о лекабря 1951 г., № 282 (2124).
	ТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	]ропаганда военно-технических

Утром одного из воскресных дней близ
Дома офицеров Краснознаменной  военно-
инженерной академии имени профессора
Н Е Жуковского парило большое оживле-
	ne. Ono воины спешили в зрительный
	зал на очеретное военно-техническое чте-
	ние для мололеи.
Точно в назначенное время на трибуну
	поднялся. известный советокий ученый,
один из учеников Николая Егоровича Жу-
ковското, член-корреспондент. Акалемии
Hays CCCP профессор В. В. Голубев.
	— Тема моей сегодняшней лекции, —
сказал он, — «Работы Н. Е. Жуковокото
по теории крыла».

Так началась в Ломе офицеров акале-
уии лекния для авиационной молодежи
	Московското гарнизона.
С глубким вниманием воины слушали

профессора. Перед ними оживали вотную-
щие страницы из жизни «отца русской
авиации». Просто и доходчиво рассказы-
вал лектор о многолетних исканиях, опы-
тах, исследованиях, вынолненных Нико-
лаем Еторовичем для того, чтобы выявить
точную картину работы крыла самолета,
созлать стройную теорию этото предмета.
	Перед сидевшими в зале воинами,
людьми, повседневно имеющими дело ©
современной авиационной техникой,  от-
крывалась творческая лаборатория вели-
кого ученого, становилась более ясной вся

значимость его работ для развития отече-
ственной авиации. Многие сложные вопро-
сы аэродинамики; ярко освещенные лекто-
ром, стали предельно ясными,  понятны-
МИ.

Дружными аплодисментами провожали
воины спускавшегося с кафелры  профес-

сора. С нетерпением ждали они слелующей
лекции, зная, что она поможет им попол-

нить свои  военно-технические знания,
так необходимые в. работе...
		шую ценность представят для воинов ©0-
держательные, популярно прочитанные
лекции, расоказывающие о мировом значе.
нии работ напгих ученых в области зэро-
динамики, объясняющие особенности аэро-
динамики больших скоростей и вытекаю-
щих из этих особенностей практических
следетвиях! Как много будут такие dot.
ции солействовать повышению  техниче-
ской культуры наших авиаторов!

С кажлым годом совершенствуются еи-
ловые установки самолетов. Грамотный
	  уход за двигателями, обсмысленное выпоя-
	нение всех правил технической эксплуа-
тации — непременное условие обеспече-
НИЯ надежной. безотказной работы авиа-
ционной техники. Лекции опытных спе-
пиалистов о достижениях замечательных
творцов советских авиалвигателей, квали-
фицированное и популярное изложение
процессов. ‘происходящих в двигателях
при их работе, хытграют большую роль в
позышении качества обслуживания и эЕс-
плуатации боввых машин.

Современные самолеты  насышены pa-

тиотехничеекой аппаратурой,  выполня-
ющей очень важные и ‚разнообразные

функции. Эксплуатация этой аппаратуры,
уход за ней требуют от войнов разносто-
ронних знаний, широкого кругозора:

Поэтому большую пользу принесут авт -
торам регулярно читаемые лекцин
о мировом приоритете нашей науки
в этой области. лекции, глубоко науч-
но и доходчиво излагающие теоретические
основы современной радиотехники, ce 0ез-
брежные перспективы. Это поможет повы-
пению технической культуры наших
авиаторов в области радио, во многом бу-
дет солействовать улучиению экснлуата-
ции радиотехники.

Пропаганда военно-технических зназий,

их раепространемие должны коснуться в”ех
без исключения сторон авиационного дела.
Советским авиаторам, воспитанным боль-
евистской партией. великим Сталиным,
приеуши чувство нового. горячее стфемле-
		ние непрестанно двигаться вперед. У них
имеется законное желание расптирять свой
	знания, получить ответ на многие ропро-
сы, зачастую выходящие из прелелов
учебных программ. Уловлетворить это бла-
горолное желание — почетный roar
команлиров и политработников, партийных
и комсомольских организаций.
	В кажлом гарнизоне, в кажлой авиача-
сти имеются широкие возможности для ве-
дения нропатанлы — военно-технических
знаний. Немалое число офиперов-авиа-
торов имеет выслнее образование, обладает
большим практическим опытом. Эта еле-
циалиеты могут. быть активными пропа-
гандистами научных знаний, передового
опыта, помогать командирам в решении
задач дальнейшего повышения боеготовно-
сти частей и полразлелений. .
	В этом важном леле болышое участие

в а ао Раса. рае о Ре
	обязаны принять Дома офицеров. клубы.
Организуя лекции и доклады по. различ-
	HEIN отраслям неуки И техники, ветречи
© учеными, лауреатами Сталинских  пре-

< учеными, лауреатами Сталинских  пре-
мий, Героями Социалистического Труда,
изобретателями, новаторами производства,
показ кинофильмов на научные темы, они
окажут авиаторам серьезную помощь в
овладении военной техникой. Большую
	пользу принесут организуемые в библиоте-
ках выставки книг по военно-техниче-
‘ским вопросам.
	Все эти мероприятия сыграют огромную
	роль в решении важной  залачи —
роста уровня военно-техничесвих 3Ha-

ний авпаторов, повышения боевой го-
	TOBHOCTH частей и потразделений Военно-
Воздушных Сил нашей Ролины.
	Инженер-подполковник
С ВИШЕНКОВ.
	знаний среди авиаторов
	Ценный опыт
комсомольцев академии _
	имени Н. Е. Жуковского
А
	чиво и непрерывно совершенетвовать свои
специальные знания. Решая ‘эти задачи
воины —— летчики, штурманы, инженеры.
техники, механики неизбежно  сталкива-
ются с разнообразными техническими в9-
просами. Ясно. что чем шире военно-тех-
нический кругозор. воина, тем легче ему
решать эти вопросы, тем лучше он будет
эксплуатировать и сберегать машину.

Вот почему заслуживает такого вниуа-
ния олобренная  команлованием ценная
инициатива комсомольцев академии имели
Н. Е. Жуковского. ренгивиих помочь мо-
лолежи в приобретении  всоенно-техниче-
ских знаний:

Ha олном из собраний  комеомольско-
	о актива академии было решено ор
ганизовать чтения WH: молодежи на
военно-технические темы. Вомеомольцы
	обратились к научным  таботникам Ra-
федр. Злесь охотно полдержали это нуж-
ное дело, помогли разработать план,
определить наиболее важные темы;
Кафедры выделили в качестве лекторов
опытных научных работников, Составлен-
ные ими доклады были предварительно
обсуждены. дополнены. Работники Дома
	офицеров позаботились о том, чтобы до-
	стать кинофильмы. иллюстрирующие лев-
	ции. Так, после лекции «Н. Е. „Куковский
— отец русской авиации» был показан
хуложественный кинофильм «Жуковский».

Лекции получили признание у аудито-
рии. Они проводились точно в установ-
ленные дни и, как правило, проходили с
успехом. В течение нескольких месяцев
был прочитан цикл лекций о Жуковском.
Помимо вышеназванных лекций  перея
слушателями были освещены такие темы:
«ЖКуковский — основоположник современ-
ной авиационной науки», «Работы Жуков-
ского в области авиационного  вооруже-
ния», «Работы вуковского по теорни не-
сущего винта». «Работы Жуковского по
	аэродинамичесвому расчету самолета».
	Трудам  знаменитого деятеля науки

К. 9. Пиолковского был посвящен HEA
лекций, в котором подробно освещены ре-

зультаты его исследований в области ре-
активного движения, по вопросам межила-
нетных путешествий.

Точно так же рял тем был посвящен
работам основоположника аэродинамики
больших скоростей Героя  Социалнетиче-
	ского Труда С. А. Чаплыгина.

Все эти доклады прочитаны научными
работниками тт. Курицкесом, Поветкиным,
Микиртумовым, Кастореким, Смуровым,
Шумяцким, Стрижевеким и другими.

В последнее воскресенье. 25 ноября,
доктор технических наук Ицхоки прочи-
Tal леклию «Ралио на службе авиации».

& # х
	Трудно переоценить значение лекцион-
ной работы, направленной на повышение
уровня военно-технических знаний наших
воинов, особенно авиационной молодежи.
Эта работа должна систематичееки прово-
диться в каждом авиагарнизоне. в каж-
дой авиачасти. Понятно, что наибольшую
пользу такие мероприятия причесут Tor-
да, когда темы лекций будут хороше про-
думаны, будут помогать решению  кон-
кретных задач, стоящих перед частью.

Каждый техник и ‘механик, обелужива-
ющий — современный самолет, выпол-
няет, например, определенные pado-
TH, обеспечивающие должное состояние
поверхности самолета, сохранение ere
	аэродинамических качеств. Вакую  боль-
	стигает С. Ватенцев в незамыеловатом по
сюжету рассказе «Испытание». Молодой
курсант, получив увольнение в город, в
епешке не отдает чести полковнику, по-
лучает суровое замечание и приказание
JOADMATE 00 этом своему начальнику.
Юноша взволнован. В обсуждении проис-
шедшего принимает участие ето семья.
Возникает мысль о том, что полковник не
вепомнит 0б этой мелочи, не запомнит
фамилии курсанта и можно умолчать 060
всем этом в училище,

Сердобольная мать ободряет сына и
ворчит: «Наверно, какой-нибудь отетав-
	ной. Делать ему нечего. Аодит и ищет, над
кем власть показать». Но тут прежде все-
го сам курсант начинает возражать мате-
ри. Отец требует от сына выполнить при-
казание, а младший братишка зысказы-
вает свое отношение к делу коротенькой
репликой: «Я «Молодую гвардию» про-
чел. Там ребята поклялись — «Умрем за
Родину» и геройски погибли.  3д0р0в0».
Курсант немедленно по приходе в учили-
ще докладывает майору о происшелшем.
	Но здесь Вашенцев раскрывает «второй
план» этого рассказа: глубокую заботу
сфицеров о воспитании, формировании ха-
рактера молодых курсантов. Полковник,
оказывается. не только не забыл  проис-
шествия, HO утром же следующего дня
позвонил в училище и справилея о вы-
полнении курсантом его приказания. Как
хорошо сумел Вашенцев на этом малень-
ком факте показать, что старший офицер,
останавливающий на улице  недисципли-
нированного ‘военнослужащего, прежле
веего поступает как воспитатель, Что
замечание нераливому-——не  придирка, а
забота о главном для воина — его дис-
динлине. Узнав 0 честности и правдиво-
сти курсанта, полковник сам же ходатай-
ствует о снятии с него наложенного в
училище взыскания.

Не все из восемнадпати рассказов сбор-
ника одинаково интересны и характерны
для творчества Вашенцева. Много ниже
уровня ‘его мастерства растянутый раесказ
«В Карпатах», а также рассказы «Bo-
лезнь», «Хорошая дорога». Нередко автор
злоупотребляет надуманностью сюжета,
	‚бучение воздумитых
	 радист ов

В подразделении проходили учебно-б0е-
вые полеты. Один за другим поднимались
в возитх бомбардировщики. Охни экипажи,
установив двустороннюю связь, сообщали
о прохождении ИПМ, другие — передава-
ли данные о погоде, о ходе выполнения
упражнений. Лишь один экинаж, где воз-
душных стрелком-радистом был сержант
Клюев, в течение нескольких минут после
взлета ничего не рамировал на стартовый
командный пункт. Руководитель _ полетов
поминутно посматривал Ha Часы и спра-
шивал офицера. Гринина:

— Установлена ли связь $ экипажем,
тде радистом Блюев? Что он передает?

— Связи с экипажем пока нет. —
слеловал один и тот же ответ.

Офицер Гришин волновалея. Ему было
неясно, почему молчит экипаж, Перед
взлетом этот экинаж установил четкую
радиосвязь с Гуководителем полетов, HO
после набора высоты радист не отвечал
на вызовы стартовой  радиостаниии. «В
чем же дело?» — нелоумевал офицер.

Отсутствие радиосвязи волновало си
команхира экитажа. Без связи экинаж не
имел права выполнять задания. Поэтому
камантир, решив сделать несколько -кру-
поз нац аэролромом, напоминал возлупгно-
му стрелку-радисту:

— Проверьте прелохранители, лампы,
	установыу волны.
Наконец, через некоторое время радист
	холожил командиру экипажа, что связь
е землей установлена. Несколько минут
полета экипаж потерял впустую из-за от-
сутствия радиосвязи.

После посадки было установлено, Что
евязь отсутствовала из-за неправильной
устодовки воздушным  стрелком-ралистом
Елюевым рабочей волны передатчика. Cep-
жант Алюев. не имея достаточно тверхых
практических навыков, проявил в вВозлу-
хе излишнюю торопливоеть в работе с
злигаратурой н.в результате при перехоле
с одной волны на другую неточно настро-
ил перелалчихк, ,

Omatica cepaantra Клюева была потроб-
но и глубоко проанализирована  команди-
ром на послеполетном рззборе. Многое из-
влек из этого урока и офицер Гришин. В
лольнейшем при проведении прелваритель-
Ной подготовки он 069006 внимание стрел-
ков-радистов обращал на работу с ралио-
станцией в возлухе. В классах на дейст-
вующих макетах и тренажерах стрелки-ра-
листы отрабатывали порядок устранения
неисправностей, твердо заучивали позыв-
ные. трениповались в переходе с основной
		волны На запласную.
Rpome того,  стрелкам-радистам 0
	заданию командира оказывали помощь
опытные мастера радиосвязи. Так, ¢ ceD-
жантом Влюевым  занималея отличник
авиатии старшина Деменнов. Он кропотли-
во передавал Влюеву свой богатый опыт
ведения ралиосвязи, полробно рассказывал
зоину © том. как нало готовить радиостан-
пию к полету. как быстро обнаруживать
и устранять неисправности ралибзииарату-
ры в полете, как производить переход ©
елной рабочей волны Ha другую.

Старпкина Деменцов порекоменловал сер-
жанту Клюеву ежедневно тренироваться в
работе на ключе и в приеме на слух буБ-
венного и смешанного текста. Такие тре-
нировки помогли сержанту Алюеву  на-
учиться безопеибочню принимать любой
текст на слух. еше четче передавать те-
леграфные сигналы на ключе.

Большую роль в повышении професси-
ональных навыков стрелков-ралиетов иг-
рали предварительная подготовка и розыг-
рыш полетов. Теперь командир стал прак-
тиковать постановюу специальных  ввод-
ных  стрелкам-радистам.  Стрелок-ралист
должен был производить настройку тадиэ-
станции на указанную волну, перелавать
на зуммере нужные данные, выполняя все
это в такое время, каким он булет в дей-
ствительности располагать в возлухе. элесь
же. в процессе розыгрыша полетов. коман-
тир всесторонне разбирал ошибки,  допу-
щенные  радистами. Отдельным воинам
комантир приказывал провести  лополни-
тельный тренаж. .

В период предварительной подготовки
все стрелки-радисты проводят  обязатель-
ный тренаж непосредственно на самолете.
В часы тренажей опытные специалисты
оказывают помощь своим товарищам, наб-
людают за правильностью их действий.

0 том, как проводятся такие тренажи,
расскажем на конкретном примере. Crap-
шина Деменцов занимался co стрел-
ком-радистом  Влюевым. Радист на-
страивал самолетную  ралиоствицию на
нужную волну и держал овязь © наземной
радиостанцией. на которой находился Ле-
менцов. В течение тридцати-—сорока ми-
нут нопеременно они вели прием и перела-
чу радиограмм. Это помогло Влюеву отра-
ботать на земле все то, что предстояло вму
выполнять в воздухе. И не случайно в
очередных полетах сержант Влюев успеш-
но выполнил все задания по радиосвязи.

Повышение квалификации  стрелка-ра-
диета требует постоянной тренировки В
приеме и перехаче ралиограмм в любых
условиях. С этой пелью офицер Гришин
регулярно организует прэжтическую рабо-
ту на радиостанции, создавая усложнен-
ные условия. Для этого на определенном
расстоянии устанавливаются две радио-
станции, в работе которых создаются ие-
кусственные помехи. Все’ тренирующиеся
работают на заданных волнах с  позыв-
ными. После каждого занятия ° проходит
разбор.

В повышении боевого мастерства — BO3-
лупиного стрелка-радиста не менее важное
значение имеет обучение его меткой стрель-
	бе. Этому элементу подготовки воздушных.
стрелков-радиетов здесь также уделяется’
	должное внимание,

Стрелок-радист Виноградов не вы-
полнил несколько упражнений по отне-
вой полготовке. Воманлир экипажа уста-
новил, что воин неточно определяет лаль-
ность, ракмрю и скорость лвижения це-
ли. Командир прозел се полчиненным не-
сколько тренировок, учил воину точно о\-
ределять дальность до цели, ракурс, по-
могал приобретать навыки в стрельбе,

Каждому тренажу прелшеютвовали тео-
ретические занятия по возлупшной стоель-
бе. Вее это. а также тренировки © фэто-
пулеметом помогли стоолку-ралисту 13-
зобраться в своих ошибках и избариться
от них. Сейчас сержант Виногралов стал
стрелять значительно лучше, но на трена-
жетах он попрежнему занимаетея  регу-
лятно.

Значительное место в подготовке eTped-
ков-ралистов занимает такой важный эле-
мент, каж осмотрительность. Этому искус-
CTBY стрелки-радисты учатя не только
при проведении тренажей на аэролроме п
в классах. но и в каждом полете. Командир
экипажа, например. всегда требует, чтобы
в полете по коту стоелок-Залиет  локла-
	дывал ему, сколько сомслетов в возлухе
нал аэродромом. на какой они высоте.
RGRHY HVT КАФеом.

Ознажлы имел место такой случай.
	СтрелиЕ-ратиет. увлекаиеь работой на ра-
	тиостанции, не заметил находившегося
вблизи самолета. После полета ошибка
авиатора, о была тщательно разобрана.
	Командир объяснил. к чему могла. оы при-
вести в боевой обстановке потеря осмотри-
тельности. г

Готовясь к очередному  летному  лню,
эт стрелок-ралиет настойчиво  тренито-
вался в работе на самолетной  ралиостан-
ции. заучивал наизусть позывные. 3a0-
минал расположение нужных тумблеров на
ратиостанции. Блатоларя этому. выполняя
полетное залание, он мог вести олнерре-
менно ратиосвязь и осмотвительность.
	Обучением стрелкоз-ралистов руковолято
	наиболее опытные офицеры. Поэтому
не случайно профессиональные навыки
стрелков-радистов Н-ского подразделения
неуклонно повышаются. В настоящее
время многие воздушные стрелки-радисты
добились значительных успехов в боевой
и политической подготовке: Все задания
по радиосвязи и воздушной стрельбе они
выполняют точнс и безупречно.
	Майор П. ШАПОВАЛОВ.
	Б ОЛЬНАЯМИ производственными
успехами встречает День

Стапинской Конституции клепальщик
	Н-ских авиаремонтных мастерских ря-
довой А. Степанов. Все задания он
выполняет своевременно и’ с отлич*
ным качеством, .

`На снимке: комсомолец рядовой
А. Степанов за работой,
	„Вестник Воздушного

Флота“ № 11
	Вышел из печати журнал  Военно-Воз-
душных Сил Советской Армии «Вестник
Возлушного Флота» № 11.

Журнал открывается портретами вели-
ких вожлей народа В. Й, Чевина И
И. В. Сталина.

В номере опубликованы: приказ № 142
Военного Министра Союза ССР, приказ
№ 109 Военно-Морского Министра Союза
ССР и речь Маршала Советского Союза
Р. Я. Малинов-кого 7 ноября 1951 года
на Красной площади в Москве, ^

«В боях за нашу советскую Родину»—
пох такой рубрикой напечатана статья
майора А. Гришина «Подвиги советских
	летчиков в Сталинградской битве».
	Раздел «Обучение и воспитание» пред-
ставлен статьями: генерал-майора  авид-
ции Г. Миленина «Воспитание воинов на
боевых традициях»; капитана Р. Баталова
«Особенности самолетовождения в осенне-
зимний период»: доцента, кандидата тех-
нических наук, инженер-полковника
Г. Смурова «Наглядность в преподавании
аэродинамики больших скоростей» и дру-
ТИМИ.
	В помощь командиру звена в номере
	помещены статья: гвардии майора Н. %а-.
денова «Выхол-на цель в заланное время
	епособом изменения скорости» и майора
технической службы А. Исаева «Изуче-
ние района полетов с помощью  электри-
фицированной карты».

Истории отечественной авиадии поевя-
щены статьи: инженер-майора Р. Вино-
	тралова, инженер-майора В. Зайцева «Со-
	ветские цельнометаллические самолеты»
и полковника Б. Симакова «Герой граж-
данской войны летчик Иван Павлов».

По вопросам техники и эксплуатации
в номере напечатана статья доцента, кан-
дидата технических наук, инженер-пол-
ковника 9. Микиртумова «Силы,  дейст-
вующие на летчика в криволинейном но-
лете».

В авиационном календаре журнала дан
материал «Патент на первый в мире са-
молет» (о самолете A. Можайского).

Социалистический строй открыл перед
даятелями нашей науки и техники широ-
цайшие возможности для осуществления
самых смелых научных замыслов. Благола-
ря непрестанной заботе партии и прави-
тельства, великото Сталина наука И
техника в нашей стране развиваютея не-
виданными лоселе темпами. Во всех от-
раелях народного хозяйства происходит
быстрый технический прогресе. Промыш-
ленность и сельское хозяйство оснащают-
ся новыми. все более произволительными
мапитнами. Построены и успешно лейетву-
ют заводы-автоматы. Успешно решена
проблема атомной энергии.

На великих сталинских стройках ком-
мунизиа творятся дела, которые еще не-
тавно могли казаться мечтой. Реки. пре-
гражденные грандиозными плотинами, на-
правят часть своих вод по другим руслам,
обосят засушливые районы, преобразят
климат ‘огромных территорий. Гнгантекие
электростанции будут лазать. горолам и
селам десятки миллиардов киловатт-часов
дешевой электроэнергии ежегодно.
	«da поелелнее время, — говорил тов.
Л. П. Берия в докладе, посвященном 34-й
тодовщине Великой Октябрьской социали-
стической революции, — наши ученые
решили ряд важнейших научных проблем
народнохозяйственного и оборонного зна-
чения. В ряде отраслей знания советские
ученые заняли первое место в области
развития мировой науки».

Отромные успехи нашей науки и тех-
ники оказывают постоянное влияние и
на прогрессе авиационного дела. Авиацион-
ная техника развивается быстрыми
темпами. В ней нахолит яужое отраже-
ние все то новое, что достигнуто в раз-
личных отраслях знаний. Перед  совет-
скими авиаторами, призванными начежно
охранять мирный созидательный труд с9-
ветского народа, стоит задача — настой-
	вал советских воинов-гуманистов, людей
новой культуры, показал их такими, ка-
кими спустя несколько лет уридели их
многие народы Европы.

В рассказах С. Вашенцева действуют
не толыко военнослужащие и люди, ушед-
шие с фронта в запас. В одном из лучших
рассказов сборника—<Учитель» писатель
сумел изобразить частицу огромного про-
цесса воспитания советских детей, подго-
товки их к служению Родине с оружием
в руках, В рассказе «Учитель» показано,
Kak в одной из ленинградских школ стз-
ричок учитель истории СССР, владеющий
таким могучим оружием воспитания, как
	  история нашей Родины, делает свое буд-
	вичное, но огромное патриотическое де-
ло. «Это были беселы 06 историческом пу-
ти народов, населяющих Советский Союз,
о ратных подвигах и вековой борьбе про-
тив иностранных захватчиков,  нападав-
ших на русскую землю и бесславно поги-
бавитих на ее просторах. События ожива-
ли. Ученикам казалось, что они сами при-
нимали участие в битвах, брали вместе с
соллатами Суворова Измаил, переходили
через Альпы, гнали армии Наполеона or
	Москвы».
Эти уроки, тоул учителя-историка
определили жизненный путь четырех
	юношей его класса: они после окончания
школы поступили в авиационное учили-
ще. Война, блокада Ленинграда... И вот в
нетопленую квартиру учителя входят
четыре боевых летчика. На груди одного
сияла Золотая Звезла, y его товарищей
было по ордену Красного Знамени. 310
были ученики старика-историка. И после
радостной встречи, воспоминаний, расска-
зов о пережитом один из летчиков говорит
учителю, как бы полытоживая многолет-
ний благородный труд советского педагога-
патриота:

«— Вы знаете, Анисим Иваныч, котла
на фронте бывало иной раз труд-
новато, вепоминали мы вас. Хоротие вы
	нам слова говорили, Анисим Иваныч. Мы
не забыли их.
	~—— Bee время вепоминали, — подтвер-
дили остальные трое»,
	Большой глубины раскрытия темы до-

Рассказы о советских воинах
		Иосиф Виссарионович улыбнулея и
сказал, что не стоит снимать перчатку,
так поздороваемся. Авось, свои люди! Но
красноармеец хотел обязательно снять
перчатку, он продолжал тщетно срывать
ее с руки. Перчатка словно прилипла к
пальпам.

Тогда Иосиф Виссарионович взял обеи-
ми руками его ладонь, пожал ее и, дру-
жески кивнув  красноармейцу, вошел в
манеж».

В этом маленьком эпизоде С. Вашенцев
сумел показать самую природу Советской
Армии, как армии народа, неразрывное
единство народа и его вождя. В этом ко-
ретком рассказе запечатлены забота
товарища Сталина о Вооруженных Силах
	страны, его ЧУТЕОСТЬ И ВНИМАНИЕ В ПрО-
	CTOMY солдату.
	и   генерала будут держать на одном месте.
		На корпус перевели. Ворпусом командует.

В этих словах солдата выразились гор-
дость за своего генерала, любовь и Ува-
жение к тому, кто вел его в бой. «Я ду-
мал о командирах,—кончает рассказ Ва-
шенцев, — которые умеют подойти к сол-
дату, потому что сами они советские сол-
даты, с такой же чистой душой, открытой
для подвига и для великой человеческой
любви».
	Высокие моральные качества советских
воинов—людей подвига и долга, скромных
и верных сынов своей Родины, людей
большой культуры и трудолюбия — тако-
ва главная тема писателя, таково содер-
жание веех его рассказов.
	Рассказ «Первый концерт» посвящен
событиям сентября 1939 г. Советские во-
ины впервые переходят государственную
траницу, чтобы помочь’ народам Западной
Украины и Западной Белоруссии. Знаме-
нитая скрипачка Польши Навла  Воваль-
ская бежит из горящей Варшавы. Вот она
перед советским майором. Полька впервые
видит русского офицера; представителя
великого народа.
	После этого миллионы советеких людей
прошли но Европе, неся народам радость
и освобождение, но и сейчас этот рассказ
Вашенцева нельзя читать без волнения.
Советские офицеры достают  Ковальской
скринку. Она жадно хватает любимый ин-
струмент, налинает играть. забыв обо всем.
Ее взглял случайно упал на окно. Она
увидела большую толпу бойцов, жадно
слушавотих ее. Волнение охватывает эту
женщину. большого художника. Она рас-
пахивает окно... «Ничем не сдерживаемые
звуки вырвались из комнаты, ‘наполнили
лее. поля. небо. мир.
	Это был первый концерт на передовой
	линии Фронта. Первый ее концерт перед
ЛЮДЬМИ, по-настоящему понимающими
МУЗЫКУ».
	В этом рассказе С. Вашенцев нарисо-
	строит рассказ на исключительности ситу-
аций;: то генерал на фронте размещается в
родной избе. то теолог исследует ушелье,
B KoTopom вел бой с гитлеровцами. Нель-
зя причислить к жанру расеказа схема-
тичный набросок <Три ветрёечи», где
трижды — в 1916, 1918 и 1945 rr. —
встречаются немец Крейслер — Шпандау
и русский Стрешнев, некогла георгиев-
ский кавалер, а затем генерал Советской
Армии.

Не всегда тщательно работает Вашенцев
нал образами героев. Уж слишком схожи
профессор из рассказа «В Карпатах» 6
академиком из следующего рассказа <«Са-
мый крепкий металл». ‘Только намечен-
ным остался интересно задуманный образ
демобилизованного воина елесаря” Федора
Ивановича, неизменного ° помощника ака-
демнка Шелкова в его лаборатории, rie
они оба трудятся Bal новыми сплавами.
Слишком скоротечен и мало обоснован
нроцесс превращения бездельницы в ак-
тявистку и серьезного спутника офицера
в рассказе «Мена команлира».

Военный читатель знает  пибателя
С. Вашенцева. В ero рассказах  нахо-
дят себя и селой генерал и юноша, не-
давно надевший шинель. Хорошо, что Во-
ениздат выпустил этот сборник его  рас-
сказов разных лет. Он уже двинулся с
книжных прилавков и библиотечных по-
ок в руки многочисленных военных чи-
тателей. Но эти читатели уже жлут ново-
го от своего нисателя. Безгранично  мно-
гообразна, интересна, солержалтельна по
	веелневная жизнь наших Вооруженных
Сил. Хочется, чтобы взгляд С. Вз-
шенцева зорко следил за нею, ви-
дел новое, чтобы писатель рисовал сегод-
няшний день армии, С тех пор, как совет-
ский народ вернулея к мирному труду,
многие пнсатели сняли со своих героев
погоны и повели их в мирные будня
строительства коммунизма. Но герои С. Ва-
шенцева остались в строю. Они овладева-
ют современной техникой, изучают опыт
Великой Отечественной войны, берегут .н
умножают боевые традиции. Все это—бла-
годатные темы для советского писателя.
	А. КАРИН.
	Какие бы петлипы ни носил советский
лоин, какие бы знаки различия ни были
на его потонах, — он прежде всего чело-
век нового мира, взращенный в стране
Советов. воспитанный партией Ленина—
Сталина; он —— активный строитель ком-
мунизма. верный защитник своей <оциали-
стическЯ Ролины.
	Создание в художественной литературе
образов советских воинов. славных патри-
отов евоей Отчизны — большая и благо-
родная задача советских писателей. Мно-
тие наши писатели посвятили свои про-
извеления жизни. боевой деятельности и
учебе Советской Армии. В числе этих пи-
сателей — С. И. Вашенцев.

Герой рассказов Вашенцева проходят пе-
ред читателем лишь на протяжении де-
сятка страниц. ` Здесь мало говорится,
здесь коротко действие, здесь дано только
то, что раскрывает сюжет расеказа и 06-
раз его героя. и писатель. умеет это де-
тать. Сборник * его коротких военных
рассказов—=это0 галерея отдельных порт-
	ретов членов большой семьи COBETCKHX
воинов. С. Вашенцев любит армию, знает
ее, тепло рисует образы защитников Роли-
ны. показывая их и в дни боев, и в дни
повседневной учебы.

Большое впечатление оставляет рассказ
«Рукопожатие», вошедший в сборник. В
охин из полков приезжает товариш Сталия.
Оя подходит к ряловому Николаеву. про-
тятивает ему руку. С подлинных MacTeD-
ством художника нарисовал писатель эту
cueuy.

«Красноармеец начал стягивать  пер-
чатку. Но перчатка как назло не слеза-
ла. Еще более емутившиеь, Николаев ли-
	хорадочно етягивал ее. пичто не помо-
гало.

+ Сергей Вашенцев. Рассказы. Военное
	излательство Военного Министерства Сою-
	pa ССР, Москва, 1951 г. Стр. 208, в. о р.
к. .
	Далее, почти е анкетной лаконичноетью
изложив жизнь Николаева после этого ру-
копожатия вплоть до получения AM 30л0-
той Звезды Героя, Вашенцев заканчивает
раегеказ словами, полными глубокого
смысла: «Так сложилась судьба этого бой-
ца. Она могла бы показаться Удивитель-
ной, если бы в жизни каждого из нас
великий Сталин не сыграл такую же ре-
шающую роль, как и в жизни Николае-
Ба».
Через книгу Вашенцева проходят обра-
зы советских офицеров. Как бы развивает
далее содержание рассказа «Рукопожатие»,
рассказ «Солдат и генерал». Через отно-
шения, сложившиеся на фронте между ря-
довым Митрофановым н командиром диви-
SHA, писатель показывает черты воманди-
ров сталинской школы — учителей и
наставников своих подчиненных, людей
большой лун.

Автор нриводит ночной разговор солдат.
Олин из них рассказал свою историю и
умолк. . т

«— А генерал этот все в вашей диви-
	зии’ ——~ послышалея вопрос.
	— Иуда там! Разве такого умнейшего