-
дущих этих знаменитых пятерок — Bacu-
тия Степанчонка, Анатолия Серова, Степа-
	на Супруна и других.
	‚усиливает подготовку к войне
	Ход парижекого совещания убедительно
показал. ч10 правящие ‘круги западных
держав, связанные  Северо-атлантическим
	пактом, отнюдь не фасположены ослабить
существующую напряженность в Европе.
Напротив; они‘ прямо  заинтерееованы в
сохранений и усилении этой напряжен-
ности. Лицемерные заявления их предета-
вителей 6 желании достигнуть’ соглашения
на совещании, попытка поедставить Северо
атлантический пакт в качестве «оборони-
тельного» мероприятия и даже отрицать
наличие американских баз в Европе - пол-
ностьо опровергаются фактами.

Если на первых порах западные держа-
вы оставляли проводимые ими военные ме-.
роприятия в тени, то. сейчас о них He
стесняются говорить во всеуслышание.
«Теперь, когда Громыко уехал на’ родину
и Французекие выборы . позади; — пишет
английская газета «Манчестер гарлиен»,—
мы можем. ожидать. что перевооружение

Западногерманская печать 06000 отме-
чает, что боннским представителям удалось
добиться «полного равенства» запалногер-
манских вооруженных сил в составе атлан-
тической армии. Боннекая газета «Дейче
пейтунг унд виртшафтецейтунг» сообщила,
что Западная Германия будет представлена
в объелиненном штабе «соответственые 06-
щей чиесленноети ее контингента» и’ что
места в штабе займут наибонее матерые
гитлеровские генералы.
	Наряду с этим в течение продолжитель-
ного времени по инициативе США ведутся
переговоры о присоединении к  Северо-ат-
лентическому блоку Грецин и_ Турции на
	выступит нё первый план». Бысказывая правах полноправных членов. В глазах
газета «Нью-Иорю тайме» заявляет, что Греции и Турции заключается в их страте-
	гическом положении. Сообщая 0 создавае-
мой Созлиненными Штатами в Греции цепи
военно-воздушных баз, американекая ‚газе:
та «Нью-Йорк теральд чрибюн» поясняет,
что © этих баз американские бомбардиров-
	Шики «могут совершать налеты на Совет
	cuit Come».
	«сейчас как раз наступило время ускорить
осуществление политических и военных
программ».
	Вот убедительные примеры,  илаюстри-
рующие ход подготовки новой войны cTpa-
	нами — участницами Северо-атланти-
ческого пакта В Лондоне  заключе-
HO соглашение «о статусе вооруженных
	сил  орманизации о Оеверо-атлантическото.
союза». Соглашение предусматривает пере-.
броску войск одной страны —= участницы
Атлантического ‘макта — в другую, По.
существу, речь идет о. размещении в стра-
нах Атлантического блока американских.
войск. т.е. 06 оккупации этих стран Coe-
	26 июня’ Трумэн представил конгрессу
США очередной докладоо так называемой
военной помощи  странам-сателлитам. До-
клад является яркой иллюстрацией лихора-
дочной гонки вооружений, осуществляемой
странами —— участницами Атлантического
пакта. Трумэн указывает, что. американ-
ский конгресс уже ассигновал на военную
	‹ Менялись люди, = совершенствовалась
техника, но традиция оставалась — Каж-
лая пятерка . демонетрировала растущее
	мастерство летчиков, дух новаторства, не-
укротимое стремление итти вперед.
	В 1945 году впервые в истории авиа-
ции ведущая пятерка состояла уже не из
поршневых самолетов, а из реактивных
— самых скоростных в мире машин. Воз-
тлавлял эту пятерку боевой генерал.
лважды Герой Советского Союза Евгений
Яковлевич Савицкий. Его ведомыми были
заслуженные летчики —— ветераны Отече-
ственной войны.

В этом году в небе Ту-
Шино вновь появилаеь тра-
тиционная пятерка. На этот
раз’ она состояла из моло-

дых летчиков —— отваж-
ных, напористых, умелых
авиаторов.
	Ведущему пятерки Алек-
сандру Бабаеву всего 28
лет. Войну он начал cep-
жантом.. Как и многие. на-
пи’ летчикх, он пришел B
званию в пулевкой. к0мсо-.
№ла. Александр Бабаев —
человек большого боевого
опыта, Он геройски защи-
man город Ленина. Ладож-
скую ледяную трассу, ера-
жалея в небе Заполярья,
прикрывал наши войска,
сбивал фашистские  само-
леты, штурмовал колонны
врата. И в ды войны и
в послевоенное время офи-
пер-коммуниет Бабаев не-
прерывно обогащает свой
командирекий опыт, накат-
ливает военные знания. За
несколько лег молодой
авиатор высоко поднялся
п ступеням воинской
службы, пройдя путь от
сержанта до подполковни-
ка, став  первокласоным
летчиком и опытным воман-
	EE

диненными Штатами Америки. Председа- помощь иностранных государствам
тель комитета заместителей министров  ( 536 610 тысяч долларов, из которых
иностранных дел  Северо-аталантического ББ млрд. долларов прихолится на долю
	стран Атлантического пакта. Поставки аме-
риканекого вооружения проводятся все воз-
растающими темпами. Ках отмечается в
	хоклале, за шееть месяцев (с 6 октября.
	1950 года по 31 марта 1951 года) ОША
поставили ва границу в три фаза больше
снаряжения и военных материалов, чем
за предыдущий год. Вместе с тем Трумэн
выражает неудовольствие по поводу  ©0б-
ственных «военных усилий» стран Атлан-
пического пакта и заявляет, что и в бли-
	жайшем будущем Соединенные Штаты Аме-
рики будут добиваться «существенных до-
полнительных обязательств» от своих ев-
ропейских сателлитов.
	Her сомнения в том, что США с каждым
	днем весе более усиливают подготовку K ar-
	рессивной войне и с этой целью открыто
превращают страны Северо-атлантического
блока в поставщиков тулечного мяса На-
водняя их территории своими войсками,
американские“ империатиеты фактически
ставят эти страны в положение своих коз
лоний.

Но народы не: желают быть пушечным
мясом для американских коловизаторов.
На происки поджигателей войны народы
рсех стран отвечают еще большим сплоче-
нием своих сил в б005бе за мир.
	Документ, разоблачающий
	американских агрессоров
	Проиеходящие в Вашингтоне объединен-
ные заседания . сеналских комиссий по
ивостранным делам и по делам вооружен-
ных сил отнюдь не ставят своей целью
расследовать, как это официально  заяв-
ляется, политику Соединенных Штатов
Америки на Дальнем Востоке. Более того,
усилия сенаторов направлены на то, чтобы
	е

Уфимцева «изобретением исключительной
государственной важности» и включил: ра-
боты по ветротехнике в план работ ЦАГИ.
Первая модель инерционного аккумуля-
тора была изготовлена в 1920 году и пред-
ставлялз собой диек весом в 32 кг., поса-
женный на оси и заключенный в Металли-
ческий кожух, из которого для уменьшения
сопротивления вращению выкачивалея воз-
дух. Уже эта первая модель позволяла су-
дить о преимуществах аккумулятора, пред-
	поженного Уфимцевым. Быесокий коэфи-.
	циент полезного действия, простота в изго-
товлении. регулировании, дешевизна obec-
печивали широкое и повсеместное исполь-
зование установки.

Вслед за первой моделью Уфимцев 6тро-
ит вторую, а в 1924 году — третью. Вес
маховика последней модели был доведен до
320 кг. и, будучи раскручен, мог безоста-
новочно вращаться 14 часов. В то же вре-
мя изобретатель разрабатывает ртутные
лампы, способы добычи редкого металла —
лития и многое другое. Желая испытать
аккумуляторы в работе с ветряком, изобре-
патель приступает к постройке опытной
ветростанции. И в этом вопросе он пошел
своим, оригинальным путем.

В-то время были распространены тихо-
ходные многолопастные ветряки. Уфимцев
совместно с Ветчинкиным пришел к вы-
воду. Что лучшим является трехлопастный
ветряк. Он был рассчитан Ha  ословиити
вихревой теории Н. Е. Жуковского. В
1928 году ветряк был установлен на баш
не, з к февраля. 1931 тодь ветростанция
работала уже на полную мочцноеть. -

В этом сооружении . все было глубоко
	продумано, отличалось. оригинальностью
выполнения и новизной, Форменная башия,
BHITHHVBIDGAHCA BbICOKO вверх {высота
	42 м.). трехлонастный ветряк. © лопастями,
имеющими «профили Жуковского», -«кине-
матическая связь», позволяющая менять
одновременно положения лопастей отноеи-
тельно ветра’ и. обеспечивающая их наивы-
тоднейшие положения, автомат вывода из-
nat Berps “Bee это’ обеспечивало долго-
времениую и безаварийную работу BeTpo-
станции Уфимцева — Ветчинкина. Пост-
ройкой этой ветростанции и последующими
работами было положено совершенно новое
	направление в ветротехникх.
	союза американец Споффорд, характеризуя
соглашение, подчеркивает, что оно «имеет
важное значение для создания объединен-
ного контингента пол командованием генв-
рала Эйзенхауэра». В специальной резолю-
ции, принятой комитетом, «рекомендуетея»
выполнить это соглашение «в максимально.
возможной степени» до ратификации его
парламентами. Таким собразом, это новый

таг на пути усиления американского конт-
	роля Над вооруженными силами стран —
 частниц Атлантического пакта.
	‹ Одновременно в Париже открылось с0ве-
шание. начальников штабов вооруженных
сил Атлантического пакта для «изучения и
координации» военных планов в Западной
Европе. Как слелует из сообщения агент-
ства Фране Пресс, среди других вопроеов
	на совещании будут расемотрены мероприя-
	THA по дальнейшей милитаризации эконо-
мики Западной Европы, по расширению
«воюзнйческих» (читай: американских. —
С. 6.) воздушных базв Европе, а также по
иснользованию. западногерманской армии
н военных ‘планах агрессивных держав.
	Состоялоеь совещание начальников ШТа-
бов военно-воздушных <ил США, Англии,
Канады и Франции. Цель этого совещания,
вак заявил На пресс-конференции началь-
ник титабъ американских воонно-воздутиных
aay Rawienhenr coOCPOLIa в TOM, ITOOLI
	«макеимально развивать авиацию, воорди-
	нировать ее всеми возможными путями В
TF
	ee ее ах

рамках Северо-аллантического союза». По
заявлению Ванденберга, на этом совещании
были, разработаны «основы для более бы-
строто развития союзнической авиации».
	Иелазно было объявлено 00 окончании
	  продолжавшихея пять месяцев переговоров
	между западными оккупационными держа”
Ram и боннским правительством, которое
	предетавляли. ‘питлеровские генералы Хой-
	OO et

зинтёр и Шиейдель. Западные державы не
	двигатель, Простой в экоплуатации, обла»
дал очень хорошими качествами.

А. Г. Уфимцев < нетерпением ждал
того дня, когда будет сокрушено царское
самодержавие, когда можно будет всю силу
своего изобреталетьского таланта поставить
на службу народу.

С огромной тадостью он ветретил весть
о побеле Великой Октябрьской социалисти-
ческой революнии. После Великого Ок-
	тября коренным — образом меняются
условия труда ° изобретателя. Для
него  оборулуетея  прекраеная  мастер-
	ская, приглалнаются опытные рабочие, го-
сударство отпускает Уфимцеву необходи-
мые денежные средства. Если до револю-
ции изобретателю приходилось работать в
одиночку, то теперь на помощь ему при-
ходят. крупнейшие ученые. Особенно горя-
чую поддержку находит он у Н. Е, Жу-
ковского и В. П. Ветчинкина.

В. ИП. Вегчинкин, которого © Уфимцевых
связывала, тесная дружба, активно помога-
ет изобретателю в ето работах по ветро-
технике. Уфимцев получает возможность
целиком заняться давно  волновавшей его
проблемой пкирокого использования  энер-
тии воздуха для нужд народного хозяйства.

Уфимцев думал над, тем, как . найти
деневые и простые способы аккумулирова-
ния энергии ветра; выравнивания ее, как
заставить эту энергию приводить в ABE
жение сельскохозяйственные машины и
станки, как применить ее в широких.
масштабах для бевещения и отопления
городов и сел.

Были ‘и рапыие известны способы ажну“
мулирования энергии ‘ветра, например,
электрические аккумуляторы. Но они были
очень дороги. : : И

Уфимцев намцел совершенно новое ре-

шение проблемы, ‘оригинальное и необы-
чайно простое. Он пришел в мысли, что
проще и лучше всего для выравнивания
энергии ветра использовать больной мас-
сы диск-маховик, способный равномерно
зралкаться‘ и, как отмечал изобретатель,
«еповобный запаеать энергию . на десятки
минут от одного порыва’ ветра ло следут-
lero: за ним порыва».
Н.Е Жуковский ‘и В; П: Ветчинкин
выеоко оценили это’ изобретение, увидев в
нем решение по частной задачи, а ‘путь
к разрешению проблемы, имеющей крупное
парохнохозяйственное значение.

Н. Е Жуковский назвал предложение
	Участники воздушного парада в Тушино. Слева направо; офицеры А. Бабаев, С. Перов
	Bday} pete 4

ский М. Уницкий, П. Мантуров и А. Байгузин.
	изобретатель
	тученным деньгам вое, что у него было,
и заложив последнее свое  пмущество,
Уфимцев строит два самолета и к ним
два двигателя: один  биротативный —
шестицилиндровый, двухтактный, с Ka-
чалощимиея цилинлрами, мощностью 50
л. с, другой == тавже двухтаклный, но
двухцилиндровый, полностью  уравнове-
шенный во всех направлениях, мощностью
15—18 л. с. 0ба двигателя имели уси-
ленную продувку.

Самолеты Уфимцева, соферопланы, были
чрезвычайно оригинальной конструкции:
их крылья имели вид сферической mo
верхности малой выпуклости. Наряду ©
высокой прочностью и легкостью такие
врылья отличались рядом положительных
аэродинамических качеств. Впоследствии
самолеты с такой конфигурацией крыльев
строилизь как в России (например, самолет
«Врутлый»). так и за границей.

Из других особенностей этих экспери-

ментальных самолетов следует отметить
применение, .‹ Уфимцевым .. трехколесного
шасеи, нашеднтего. в. последнее время широ-
кое применение в самолетостроении всех
стран мира, и биротативного двигателя с
двумя ©006ными винтами. Соосные винты
стали применятьея В зарубежной авиации
лишь с конца первой мировой войны и ие-
пользовалиеь на многих. самолетах: в пос-
ледние ABA десятилетия. -
° Интересные опыты  Уфимцеву . Borope
приилось прекратить, так как большой
сфероплан был сломан бурей, a малый
забрал за. долги купец. .

- Передовые русские люди помогали Уфим-
‘цевх B ene трудной борьбе с коеностью - 1
	невежеством цароких чиновников. В. 1912
тоду на Ш Всероссийском воздухонлава-
тельном съезде по ‘инициативе Н.Е, Жу-
ковского, который был. председателем жю-
ри еъезла; А: Г. Уфимцеву была присуж-
лена большая ‘серебряная медаль ‘3% ‘его
шестицилиндровый биротативный двлга-
тель.

‘Однако вскоре, обтавитиеь без средств,
Уфимцев вынужден был бросить занятия
авиацией и приступил в изготоваению
нефтелвигателей специально приснособ-
	ленных для крестьянского хозяйства, Этот
	замечательный р

„«Умтино» —. поэт Bf области нахучной
	‚ К 15-летию со дня смерти
* А. Г. Уфимцева
		«Уфимцев — поэт в области научной
техники, юноша, обладавший  несомнен-
ным талантом изобретателя... это юноша
из ряда тех прекрасных мечтателей,  Ко-
торые, — очарованные своей верой и
любовью, — идут разными Путями к
одной и той же пели — в возбуждению
в народе своем равумной энергии, творя-
шей добро и красоту». Такими словами
характеризовал Анатолия Георгиевича
Уфимпева великий русский писатель
Максим Горький.

Многообразна и плодотворна была дея-
тельность этого замечательного рета-
теля. Самолет и сиособы пересадки много-
летних деревьев, переменная фрикционная
	передача и ртутные лампы, двигатель
внутреннего сгорания и  ветросиловая
установка — таков далеко не полный пе-

аа О о
	фечень вопросов, на которые откликался
изобретательский талант А. Г. Уфимцева.

А. Г. Уфимцев родился в 1880 году в
Курске. В ранней юности он вступил HA
путь революционной борьбы против цал-
екого самодержавия. В те годы в г9?. Кур-
ское фразвертывали свою работу нелегаль-
ные  сопиал-демократические кружки. В
один из таких кружков и вступил Анато-
тий Уфимцев, твердо решивший отдать все
свои силы делу борьбы за освобождение
свовто народа от ига паризма. Он изобре-
тает и изготовляет для нелегальной типо-
графии «электрическое перо», & несколь-
к) позже — скоропечатающую ротацион-
	р 1900 году А. Г. Уфимцев за револю-
	пионную деятельность был схвачен _ по-
лицией_ и брошен в Петропавловскую Kpe-
пость. а вскоре сослан в Сибирь. Тяжело
пришлось ему в сибирской _ ссылке. На

помощь ему пришел Мажсим Горький.
А. М Горький, который ‘внимательно

следил. за ростом молодого изобретателя,
материально помогал ему, послал набор
инструментов. Это позволило Уфимцеву и
в ссылке-заниматься своим любимым делом
— работать над созданием новых механиз-
мов.
Там он осуществляет проект бесклапан-
foro коросиновом двигателя, изобретает
	фонари большой  светосилы. освещавшие
	впоследствии улицы Вурока и других Te
родов, усовершенствует мембрану граммо-
фона и многое другое.

Алексей Максимович так рассказывал
‘06 этом периоде жизни Уфимцева:  «Со-
ланный в Семиреченскую область... живя
там под строгим надзором людей невеже-
ственных и суеверных, не имея  необхо-
димых инструментов и материалов, он
‘изобрел оригинальный двигатель  внут-
реннего сгорания, усовершенствовал цик-
личность, работал нал’ новой системой
драги, придумал какой-то «вечный  пал-
рон» для охотничьих ружей. Чертежи его
двигателя я показывал инженерам В
Москве, и они говорили мне, что изобре-
тение Уфимцева очень практично, 06тро-
умно и талантливо».
	Там, в далекой Сибири, у Уфимцева
зародилась мечта создать летательный
зппарат. Й здесь Уфимцев пошел своим,
оригинальным . путем.

Работу над постройкой самолета Уфим-
цев решил начать < создания силовой
установки. С этой пелью он еще в 1900
тоду начинает разработку ‹сердца» буду-
Щей -летательной ммнины —— совершенно
оритинального  биротативного авиацион-
ного двигателя. У этого двигателя вал ©
одним винтом вращалея в одну сторону,
а цилиндры © другим винтом — в про-
тивоположную. Подобный двигатель сулил
для самолета много выгод.

Спустя несколько лет англичане Рут и
Муфлей ‘Пытались поисвойть себе это рус-
ское изобретение. выдав плею биротатив-
ного двигателя за свою. Но эта попытка
была разоблачена советекими учеными.

По возврашении из ссылки Уфимцев
приступает к осуществлению. своих проек-
тов После долгих хлопот ему удалось на
вабальных условиях получить от одного
	купиа 5 тысяч рублей. Приложив к по-
	В 1928 году изобретателя посетил Алек-
сей Максимович Горький. В мастерской
Убимпева произошла их первая встреча: