14 августа 1951 г., № 189 (2031),

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ ны ЧТВ:
	wT
Повышаем летное
мастерство.
	Герой Советского Союза
подиолковник А ЛУКИН
	Наша Родина — родина авиации, роди-
на самых вылающихея авиационных из0-
боетений и авиационных лостижений.
	Уже задолго до Великой Отечественной
войны советским летчикам принадлежали
62 выдающихся международных рекорда
по дальности, скорости, высоте полетов и

грузоподъемноети. °
	В Великой Отечественной войне наши
самолеты намного превзошли технику вра-
тов, а летчики показали выдающиеся 05-
разцы храбрости и мастерства. Авиаторы
проявляли в боях волю, высокую дисцип-
лину и пелеустремленность,  решитель-
ность и твердость, выдержку и иницид-
THB.
	В послевоенное время советекие летчики,
выполняя указания товарища Сталина,
умело осваивают авиационную техникум.
Они помнят, что смелость, отвала должны
сочетаться © отлачными знаниями.
	Летать дальше всех, быстрее всех и
вышие всех, значит лучше всех—таков де-
виз советских авиаторов. И они неустанно
учатся, совершенствуют свое боевое ма-
стерство, овладевают первоклассными са-
молетами.
	Знатоки своего
nena
	Старший лейтенант
А ТУШНОВ
	С особой силой звучит в налии дни ис-
‘черпывающая характеристика  советекого
летчика, данная товарищем Сталиным на
приеме Героев Советского Союза в 1936

лу. Чтобы освоить современную авиаци-
онную технику, овладеть высоким маютер-
ством ее применения, надо обладать кон-
пентрированной волей, настойчивостью и
глубокими ЗНАНИЯМИ. Отличительными
чертами совелского летчика являются хфаб-
рость и безграничная любовь к Родине,
трезвый расчет и большие знания, Но-
стоянное стремление совершенствовать
свое боевое мастерство.

Недавний воздушный парад в Тушине
наглядно продемонстрировал эти замеча-
тельные черты характера наптих авиалто-
pos. Стремительно проносивитиеся. реак-
тивные. самолеты, вызывавшие восторг
зрителей, вели угеренные руки советеких
авиаторов. Тысячи москвичей, присутетво-
вавших на Тушинском аэродроме, восхища-
лись искусством выполнения нашими лет-
чиками фигур выенего пилотажа. Исклю-
чительно виртуозным был пилотаж Ha
встречных курсах.

А группа в составе девяти реактивных
истребителей, выполнившая каскад фигур
высшего пилотажа! Создавалось такое вие-
чатление, словно всеми девятью самолетами
управляет одна умелая рука. Эти быетро-
крылые машины пилотировалиеь воздуш-
ными мастерами высокого класса, которые
обладают концентрированной волей, харак-
‘тером, смелостью, отвагой. и умением,

Такими искусными знатоками своего де-
ла воспитываются летчики в частях и
подразделениях ВВС.
	УМЕНИЕ
	т
]астойчивость
и упорство
	Гвардии подполковник
С САЛЬНИКОВ
	Буксировщих находился в зоне воздуш-
ных стрельб. Огонь по конусу поочередно
вели летчики звена старшего лейтенанта
Дмитриева, Они умело выполняли маневр,
мастерски атаковывали цель. Когда были
подечитаны пробоины в оброшенном ко-
нусе, то оказалось, Что летчики эвена
тт. Звягин, Нарфенов и Иванов упражне-
ние выполнили на «отлично».

Авиаторы подразделения не только
умело стреляют, они хорошо владеют тех-

ТЫ о Та Е ое >
	и групповой слетан-
	никой пилотирования
	„Смелость и отвага — неотвемлемые качества Героя Советского Союза. Летчик —

это концентрированная воля, характер, умение идти на риск.
Но смелость и отвага — это только одна сторона героизма. Другая сторона ——

не менее важная — это умение. Смелость, говорят, города берет. Но это только тогда,
	eu wie’ FO Ана:

когда смелость, ‘отвага, готовность к ‘риску сочетаются с отличными знаниями“.
И. Сталин.
			Неотъеилемые качества советских летчиков
		торов. Онз обязывает каждого советского
азвиатора неустанно двитаться вперед, вос-
питывать в себе волевые качества, твер-
дый характер, смелость и отвагу, умение
итти на риск, постоянно вовершенетвовать
свое летное мастерство, свои знания авиа-
ционной техники.

Слова’ товарища Сталина, обращенные
К советеким авматорам, имеют важнейшее
значение для развития и укрепления boe-
вой моци Военно-Воздуишных Cur Coner-
ской Армии. Сталинская характеристика
морально-боевых качеств советеких авиа-
торов мобилизовала их на борьбу за даль-
нейший подъем летного мастерства, за
дальнейшее изучение авиационной техни-
RM. °

За сравнительно короткий срок наши
летчики совершили ряд выдающихся перз-
летов, установив при этом новые ‘мировые
рекорды: успешный полет и поездка груп-
пы тяжелых воздушных кораблей на льдах
Северного полюса, рекордные полеты на
высоту, дальность, скорость...
	Сталинские соколы успешно завоевывз-
ти новые и новые вершины летного иесвуе-
		На всю жизнь осталея в моей намяти
день 13 азгуста 1936 года.

В этот день экипаж Валерия Чкалова,
вернувшийся в Москву после перелета по
Сталинскому маршруту, был  приняг В
Кремле товарищем И. В. Сталиным, руко-
водителями партии и правительства.
		По-отечески ласково встретил наб,
ветеких летчиков. товари! Сталин.
	Вот умолкли аплодисменты. .Слово бы-
ло ‘предоставлено Валерию Чкалову. С ог-
ромным волнением начало он свою речь.
Чкалов говорил; что в замечательном рус-
ском языке он не находит‘ более глубоко-
го. более теплого слова. чтобы выразить
все 10. что он и тысячи других людей пе-
реживают в связи с перелетом и со ветре-
	чей в Москве. чем слово — Сталин.

— Bes наша великая страна, весь
170-миллионный народ, — говорил  Чкз-
	лов, — летели вместе с нами, а Нашим
штурманом был великий Оталин. Поэтому
этот перелет так близок веем людям Со-

ветекого Союза.
	— да великую награду, — продолжал
Чкалов. обращаясь к товарищу Сталину,
— за такую встречу разрешите нам,
товарищ Сталин, повторить этот маршрут.
Все. что было на машине, в машиие и.еа-
ма машина. — вее было прекраено...
	Чкалов зачитал, далее, письмо, воторое
прислали охотники с острова Удд товарищу
Сталину. Великий вожль народов крепко
пожал руку Валерию Чкалову, поцеловал
летчика. В зале вспыхнула бурная овация.
	С новой силой волыхнула буря аплояи-
сментов. когда Серго Орджоникидзе предо-
ставил слово Иосифу  Виссарионовичу
Сталину. Весь зал стоя  привететвовал
вождя народов бурными овациями, крика-
ми «ура».

Товарищ Сталин говорил © качествах,
которые характеризуют Героя Советского
Союза, говорил о налтих рядовых летчиках,
из которых выйдут будущие‘ герои. С or-
ромным вниманием слушали мы Сталина,
	«Смелость и отвага — неотъемлемые
качества Героя Советското Союза. Летчик
— это концентрированная воля. характер,
умение идти на риск, Но смелость и отвя-
га — это только одна сторона героизма.
Другая сторона — не менее важная —
это умение. Смелость, говорят, города бе-
per. Ho это только тогда, когда смелость,
отвага, готовноеть к риску сочетаются с
отличными знаниями».
	Велико значение этих исторических ста-
линских указаний для дела подготовки, об-
учения и воспитания летных кадров ©0-
ветского Воздушного Флота. В словах
товариша Сталина дана общьирная и строй-
ная программа подтотовюи советских авиа-
	После войны товарищ Сталин поставил
перед советскими воинами-победителя-
	ми почетную ‘и ответственную вадачу
— длительно охранять завоеванны
	мир и созидательный труд советского
народа, надежно обеспечивать государ
ственные интересы  Советекого Союза,
сделать недоступными для врагов ру-
бежи нашей Родины. Защитники род-
ной страны, вдохновляемые успехами CO”
Berekoro народа в строительетве комму-
низма, не жалеют своих сил и с пособио-
стей для того, чтобы с честью вышолнить
	указания великого вождя.
	Летчики Военно-Воздунных Сил  охВа-
чены большим патриотическим подъемом.
Под руководетвом опытных командиров
они настойчиво воспитывают в себе сме-
лоеть и отвагу. закаляют волю, совершен-
	ствуют летное мастерство, овладевают CO”
временной — авиационной техникой. В
	классах и на аэродромах, в зонах и над
полигонами кипит творческий труд сталин-
ских авиаторов. принося им все новые И
	повые лоетижюния.
	= }
Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации
Г. БАЙДУКОВ
		лость, отвагу, закаляли волю к победе
над ненавистным врагом.
	Высокое летное мастерство. глубокое
знание превосходной советской авиацион-
ной техники помогали напим летчикам
непрерывно обогащать методы борьбы ©
противником. Веем известны имена таких
воинов-новаторов, как трижды Герои Совет-
ского Союза Покрышкин и Вожедуб.  два-
жты Герои Нолбин, Сафронов и многие
	Apy Pie.
С каждым днем, с каждым месяцем рос-
ла сила ударов сталинских соколов. В не-
бе Подмосковья, под Сталинградом, на Ву-
бани, под Курском, на Украине и в Бело-
руссии, над логовом фашиетекого зверя—
Беулином —= тромили советекие ‘летчики
фашистскую авиацию, оказывая неоцени-
мую помошь евоим наземным войекам.
	История Великой Отечественной воины
полна мноточиеленными фактами беспри-
мерного героизма и изумительного мастер-
ства. проявленных советокими летчиками.
	Смелые и отважные сталинские соколы,
обладавшие глубоким знанием вверенной им
первокласеной авиационной техники, Ч4-
сто вступали в 601 в противником, превюс-
холивитим по численности, и побеждали.
	Летчик, лейтенант Еремин, Фарражируя
над аэрохромом, обнаружил 25 вражеских
бомбардировщиков «Юнкерс». Смелый и
отважный летчик, отлично знаватий свою
малину, ветупил в б0й 5 противником
и сбил несколько фашистских бомбарди-
ровдциков, а остальных обратил в паниче-

ское бегетво.
	Звено штурмовиков «Ильющин-2» под
командой В: Харитонова, возвращаясь ©
задания, увидело на встречном курсе боль-
ную труппу немецких бомбардировщиков.
Харитонов отдал приказание алаковать
противника. Несколько вражеских бомбар-
дировитиков было уничтожено в воздупниом
бою соретекими итурмовиками.
	Только советские летчики. воспитанные
великим Сталиным, ©10с0бны на такие
	подвиги.
	ностью,
3. последнее время подразделение доби-
	лось значительных успехов в боевой и по-
титической подготовке. Объясняется эт
прежде всего ‘тем, что старший лейтенант
Дмитриев, умело обучая воинов, подлержи-
вает высокую диециплину и организованы
ность ереди них. Летчики с большой от
вететвенноетью относятся к выполнению
каждого полетного задания, тщательно г-
товятея к своим действиям в воздухе,

Подразделение офицера Дмитриева —
дружный, спаянный коллектив, И юга
в части объясняют причины успехов ето
личного состава. авиаторы He без осно-
вания заявляют: .

— Дисциилина и организованность, Ha-
стойчивость и упорство в овладении авиа“
ционной техникой, добросовестное вылолне-
ние своего воинского долта перед Родиной
— рот что определяег успех передового
	подразделения.
	Возросшее
мастерство
	Гвардии майор
В. ТУКИН
		За умение мастерски владеть совремев-
ными самолетами ряд авиаторов награжден
орденами п медалями. Учрежденным в НЫ-
непнем году нагрудны знаком «Отличник
авизщии» награждены тысячи рядовых и
сержантов Военно-Воздушных Сил.
	Совсем недавно, 8 июля 1951 года, сот-
ни тысяч трудящихея видели в Тучине,
каких новых успехов достигли наши лет-
Чики, овладевшие первоклассной техникой,
которой их шедро снабжает советекий на-
род. В этот день сталинские соколы проде-
монстрировали на первокласеных совет-
ских самолетах смелоеть и отвагу, отлич-
ное летное мастерство.
	Советские летчики воспитаны великим
Сталиным. Им, как и всем советеким лю-
дям, несвойственно успокаиваться на 0-
стигнутом. Напиг авиаторы не должны до-
пускать в своих рядах зазнайства,  само-
успокоенности, беспечности: Их долг —
неустанно повышать свои военные и поли-
тические знания, крепить. диециплину
и организованность. В приказе № 85
Рознный Министр Союза ССР  тое-

ver от воинов Воздушных Сил добиваться
	«дальнеиитих успехов в овладении авиации?
онной техникой и летным мастерством, B
укреплении дисциплины ‹и повышении
боевой готовности Авиажии»,
	Чтобы © честью выполнить большие
задачи, поставленные перед Военно-Воз-
душными Силами Советской Армии, каж-
хый авнатор должен човседневно руковод-
ствоваться указанием товарища Сталина,
воспитывать в себе смелость. отвагу, во-
лю, характер, умение итти на риск, соче-
тать все эти качества © отличным  вна-
нием своего дела. В этом — основа, даль”
нейших успехов сталинской авиации.
	Во всенародный праздник — День В03-
душного Флота СССР советокие авиаторы
показали высокое летное мастерство. Когда
над Тушинеким аэродромом искусно выпол-
няла фигуры высшего пилотажа  пруппа
реактивных истребителей, ведомая  опыт-
нейшим летчиком тов. Шульженко, сотни
тысяч людей дружно аплодировали  совет-
ским авиаторам.

В этой группе уже не первый раз летел
первоклассный летчик офицер Громов. Как
и все советские летчики, он изо дня в
день повышает свою боевую и политиче-
скую подтотовку. добиваетея новых усие-
хов в учебе. ®

Офицер Громов мастерски пилотирует
скоростной самолет, всегда с высокой оцен-
кой выполняет полетные задания.

Летчик-коммуниет не останавливает-
ся на лостигнутом. Он хороню понимает,
UT) современная авиационная техника
предъявляет исключительно высокие Tp.
бования к летному воставу. Офицер настой-
чиво таботает над  вовершенетвованиех
своего мастеретва и заботливо растит м-
лодых летчиков. Под его руководетвох
летчики Кисаев. Олесюк и другие быстро
освоили новую для них материальную
часть и сейчас выполняют сложные полет-
ные задания.

Славное поколение авиаторов растет в
Harte стране. Следуя указаниям великого
Сталина. летчики в упорном  тру-
де и учебе неуклонно движутся вперед.
Беспредельная любовь к Родине, Searpar
ничная преданность ‘великому = делу
Ленина—Сталияа воодушевляют  стзлин-
ских соколов на замечательные дела и
Полвиги.
	Превосходные качества советских летчи-
ков. воспитанные товарищем Сталиным, с
особой силой проявилиеь в годы Великой
течественной войны.
	Титлеровцы в первый период bees, имея
численное превосходство в авиации и
известный опыт ведения войны в совре-
менных условиях. бахвалились, что в ко-

роткий срок уничтожат наши  Военно-
Воздушные Силы.
	Враг жестоко просчиталея! Война пока-
зала полное превосходство советских AGT-
аиков над вражескими, превоеходетво  0о-
BOT RUX боевых машин над самолетами Tipo-
THBAT Ko...
	Уже в певые месяцы войны товарищ
Сталин отмечал: «Наша авиация ло каче-
ству превосходит немецкую авиацию, а на-
ши славные летчики покрыли себя славой
бесстрашных бойцов».
	В трудных условиях военного времени,
в перерывах между жестокими воздушны-
ми боями наши летчики, вынтолняя указа-
ния товарища Сталина, непрерывно учи-
лись, совершенствовали свое боевое Ma-
стерство, разрабатывали новые приемы
борьбы, утлубляли знания той превосход-
ной авиационной техники, которой  непре-
рывно, во все возрастающих количествах
снабжал их тыл. воспитывали в еебе сме-
	Советские летчики, как и вся Советская
Армия, ведомая великим Сталиным, ©
честью выполнили свой долг `перед Роди-
ной. «В воздушных битвах с врагом, —
отмечал товари Сталин, — наши летчики
показали беспримерную доблесть, геройзм
и мужество. а командиры и начальники—
умение и военное мастерство в руководет-
ве возлушными операжиями».
	подразделениях ВВС. . 1 ная программа подтотовюн советских авиа-   GE ee enlarge nee ee ON OEE CO чае р а Е

ЕЕ В ee

Другой пыталея спастить . бегством.

Советекий летчик ринулея велед за
врагом,

Вее видели, как он настиг противника.
Можно стрелять. Стреляй же!
	Но Ачкасов вдруг отвалил вираво.
	— Боеприпасы кончились:!.. —Не вы-
держав. воскликнул один из тех, кто, за-
таив лыхание, наблюдал с земли 3a SoeM.

У летчика действительно не осталось WH
одного патрона. И мотор работал слабо.
Ачкасов прислушался и понял: до аэродро-
ма самолет не дотянет, он сильно ранен в
бою.

А враг может уйти,

Тогда Сергей Ачкасов решился.

С земли было видно, как «ястребов»,
имея превышение над противником, снова
понесся на «Хейнкеля».
	Была в сердце советского летчика неист-
ребимая ненависть к врагу. Была в созна-
нии мыель:

— Приказ.
	Ачкасов настиг врата, ударил «Хейнке-
ля» крылом своего раненного «ястребка».

‚ Вражеский самолет, разваливаясь на, ча-
сти, упал. .

Вскоре Сергей Ачкасов стоял в КРУГУ
товарищей,  поздравлявитих его с подви-
гом. А он сказал только:

— Ла ничего особенного... Выполнил
приказание — и все. 0 Викторе Талалихи-
не слышали? Ведь ему пришлось ночью
работать, ему было потруднее...

Ачкасов был кандидатом партии. И, ре-
шив в те дни етать членом великой боль-
шевистекой когорты, в своем заявлении он
писал:

«Прошу партийную организацию  при-
нять меня в члены ВКП(б). Высокое зва-
ние члена партии © честью  оправдаю в
борьбе с германским фыпизмом. Буду, не
щадя своих сил и, если надо, самой жизни,
громить ненавистных пиратов до’ полного
их разгрома и уничтожения».

Его приняли в члены партии единодун!-
но. Горячее сердце стучало под алым пар-
тийным билетом: в то же дни Сергей Ач-
касов ебил еще два вражеских самолета.
Недаром в стенной газете, вышедшей Ha
зэродромё, говорилось: «Написанное в пар-
	тию заявление он оправдал CBOUME дела-
МИ».
	Нелегко досталась  Ачкасову цифра
«4». составившая его боевой счет. Но
приказ команлира всегда был  желез-
	ным законом для летчика, и эта верность
приказу, помноженная ‚ на мастерство и
отвагу. помогала ему одлолевать врага.
	Он был горячим париотом, беззаветно
любил свою Ролину. Как-то маль его,
Мария Фелотовна. прислала ©  Тамбовщи-
	ны письмо: «Аелаю успеха и скорой п0бе-
ды над заклятым врагом. Я жива и здоро-
ва. 060 мне не беспокойся, не останавли-
вайся ни перед чем в бою. Больше истреб-
ляй их, врагов наитих, не давай им спус-
ка, — пусть падают! Тем скорее придет
цень победы и мира. Пусть не моргнет твой
глаз в тот момент, когда ты должен стре-
лять. Собьеть один фалнистскмй самолет,
д спасешь сотни людей. Помни of этом.
фто тебе мой материнский наказ».

И сын ответил:

«Мама, я с первого дня Отечественной
войны участвую в ожесточенной борьбе
против гитлеровских пиратов. В боях воз-
мужал и окреп, здесь, на фронте, стал ком-
мунистом и в бой за Родину иду с мыелью
0 товарище Сталине — о человеке,  кото-
рый дал нам права ‘на свободную и радоет-
ную жизнь, который поднял наш народ ва
залциту этих прав. Будь уверена: я He
пюсрамлю русскую землю, твой Наказ и
любое приказание своего командира выпол-
ню с честью, как это подобает сыну и
советскому воину».

.
	В марте 1942 гола Сертей Ачкасов, уже
младший лейтенант, был награжден орде-
ном Ленина. Родина по достоинетву отме-
тила его преданность народу, любимой
стране, его отвату.

Во многих боях участвовал потом Сергей
Ачкасов. Слава о нем разнеслась но веему
‘фронту. И однажды то, что случилось уне-
го под Москвой, было повторено в сраже-
НИИ 3a Воронеж.
	13 августа 1942 тюда командир эскад-
рильи лейтенант Оже и его ведомый ‘млад-
ший лейтенант Ачкасов поднялись в BO3-
дух, чтобы перехватить идущую на 0бом-
бежку большую группу вражеских вамоле-
TOR.

Они встретилиеь неподалеку от станции
Подклетное: два советских истребителя
против семи «Мессеримиттов» и девяти
	«Юнкерсов»,
	пускать его из рук до победы. Жалею, что
долго отсутствовал (правда, по обстоятель-
ствам, не зависящим от меня), но думаю,
что сумею наверстать упущенное. С при-
ветом Сергей Ачкасов».
	Дважды пришлось младшему лейтенанту
Сергею Ачкасову совершить таран. Дваж-
ды он шел на этот беспримерный Подвиг
во имя Родины.
	Korda им было сбито десять фаптистеких
самолетов, пришла  всенародная слава:
4 февраля 1943 года ему было присвоено
звание Героя Совелекого Союза...
	—щ Вот каким летчиком был Сертей Ач-
касов, товарищи... — повторил майор Ни-

китин и закрыл тетраль, в которой нахо-
дилиеь вапиеи, приготовленные лля беседы.
	Люди были ‘увлечены рассказом. Боль-
шая ответственность ложилаюь на их пле-
чи: надо в мирной учебе стать достойными

преемниками славы летчиков, подобных Аз-
касову.
	Воины подошли к монтажу, посвящен“
ному Герою. С уважением смотрели они на
портрет Ачкасова. «Что мы должны делать
сейчас, чтобы стать такими же?» — этот
вопросе был в их глазах.
	И тут же люди находили ответ.—он был
Заключен в документах, размещенных пох
портретом. Вот давнишняя партийно-поли-
тическая характеристика на Ачкасова (ер-
гея Васильевича. В ней говорится: «Делу
партии Ленина-——Сталина и социзлиетиче-
ской Родине предан. Дисцинлинирован. В
учебе показывает свою авантардную роль
коммуниста. Учится отлично, ( обязанно-
стями групткомеорга справляется». Вот ли-
сток довоенных времен: «Результат испы-
таний по внеполетной и летной подготовке
Ачкасова С. В.». Вилны оценки: знание
уставов—5, наставлений—5. материальной
части самолета—5. мотора—5, теории по-
лета—5, политподготовка—5. Bor ero Ka
точка взысканий и поощрений — в ней
только благодарности за отличную службу.
Вот выписка из акта комиссии, определяв-
шей успеваемость Ачкасова — курсанта
	военной авизапколы. В ней — только выс-
шйе оценки. _
	Хранить и умножать славу фронтовиков
— значит быть отличником учебы,
	Так говорят документы. № этому зовут
		Й стазу вепыхнул бой. Численный пе
ревее был на стороне врага, но ‘это не
испугало наапих летчиков. Оже прика-
зал Ачкасову атаковать * идущего слева
«Меесетимтеста».
	Ремшительная, быстрая, словно удар мол-
нии, атака. Стремительные черточки or-
ненных трасе прорезали воздух. .
	нервой же атаки Ачкаеов сбил врага.
	эато’ остальные навалились на Uae. Tor
увертывалея, caM нападал. И все время
руководил ведомым. Ачкасов немедленно
выполнял приказания, не тратя на это ни
одной лишней секунды. Он умело взаимо-
действовал © ведущим, его воля слилась
в эти мгновения е волей командира.
	Трижды казалось, что враги  одолеют
лейтенанта Оже. И трижды выручал его
Ачкасов, он приходил к командиру на вы-
ручку как раз в тот момент, когда фаши-
сты Уже готовы были торжеествовать побе-
ду.

Рухнул вниз еще один вражеский само-
лет, сбитый командиром.

Пошла сорок первая минута схватки. Co-
рок первая, — и каждая из них была на-
полнена величайшим напряжением сил, вэ-
ли. нервов. чуветв!
	Вот снова «прицепилиеь» К самолету
Оже лва «Мессера». Олин из них подходил
pce ближе и ближе. Опасность! Ачкасов
бросил свою машину вперед, хотел crTpe-
лять. но... пулеметы молчали.
	Боеприпасов нехватило, а «Мессер» сей-
час откроет огонь по команлиру.
	Правая рука Ачкасова крепче стиенула
штурвал. ноги намертво прижали педали,
левая рука до предела подала вперед сек-
Top газа... Сбить фаигиета!..
	Вот «Мессер» все ближе, ближе и вдрут
сразу вырос перед глазами, будто замер.

Ула» пришелея в борт. Вражеекий  са-
молет был ебит.
	Через несколько дней в чаеть пришло
из госпиталя письмо. Командир читал его
летчикам сам. В письме говорилось:
	«одравствуйте, товарищ командир!
Здраветвуйте, боевые друзья! Пяшет ваш
однонолчанин летчик Ачкасов. Нахожусь я
пока в госпитале. Настроение хорошее. Хо-
четея скорее слова, взятьея за штурвал.
Жду, когда закончится куре лечения, тогда
я постараюсь добиться назначения в свою
родную чаеть. Очень, очень хочется скорее
взяться за штурвал, чтобы больше не вы-
	Словно ничего особенного. и. не преизош-
л0 тогда в воздухе.

На, самом же дело то был горячий 00й,

Это случилось на подступах к Москве.
Вместе с товарищами он охранял родное
небо. Ветераны помнят; что он. говорил в
те дни;

— В воздухе каждый советский иетре-
битель обязан искать боя. Это- закон. Ни
один вражеский пират не должен пробитв-
ca к нашей Москве, никто из Них не дол-
жен уйти от <оветекого летчика!

Искать боя... В этих словах — боевой
хатаклер сталинских соколов, в них —
ц весь Сергей Ачкасов. Шоднявшиеь на
своем самолете в небо, он стремился во что
бы то ни стало найти противника, навя-
зать ему бой и уничтожить врага. Еели
приходилось возвращаться на ээродром с
	пустыми. как он говорил. руками. Ачкасов  -
	был недоволен. зато встреча се противнп-
ком, победа над ним преображала летчика:
радостно возбужденный, вылезал он из ка-
бины и докладывал командиру, поблескивая
глазами: :

— Ваш приказ выполнен!

‚ Так было и в этот день. Сержанту — он

тогда был еще сержантом — Сергею Ва-
сильевичу‘ Ачкасову приказали атаковать
появившиеся неподалеку от аэродрома два
«Хейнкеля». Он был один против них и
шел с разведки. порядком израсходовав бое-
припасы. Но командир, отдававший при-
жазание, немедленно услышал краткий от-
Per

— Слушаюбь,

Многие видели, как ринулея в бой co-
ветский летчик. Точно сокол, стремительно
ринулся он е вышины на врагов. Закрути-
лись в воздухе машины. «Хейнкели» още-
тинилиесь огнем. Неровно завыли моторы...
	Самолет Ачкасова взмывал вверх, сва-
ливалея на крыло, занимал выгодную огне-
вую позицию, потом сновз атаковал про-
тиврика. То и дело доносились короткие
очереди.
	Бот Ачкасов вплотную подошел к одно-
му «Хейнкелю». Пулеметная очередь про-
шилз вражескую машину. Раздалея взрыв,
и, оставляя в небе дымный след, «Хейн-
кель» повалился на землю.
	‚ — Вот каким летчиком был Сергей
Ачкасов, товарищи...
	- Майор Никитин закончил беседу. В ком-
нате стало тихо. Люди, собравшиеся  BO-
круг майора, молчали. Никитин вниматель-
но посмотрел на них. Вот он увидел, ках
щеки одного из них вепыхнули от волне-
ния, вызванного рассказом 0 боевом пути
части, о подвигах ее героев, о знаменитом

леётчике Ачкасове...
	ясно одно — и это чувствуется по тор-
жественной тишине; наступившей в пере-
полненной комнате, по ‘восторженному вы-

‚ражению лиц, — что они ‹ердцами BOC-
приняли его рассказ о боевых традициях
части.

Майор о многом сказал им  сейчае. И
болынше всего об Ачкасове. В Этом вамеча-
тельном сталинском соколе были сконцен-
трированы все те качества, о которых го-

_ворил наш великий вождь пятнадцать лет
тому назад, — емелость, отвага, мастер-
ство. — и которые партия восиитывает у
каждого авиатора.

Портрет Ачкасова перед ними, в центое
специального монтажа, посвященного Ге-
poo. Взглят прямой, открытый, ясный.
Упрямый подбородок. Решительноеть в
кажлой черточке лица.
	Уверен-
	Решительность и уверенность.
ность и тверлость характера.
	Да, он и был ‘заким, младший лейтенант
Сергей Васильевич Ачкасов.
	В истории ‚части есть лаконичная 3а-
mich: «После произведенной работы груп-
па капитана Варчука возвратилась обрат-
ио. Результат: противнику He удалось
бомбить намеченные им объекты; на нод-
ступах к городу Н. было уничтожено 4
самолета противника — один из них тара-
ном. Геровм тарана явился сержант Ачка-
сов».

И все. Ни слова о том, какого напря-
жения воли, какой смелости требовало
решение пойти на таран. Ци слова о том,
какое сильное, мужественное сердце надо
было иметь, чтобы свершить подобный
подвиг. Простой рабочий документ, фикси-
фрующий будто бы обычный производствен-
ный процесс: «Поеле работы... Один из
BUX — тараном...».