за нашу Советскую Родину!
	ПА

0 Kon.
		Цена
	Сегодня в номере:
	По Советской стране (1 стр.).
	Подполковник А, Наумов. — Успех пропаганди-

вленной ста (3 стр.).
Консультация. Майор юстиции А; Гре-
	стране
se
	ков. — Советская судебная система — самая демо-
	кратическая в
	мире (3. стр.).
		Подполковник М. Вербинский. — В обновленной
	Самгорской степи (1 стр.).
	Подготовка к выборам в народные суды (1 стр.).
Герой Советского Союза гвардии подполковник
	 . Шадрин. — Индивидуальный подход в обучении
(2 стр.).

Старший лейтенант Г. Аванесов. — У воинов об.
	служивающего подразделения (2 стр.)..
	гзаиор технической службы В. Ашурков. —
Преподаватель готовится к уроку (2 стр.).
		К ино. С. Гурин. — «Обездоленные» (3 стр.):
Выступление Клемента Готвальда Ha плен
ЦК ‘компартии Чехословакии (4 стр.).
	информации Германской

Сообщение ведомства информации
Демократической Республики (4 стр.).
	События в Корее (4 стр.).

ГАЗЕТА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ
	(ОРГАН ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА СОЮЗА ССР)
	Воскресенье,
	9 декабря 1951 г.
	Ke 287 (2129)
	Всемерно
	Подготовка к выборам
в Народные СУДЫ
	АКТИВНО ГОТОВЯТСЯ К выборам в народ-
ные суды воины Н-екого авиатарнизона.
В помещении клуба, гле ‘находится агит-
пункт, проводятся лекции и беселы с из-
битателями. Уже закончено оборудование
кабин для тайного голосования. вывешены
списки избирателей.

Недавно в агитпункте состоялась встре-
ча ВОИНОВ и членов семей военнослужз-
щих © кандидатом в народные  сульи.
Старший, лейтенант Зоткин ознакомил
присутствующих с биографией кандидата.
в наролные еульи. `
	От имени жен военнослужащих гаони-
зона выступила тов. Тянь. Она призвала
всех избирателей в день выборов лружно
голосовать за своего кандилата, прелстави-
теля сталинского блока коммунистов и
беспартийных.

Выступивнгий в заключение кантилат в
наролные судьи поблагодарил избирателей
за оказанное ловерие.
	Старший лейтенант В. ГАНТЮК.
а
	Вечер, посвященный предстоящим вы-
борам в народные суды, сдстоялся в Н-ском
авиаполразделении. С хоклалом «0 еобвет-
ском правосудия» выступил офицер Ку-
личкин. Затем выступили воины Уваров,
Тимоткин, Шаповалов и другие. Они при-
вели конкретные, убедительные примеры,
иллюстрирующие преимущество советского
народного суда перех продажным судом
стран капитала. Вечер прошел е большой
АкТИВНОСТЬЮ.

Широкая подготовительная работа ко
дню выборов развернулась в подразделении
сразу же после опубликования Указа Пре-
зитиума Верховного Совета РОФСР о про-
велении выборов в натолные суды. Хорошо
работают атитаторы комсомольцы Михайлов,
Каменев и многие другие.
	Курсант В. ГЛАЗКОВ.
	ВЕЧЕР ВОИНОВ-
ИЗБИРАТЕЛЕЙ
	На пригласительных билетах сообща-
лось 0 том, что в атитпункте состоится
речер избирателей.

В назначенное время просторное поме-
щение было заполнено избирателями. Те-
io ветретили воины члена Всесоюзного
общества по распространению  политиче-
ских и научных знаний режиссера олно-
го из московеких театров В. Л. Родд. On
рассказал о бесправной жизни негров в
Америке, о тех притеснениях и надруга-
тельствах, которым они там подвергаются.

С большим вниманием слушали избира-
тели рассказ © жестоком суде Линча, ко-
торый существует в Америке для негров.

— Мне ловелось быть очевилцем. —
заявил Ролд, — когда уолл-стритовские
молодчики вешали негров, обливали их
бензином и полжитали. Я видел, как жи-
вых негров бросали в расплавленную ©мо-
лу. Этого никогль не забудет негритян-

ский нарол!
— Я горжусь тем, — сказал в заклю-
чение тов. Родл, — что мне выпало еча-

CThe вместе с вами жить под солнцем Ста-
линокой Конституции.

После лекции была просмотрена пьеса
«Глубокие корни», в которой В. Ролл. из-
	вестный совотекому зрителю по кино-
фильмам «Пятнадцатилетний капитан»,
«Том Сойер» и «Миклухо-Маклай», иг-
	рал роль негра. ‘
Майор Д. ЗЕМЛЯНСКИЙ.
	От специального
корреспондента
«Стапинского сокола»
	названа Самгорская оросительная система.
Окончание строительства  Верхне-Ма-
	гистрального канала и Шбилисского воло-
хранилища является новой большой побе-
lo грузинекого народа на фронте мирного
созидательното труда. И ныне злесь кипит
	влохновенная работа.
Из Верхне-Матистрального канала и
	Тоилиеского водохранилища вола тасте-
четея по оросительной сети на многие сот-
	НИ, тысячи километров, орошая опаленну о
зноем степь.

В Самтори прибывают  переселенческие
колхозы. В районе. где протекает Верхне-
Магистральный канал, уже приготовились
к приему воды для орошения. Весной
1952 гола siech получат жизительную вла-
гу первые пять тысяч гектаров земли.

...Воды Иоры беспрерывно несутся в Тби-

лисское водохранилище. Олно из озер уже
вышло из берегов. Векоре все озера бутут
	представлять елиный водоем. Пройлет He-
много времени, и у стен грузинской столи-
	цы заплещелся полноволное  «10илиссков
море». Разрезая его волны, булут мчаться
парусные шлюпки. лодки. катера, парохо-
ды. На берегах, утолающих в зарослях
молодых деревьев. раскинутея дачи, сана-
тории, спортивные плошалки. Это будет
лучшее место отдыха трудящихся Тбилиси.
Огромная масса испаряемой летом BOTH
смягчит знойный климат города.

Вокруг. на просторных полях зазелене-
ют хлеба, кукуруза. бахчевые ` культуры.
Пелнимутся мололые сады, ‘увеличится

площадь под виноградниками.

Так осуществляется” вековая мечта груз
зинского нарола. Самторская оросительная
‘система имени И. В. Сталина возвращает к
жизни полупустынную етепь Самтори.

Подполковник М. ВЕРБИНСКИЙ.
	о Советской
a
	По примеру новаторов
	ЛЕНИНГРАД, 8 декабря. (ТАСС). На
Бировеком заводе подхвачен патриотиче-
ский почин стахановок ЛДюблинского ли-
тейно-механического завода имени 1. М.
Кагановича А. ЗЖандаровой и 0. Агафо-
новой.

Особенно широко развернулось соревно-
вание за отличное выполнение каждой
производственной операции среди рабочих
центральну-инструментального цеха. Здесь
вся продукция выпускается только © 91-
личной . оценкой.

Высокого качества изделий стахановцы
добиваются благодаря внедрению техниче-
оких новшеств. Резьбовые кольца, при из-
готовлении которых раньше применялись
дисковые резцы, теперь надфезаются усо-
вершенствованными метчиками. Это в не-
сколько раз повысило произволительность
труда и совершенно устранило брак. В
цехе организован общественный контроль
за выполнением каждой производственной
операции.
	Ва Аировоком заводе более 300 рабочих
выпускают продукцию, минуя отдел тех-
нического контроля. Около ста бригад
и восемь участков удостоены звания кол-
ACRTHBOBR отличного качества.
	Высокий урожай хлопка
на землях нового орошения
	МИРЗАЧУЛЬ (Танкентекая область),
3 лекабря. (ТАСС). Колхозы крупнейшего
в Голодной степи Мирзачульского района
досрочно завершили годовой план  слачи
хлопка. На склады сдано хлопка на 20
тысяч центнеров больше, чем в прошлом
году.

Мирзачульские хлопковолы освоили но-
вые посевные площади. В сельскохозяй-
ственный оборот включено 3.595 rerta-
ров земель, отвееванных у пустыни. Бла-
годаря. передовой агротехнике на этих
площадях повсеместно получен высокий
урожай. В колхозе имени Ворошилова
бригада Ладабая Турабекова в первый гол
OCBOCHHA новых земель сняла с каждого
из 60 гектаров по 26 центнеров хлопка.
	зольших успехов добилось звено _Хакима
	Ауланкулова из колхоза ^ имени Фрунзе:
члены этого звена получили на круг’ 45-
центнеровый урожай.

Волхозы района продолжают расширять
посевные площади за счет хозяйственного
освоения ранее пустовавших массивов.
Уже подготовлено под посев хлопчатника
свыше трех тысяч гектаров новых земель.
На этой площади проложены новые ороси-
тели, дренажные каналы, произведена па-
хота и закончена подготовка к промывке
засоленных участков.
	Пьеса о легендарном герое
гражданской войны
	ВЛАДИВОСТОК, 8 декабря. (ТАСС).
Краевой драматический театр имени
	УМ. Горького поставил пьесу «Сергей Ла-
30» Е. Бондаревой.

Вчера состоялся общественный про-
смотр спектакля. Выступившие местные
писатели, критики, бывшие красные пар-
тизаны дали положительную оценку ра-
боте драматурга и артистов.
	С сегодняшнего дня пьеса «Сертей Ла-
2» включена в репертуар театра.
	улучшать
	руководстве политзанятиями о
		Военно-Воздушными Силами
стоят почетные и ответственные
задачи: бдительно охранять мир-
ный созидательный труд  совет-
ского народа, надежно обеспечи-
вать государственные интересы
СССР, сделать недоступными для
врагов рубежи нашей Родины.
	Для успешного решения этих задач
нужно, чтобы каждый воин глубоко
сознавал свой воинский долг и про-
никся чувством личной ответствен.
	HOCTH за защиту социалистического
Отечества.
	В идейно-политическом воспитании
солдат и сержантов, в дальнейшем
развитии у них высоких морально-
боевых качеств важную роль играю
политические занятия. 5
	Истекший год показал, что в час-
тях Военно-Воздушных Сил накоплен
немалый положительный опыт в орга-
низации и проведении политических
занятий. Повысился их идейный уро-
вень, возросла их действенность. На
примере группы, которой руководит
старший лейтенант Павленко, Ha-
глядно видно, что там, где команди:
	ры и политработники серьезно за-
нимаются вопросами политической
учебы, авиаторы значительно углу-
	били свои знания, стали лучше раз-
бираться в политических вопросах, в
современном внутреннем положении
СССР и международной обстановке.
Среди слушателей этой группы на-
много увеличилось число  отлични-
ков боевой и политической подготов-
ки, нет случаев нарушения воин-
ской дисциплины.

Однако еще не везде политзаня-
тия отвечают предъявляемым к ним
требованиям. Основной недостаток
политической подготовки солдат и
сержантов состоит в том, что занятия
в отдельных группах не всегда про-
водятся на высоком идейном уровне.
Некоторые руководители групп нод-
час схематически ‹ излагают общие
положения темы, не всегда исполь-
зуют живые и яркие факты историче-
	ских достижений советского народа в
	строительстве коммунизма, не увя-
зывают содержания отдельных тем се
конкретными ° задачами, стоящими
перед подразделениями.

Большие ‘задачи, поставленные то-
варищем. Сталиным перед советски-
ми Вооруженными Силами в после-
военный период, настоятельно * Tpe-

буют всемерного улучшения поста:
новки политических занятий. . Коман-

диры и политработники располагают
всеми условиями для решительного
устранения имеющихся недостатков
в политической учебе воинов и дол-
жны лобиться того, чтобы  проводи-
	мые занятия еце эффективнее помо-
гали развивать у советских авиато-
	ров такие высокие моральные и бое-
вые качества, как верность военной
присяге и постоянная боевая  готов-
ность, любовь н военному делу и
войсковое товарищество, ответствен-
ность за строгое соблюдение BOHH-
ской дисциплины и высокая бдитель-
ность. Политические занятия должны
побуждать каждого солдата и сер-
жанта особенно дорожить доверием
своего народа, честью воина Совет-
ской Армии, ставить государствен-
ные интересы превыше всего, воспи-
тывать воинов в духе ‘бодрости и
бесстрашия, уверенными в своих си-
	лах.
Политорганы и заместители коман-
	диров по политической части, непо-
средственно осуществляющие руко-
водство политической учебой, обяза-
ны прежде всего сосредоточить свое
внимание на.оказании помощи руко-
водителю группы политзанятий —
	этой центральной фигуре в пПолити-
ческом воспитании воинов. Семинар-
	ские занятия следует организовать
так. чтобы они расширяли теорети-
	ческие знания и способствовали при-
обретению * методических навыков
пропагандистов. На семинарах долж-
на быть обеспечена творческая дис-
куссия, которая вызывала бы у ее
участников стремление к. углублен-
ной самостоятельной работе над про-
изведениями ‘классиков марксизма-
ленинизма. Руководство семинарами
должно быть поручено наиболее под-
готовленным в теоретическом отно-
шении офицерам, имеющим 6ora-
тый пропагандистский опыт.
	Наши пропагандисты должны по-
стоянно помнить слова великого
Сталина о том, что <...чем выше но-
литический уровень и марксистско-
ленинская сознательность работни-
ков любой отрасли государственной и
партийной работы, тем выше и пло-
дотворнее сама работа, тем эффек-
тивнее результаты работы...». Это
обязывает пропагандистов настойчиво
изучать труды классиков марксизма-
ленинизма, делая упор на самостоя-
тельную работу.
	В частях есть пропагандисты,
имеющие многолетний опыт ру-
ководства политзанятиями, достаточ-
но. подготовленные, чтобы самостоя-
тельно разработать любую тему
учебного плана. Они могут быть ос-
вобождены от посещения семинар-
ских занятий. Но это в свою оче-
редь налагает на командиров и 90-
литработников обязанность усилить
контроль за самоподготовкой этих
офицеров, чаще посещать занятия в
их группах, болыше помогать им. и
проверять их работу на месте.
	- Большую роль в прочном усвоении
слушателями тем учебных планов
играют помощники руководителей
групи. На них возложено проведение
индивидуальной работы с пропустив-
шими занятия и отстающими; они
призваны оказывать разностороннюю
помощь своим руководителям в ор-
ганизации самостоятельного чтения в
группах. Эту категорию молодых
пропагандистов. следует постоянно
учить практике работы, помогать им
в накавливании знаний и методиче-
ских навыков.
	Высокое качество политической
подготовки может быть обеспечено
при условии ее хорошей  организа-
ции. Политические занятия должны
проводиться регулярно, строго по
расписанию и охватывать весь ря-
nOBOH и сержантский состав. Для
проведения занятий нужно выде-
лить и закрепить за группами `посто-
янные классы, обеспечить учебный
процесс всеми необходимыми мате-
	риально-техническими средствами.
учебными пособиями. На решении
этой задачи должны сосредоточить
	свое внимание все офицеры части,
в том числе работники клубов и биб-
лиотек.
	Значительную помошь руководите-
лям политзанятий могут и должны
оказать партийные и комсомольские
организации. С этой целью нужно
чаще и конкретнее обсуждать на за-
седаниях бюро и общих собраниях
вопросы, связанные с обеспечением
передовой роли коммунистов и ком-
сомольцев в боевой и политической
подготовке, организовать широкую
товарищескую помощь воинам в
овладении политическими знаниями,
всемерно распространять опыт пере-
довиков учебы, лучших пропаганди-
стов.

Идейно-политическое — воспитание
личного состава — важнейшая зада-
ча’командиров и политработников.
Их прямой долг обеспечить высокий
идейный уровень политических заня-
тий, повысить их воспитательную
роль и влияние на успешное реше-
ние задач, стоящих перед Военно-
Воздушными Силами Советской Ар-
мии.
	линии. В поселке Мариновка построены
вокзал и другие‘ сооружения.

Сейчас в зоне затопления‘ идет вырубка
леса. Тщательно расчищается трасса 6у-
дущей водной магистрали. Там, ‹гле глуби-
ны могут оказаться недостаточными, про-
H3ROINTCA выемка грунта.
	ПОДВОДНОЕ МОЩЕНИЕ
ОТКОСОВ КАНАЛА
	СТАЛИНГРАД, 8 декабря. (ТАСС). На
трасее Волго-Донежого судоходного канала
илет мощение откосов.
	Обычно это делается до заполнения ка-
нала водой. Но на участке расширенного
входа канала со стороны Волги строителям
пришлось организовать подволное мощение
откосов. Злесь работает труппа водолазов,
возглавляемая старшиной А. Науменко.
	Ю лин за другим подходят к верхней
площадке откоса самосвалы, груженные
песком, каменной крошкой и щебнем. Эти
матерналы засыпаются в воду, где водо-
лазы разравнивают их по откосу, Звание
лучшего мастера полводного мощения за-
воевал злесь водолаз Виктор Васильев,
ежелневно выполняющий норму на 200

процентов,
		а великой стройке
	В ЗОНАХ ЗАТОПЛЕНИЯ
	КАЛАЧ-на-ДОНУ, 8 декабря. (ТАСС). С
утра до позлней ночи гремят взрывы на
великой стройке. Это сметаются  послед-
ние препятствия с пути воды, которая
векоре начнет наполнять водохранилища
	Волго-Дона.

Для подготовки и очистки 308 затопле-
ния строители пролелали огромвую работу.
Площадь Цимлянского водохранилища со-
ставляет 2.600 квадратных километров, &
Карновского, Варваровского и Береслав-
ского водохранилищ-——около 80 квадрат-
ных километров. Из этих мест перегелены
на новые места многие тысячи жителей,
	более ста станиц и сел.
	Продолжение подвига
	Харьковского университета. Сначала все
m1 благополучно. Но на втором курсе он
почувствовал, чт теряет зрение. Это бы-
ла прогрессирующая атрофия ° зрительного
нерва — результат ранений и ожогов.

Наступила полная слепота. И когла
казалось. что все потеряно. мужественный
юноша нашел в себе силы, чтобы mepeHe-
сти страшный ухар и продолжить учебу.
В этом, как он пасеказывает, ему помог
полвиг любимого писателя Николая Острое-
скот. Пришли на помощь и товарищи —
студенты. Комитет комсомола географиче-
ского факультета решил принять шефство
над Александром Коржом. И комсомольцы
по очереди читали ему все лекции и кчп-
ги, помотали записывать прочитанное.

В 1950 голу влервые в истории Xaps-
ковсхого университета получил диплом ¢
отличием человек. лишенный зрения.

Вскоре Алекханар Корж, опираясь на
плечо своего университетекого товарина
	Федора Стененко, перестунил порог шко-
лы № 55 в Куйбышевском районе горола
Сталино, кула оба они были направлены
на работу. И с первых же занятий раесея-
лись сомнения. возникшие У некоторых
работников школы: елепой учитель reorps-
фии оказался отличным пелатогом. Его ши-
рокий круговор, большие знания и любовь
к детям помогли завоевать всеобщее Ири-
знание. Уже второй ол в классах, где
преподает Алекеанлр Георгиевич,  етопро-
центная успеваемость.

Окруженный вниманием и заботой все-
то коллектива учителей. А. Г. Корж стал
активным участником общественной жиз-
ни. Учитель-патриот воспитывает в юном
поколении горячую любовь Е советской
Родине. готовность к потвигу BO имя ее
пронветания.
	СТАЛИНО, 8 декабря. (ТАСС). В отде-
ление Общества, по распространению поли-
тических и.научных эманий Куйбынтевско-
го района города Сталино принята группа
учителей средней школы № 55. Вместе с
другими действительным членом общества
стал учитель географии Александр Георги-
евич Корж.

замечательна жизнь этого человека. Де-
сять лет назад комсомолец Алексантр Корж,
только что окончивший ереднюю школу в
Краснокутске (Харьковская область). по-
щел добровольцем на фронт. Навсегда в
его памяти останутся послелние лни Ста-
линградекой битвы. Морозной зимней. но-
чью 1943 года он с тремя товарищами с
похолной рацией забрался в полбитый не-
мецкий танк, расположенный у самого пе-
реднего края обороны противника. и oT-
тула перелал точные ланные о вражеских
	позициях. Отважные разведчики  помотли
своей части успешно выполнить боевую
задачу. Но уйти незамеченными им не
	удалось: немцы ззпеленговали рацию и от-
Брыли огонь по смельчакам. Путь к от-
ступлению был отрезан фашистекими авто-
матчиками. В неравной битве пали лрузья
Алексанлра Коржа. Подоспевшие на вы-
ручку разведчикам советекие бойцы поло-
брали своего командира полуобожженного,
с еле заметными признаками жизни. В тя-
жетом состоянии он был доставлен само-
летом в Москву.

В продолжение целого года шла борьба
са жизнь командира. Это была также борь-
ба раненого. с самим собой, с пнетушими
мыслями 0 бутущем. Победил советский че-
ловек.

Выписавшиеь из госпиталя, ° Алексанлр
Корж осуществил свою давнишнюю мечту
— Поступил на географический факультет
	земснаряды работают по зимнему графику
	PAE идет намыв перзмычки котлована гид-
роэлектростанции, по-стахановски работа-
ет команда земснаряда № 320. Багермей-
стер Аксенов, механик Шарков, моторист
Паршин, матрос Семов. лебедчица Гурова
	и. другие раоотники- самоотверженно прео-.
	долевают трудности в зимних условиях.
Много времени отнимает обколка льда с
корпуса земснаряда и понтонов, по кото-
рым тянетея подвижной ^ трубопровод.
Экипаж в ноябре перевыполнил залание
уложив в перемычку 75 тысяч кубометров
грунта.
	Б декабре передовики добиваются новых
успехов. Дневная производительность зем-
снаряда № 117 доходит до полутора ты-
сяч кубометров, земенаряда. № 320 — ло
5 тысяч кубометров, превышая норму
BRO.

38а первые шесть дней декабря гидроме-
ханизаторы, работающие на всех учает-
ках «Куйбышевгидростроя», превысили
задание по выемке грунта на 8 тысяч ку-
бометров и по намыву — на. 40 тысяч
кубометров.
	ВУИБЫШЕВ, 8 декабря. (ТАСС). Огром-
ный объем земляных работ на строи-
тельстве Куйбышевской гидроэлектростан-
ции должен быть выполнен способом гид-
ромеханизации. Наступила зима, но земле-
сосные снаряды не останавливаются. Эки-
пажи их соревнуются за перевыполнение
заданий, установленных зимним графи-
ком,

В Левобережном строительном районе
земснаряды намывают перемычку для
ограждения котлована нижнего шлюза.
Гидромеханизаторы следят за тем, чтобы
пульна — смесь воды и песка — прохо-
дила по трубопроводам с такой скоро-
стью, которая не давала бы ей замерзать.
С этой целью в одно место сразу направ-
ляются струи ‚нескольких земснарядов.
Первенство держит коллектив землесоено-
го снаряда № 117, на котором работают
багермейстеры Андриенков,  Юткин`и
Степкин. В ноябре этот коллектив намыл
в перемычку 29 тысяч кубометров грунта,
перевыполнив задание на 7 тысяч кубо-
метров. .

В Правобережном строительном районе,
	Маспяные выключатели для сверхпальних линий электропередач
	тиний электропередач. Новый- аппарат.
несмотря на огромную мощность, значи-
тельно меньше существующих мощных вы-
ключателей по габариту и по весу.
	СВЕРДЛОВСК, 8 декабря. (ТАСО). По
заказу волжских гидроэлектростанций кол-
лектив инженеров завоза «Уралэлектро-
	зппарат» разработал новую конструЕциюЮ
масляного выключателя для есверхдальних
	В обновленной Соамгорской степи
	Кюгла машина. оставив пригороды Тби-
лиси, выходит на Кахетинское шоссе, перед

глазами открызаетея голая степь. Это «До-
лина трех гор» — Самтори. «Покинутая
человеком земля», — так раньше говори-
ли о Оамгорской степи, расположенной
вблизи грузинекой столицы, в междуречье
Куры и Йоры. В настоящее время благо-
даря заботе Советского государства, map-
тии Ленина — Сталина преобразуется пу-
стынная Самгорская степь.

..Шо Самгорской степи несется мощный
пенистый поток. Это волы бурной реки
Иоры. Пройдя многие десятки километров
степью. река достигает стен Тбилиси. но

уже по новому руслу. имя которому —
Верхне-Малистральный канал Самгорекой

оросительной системы.

По горной пересеченной местности про-
ложен путь воле от головных сооружений
канала ло Тбилисского волохранилиша. Она
идет то по открытому руслу, то опускает-
ся по железобетонной трубе люкера на лно
глубокого оврага и силой собственного
тавления полнимается наверх HO BORD
	‘стремительно мчится в открытых бететах.
	Местами вода заковывается в железобетон.
Там. где на пути встали огромные толщи
гор. она протекает тоннелями.
	Дюкеры, аквехлуки, виадуки. тоннели,
быстротоки. ливнеотволы, мосты и другие
гидротехнические сооружения можно ветре-
тить на ‘трассе канала. В горном ущелье
реки Иоры, почти на полкилометра выите
	Тоилиси. нахолятея плотина и головное co-
оружен ие. Злесь накапливается в914, что-
бы потом устремиться в Самгорскую стель.
Отеюда сразу же, прорезая грялу вершин.
на несколько километров тянется главный
тоннель.
	Пролвигавшиеся с одной стороны тонне-
	творческого труда приложил для преобра-
зования других районов Советского Союза.
С таким же энтузиазмом работает
он начальником Самгорекого строительства,
	Огромным етимулом явилось сопиалистя-
ческое соревнование самториев со строите-
хями Волго-Денекого канала и «Куйбышев-
гидростроя». Образцы труда передовиков-
стахановиев великих строек коммунизма
служили влохновляющим примером. для
тружеников. Самгори.
	Прюйля дальний путь, иорсокая вола ус-
тремляетея к Тбилиси. Здесь находится от-
гороженный от города Матахской горой or-
ромный котлован. В разных местах его —
маловолные соленые озера. Это Тбилисское
водохранилище. Прежде чем пустить в не-
го волу. были выполнены большие земля-
ные и строительные работы. На планиров-
ке дна водохранилища работали сотни зем-

лерюйных мапгин.
	Взорвана огромная естественная  пере-
уычка. разъелиняющая два озера. Третье
соединено с ними глубоким рвом. Сооруже-
ны большие плотины в тех местах. rie
котлован не имел естественных берегов. 0
размерах этото «Тбилисского моря» убели-
тельно говорит тот фажт, что для заполне-
ния его иорекой водой потребуетея восем-
налиаль месяцев.
	Беликим торжеством трудящихея был
день пуска волы по каналу. Сто пятьдесят
тысяч тбилисцев и гостей со всей Грузии
и из других республик собралиеь в этот день
У сбрюсового конпа канала. У каждого на
устах было лоротое, любимое имя товарища
И. В. Сталила. Вель зтееь, в.районе сола-
ных 03ер. гле собралея  грайлиозный ми-
тинг. полвека тому назал состоялась маев-
ка тифлисеких рабочих. которую организо-
вал И. В. Сталин. Серлще каждого ра-
довалось  сейчае  оттото. что план со-
злания этой стройки начертал товатит
	И. В. Сталин. что именем великого вожтя! г. Тбилиси.
	ля горнопрохолчеекие бригады  Арамтэса
возглавлял инженер Акакий Цнобилалзе.
Прохолчиками, которые двигались наветре-
чу. руковолил опытный мастер Александр
Арутинов. Здесь трудились созлатели `Мо-
сковского метрополитена, люди,  обогатив-
пгие свой опыт на многих других стройках
страны. На прокладке тоннеля работал
бригадир прохолчиков Ираклий  Оболадзе.
который удостоен Сталинской премии за
новаторские приемы проходки штолен
Храмтэса. На строительстве в Самтори
знатный  проходчик вновь прославился
своими высокими показателями в труле.
	Тысячи людей создавали канал.  эдесь
	работали колхозники из многих районов
Грузии. Тут можно бызо ветретить и мо-
сквичей. и уральцев. и волжан, и украин-
цев, и белоруссов — специзлистов из раз-
ных союзных братских республик.’ Срели
строителей немало лемобилизованных вон-
нов. Первый участок стройки возглавлял
офицер запаса инженер Баклалае. По-стаха-
невски трудились участники Великой Оте-
чественной войны бульдозерист Ткачук,
плотник Исатулев, арматурщих Филиппов,
пюфер, бывший авиатор Гунчин, про-
шедший славный путь от Москвы лю Бер-
HHA.
	Строители были вооружены сложной и
самой разнообразной техникой. По трассе
канала лвигалиеь костромокие  экокавато-
ры, брянские грейдеры, скреперы, осипен-
ковские бульлозеры, грохотали харьковские
универеалыьные тракторы. сновали минские
пятитонные — автосамосвалы. Помотати

строителям и Многие другие механизмы,
доставленные из разных концов Советеко-
ro Союза.
	Строительство осуществлялось управле-
ниями «Самтгорволетрой» и «Грузгитроэлек-
трострой». во главе которых были онытные
инженеры. строители гилротехнических со-
оружений. Андро Габуния немало сил и
	Переселенцам госуларство оказало боль-
шую помощь о денежными средствами,

транспортом и материалами дяя построй-

оо с тара  * ФЛОТ 1
	ладно Биг: ROTO.
	дорог, вырыты ROTO Tp. ee” Cen.
переселившихся жителей станицы Чир-

ской хорошей водой проклалывается
= =

Е ВА АА а
	ae Е РТТ es > а.

25 километров водопроводных сетей.

В зоне затопления окажется часть яы-
нешней железнодорожной линии Сталин-
трал — Лихая и станция Кривая Музга.
Узе выстроено более 50 километров новой