13 ‚декабря 1951 г.у № 290 (2152).
	сним ое

B]
	О & 2%
	Пропагандируют боевые
	традиции
	равый
	Это было в горячую летную пору. Вур-
сант Сирота, хорошо подготовленный тео-
ретически, убпешно освоил полеты Ha
учебном самолете. Затем он, выполнив все
полеты по кругу, совершенствовал техни-
ку пилотирования в зоне на боевой маши-
не.

Настал день, когда ето умение должен
был проверить инструктор.

Курсант в указанное время произвел
взлет и повел. машину в зону пилотажа.
Он внимательно следил за показаниями
приборов и в то же время осматривал воз-
дух — нет ли там самолетов. ^

Убедившись в том, что в зоне он один,
Сирота доложил инструктору:

— Начинаю пилотаж. Делаю левый
мелкий вираж. ,

Самолет, послушный воле курсанта,
плавно шел по прямой. Затем, выполнив
правильный вираж, Сирота снова выров-
HAA машину и стал последовательно BEI-
полнять один за другим виражи.

Большого мастерства требует от моло-
THX воинов выполнение виражей на бом-
бардировщике! (00 этом хорошю знает Вя-
чаелав Сирота. Поэтому он с особой тща-
тельностьтю ‘установил наддув, набрал за-
данную скорость, зафиксировал ее, & по-
том, действуя координированно  рулями,
стал вволить самолет в левый глубокий
вираж. Фигура удалась. Инструктор заме-
тил:

— Отлично! А теперь сделайте еще раз
эту фигуру.

Сирота и на этот раз успешно справил-
ся © задачей.

На очереди — правый вираж. В вылод-
нении этой фигуры у курсанта чувство-
валась неуверенность.  Й это не ускольз-
нуло от внимания инструктора,

— Смотрите. как буду делать я, —
сказал инструктор. — Вот нормальный
крен. Запомните положение капота OTHOCH-
тельно горизонта. А теперь продолжайте

выполнять фигуру самостоятельно.
И правый вираж получился хорошим.
Курсант стал более уверенно пилотировать
	  УаПТИНУ.
	— Так. хорошо. Пора выводить. Точ-
нее выравнивайте. самолет!
И Сирота плавно вывел самолет из ви-
	ража.
— Теперь давайте повторим еще раз.
Делайте все сами, — приказал инструк-

тер.
	Сирота старалея в точности воспроиз-
вести то, что показывал ему инструктор.

— Так, так. Хороню, — говорил офи-
цер. наблюдая за действиями курсанта.

Но на этом полет не закончился. Ин-
структор досконально проверяет выполне-

ние курсантом правого виража.

Летчик-инструктор Сыромятников Ha@-
стойчиво и тщательно отрабатывает @
курсантами каждый элемент полета. Зная,
что курсанту Сироте завтра предстоит со-
вершить самостоятельный полет в зону
на отработку левого и правого виражей,
офицер нееколько^ фаз повторил © ним
все элементы полета.
Сирота хорошо усваивал летное дело,
живо воспринимал малейшие замечания и
указания инструктора и быстро их вы-
полнял.

И вот пришел день. когда Сирота под-
нялея в воздух без инструктора. Теперь
он — командир корабля и должен само-
стоятельно принимать решения,
	Совершив полет по вругу, курсант Мя-
зин приземлил машину и зарфулил на ли-
	  НИЮ предварительного стартз.
	эная по характеру посадки 0 том, что
ортаны приземления самолета выдержали
большую нагрузку, авиамеханик Шуршия-
ков при стартовом осмотре особенно тща-
тельно проверил их. И действительно, Р

Пружныхй экипаж
	или работа на материальной части — В
экипаже Черникова царят строгая дис-
цинлина и ортанизованность. А  т9в.
Скиндаров нет-нет да и отступит от пра-
вил воинской службы. Как-то он, не по-
пучив разрешения, направилзя с аэродро-
ма в казарму.
	Тут же воин был задержан командиром
	  BRT hi.
_ — Вы у ко получили разрешение
итти в казарму? — спросил офицер.

Скиндаров молчал.

Побеседовав в подчиненным, командир
наложил на мотористь Скиндарова взы-
екание. Старший лейтенант поставил за-
дачу перед техником самолета: больше
уделять внимания Скиндарову, контроли-
ровать ето работу, строто требовать, что-
бы ол выполнял требования SOHHCRAX 94
тавов и наставлений,

Олно время Скиндарсв не проявлял
особого усердия и в учебе. Он считал себя
хорошим специалистом, хорошо  овладев-
шим <в06й воинской  специальноетью.
Но Fa самом ‘деле это было не
так. Олнажлы в Пзседе с командиром эки-
пажа Сжиндаров высказал такую мысль,
что он мог бы самостоятельно подготовить
самолет к вылету. Командир выслушал
волна, а потом ренид проверить 600
знания.

— Расскажите о режиме работы хлвита-
теля, — спросил ето офицер.

Сержант Скинларов не дал исчерпывз-
ющего ответа на вопрос. Потом летчик
задал еще несколько вопросов из области
обслуживания и экеплуатации самолета и
мотора.

— Знания у вас неглубокие, — ва-
ЕЛЮЧИЛ командир экипажа. — Изучать
технику надо основательно. Запомните:
никогда нельзя переоценивать свои зна-
НИЯ...

Моториет Скиндаров понял, что 9н
оплибался и переоценил свои силы. Воин
пс-настоящему взялея за учебу. Техник
самолета давал ему залания, контролиос-
вал их выполнение. Скиндарову былб
трулно. Но помощь опытных воинов, HX
пример, беседы командира экипажа каж-
дый раз воодушевляли сержанта на усерд-
ную учебу и работу.

Много занимался Скиндаров в казарме
и непосредственно во время работы на са-
мелете. Он четко выполнял задания тех-
ника, вникал в0 все вопросы полготовзи
машины в полету; когда встречались
трудности, моторист обращался за помо-
щЕЮ к опытным специалистам, Повыеив
требовательность к себе, Скиндларов He
имел больше никаких нарушений. Коман-
хир, видя старания воина, снял © него
ранее наложенное взыскание,

Через некоторое время моторист Скин-
даров успешно сдал зачеты на механика
и был повышен в должности. Сейчае он
— отличник боевой и политической под-
готовки.

Так, предъявляя высокую требователь-

ность В своим подчиненным, постоянно
ваботясь 00 укреплении дисциплины, п9-
вышении” качества учебы, тов. Черников
добился тото, что все воины его экипажа
образцово выполняют свой долг перед Ро-
Диной.

Дружный экипаж старшего лейтенанта
Черникова, стал одним из лучших в ча-

сти.
Гварлии майор В. ЧЕРНИЕВСКИЙ,
	тивных членов коллектива военных охот-
НИКОВ — офицера Вюнова.
	На вновь оборудованной стендовой пло-
	Щадке ваши охотники  дудуг повыша
мастерство стрельбы по движущих
целям.

А МАРЧЕНКО.
	Кютгда руководитель полетов выпускал
экипажи в воздух, Небо было голубое и
чистое. Потом подул ветер, на горизон-
те показались облака и скоро они затя-
нули все небо.

В эти минуты экипаж старшего лейте-
нанта Черникова находилея в воздухе.
Усложнившаяся метеообстановка не поме-
шала авиаторам выполнять задание. Сла-
женно действовали все члены экипажа.

Штурман умело вел самолет по приборам;

бесперебойную двустороннюю связь 6
землей держал радист старший сержант

Долгополов; уверенно управлял машиной
комантир.
	В точно установленное время самолет
возвратился на аэродром. Вот машина
слелала последний разворот, перешла в
	планирование и вокоре плавно приземии-
лась у посадочных знаков.
	Через некоторое время на старте был
выпущен «боевой листок». С фотографян
	смотрело умное, жизнерадостное лицо
командира корабля-—первоклассного  лет-
	чика Павла Ивановича Чернихоза. Над за-
меткой стоял заголовок: «Дружный, сла-
кенный экипаж». Три слова... А какой
большой смысл заложен в них!
	Старпгий лейтенант Черников положил
немало труда, чтобы вывести свой эк\-
паж в число передовых. Основой успехов
являются высокая дисциплина, четкое вы-
полнение требований уставов и настав-
лений. Правда, успехи пришли не сразу.

Олнажды произошел такой случай. Ca-
молет Черникова поднялся в воздух и лег
на кур. Выполнив полетное задание,
экипаж следовал к месту посадки. Неожи-
дханно была прервана двусторонняя связь.
Землю было слышно. a передатчик 6e3-
	действовал. Вомандир корабля приказал
радисту настроиться на другую волну.
Полгополов занялся настройкой, но бы-
	стро установить связь ему не удалось.
	Вюотла самолет зарулил на стоянку,
команлир экипажа долго беседовал в ра-
диетом. Он сказал ему:

— В воздухе каждая секунда дорога, а
вы пока настроитееь — минуты пфохо-
лят. С такими темпами далеко не уйдешь.
	Долгополов понял, что надо решительно
подтянуться, добиться быстроты,” четко-
сти при выполнении своих обязанностей.
Он стал упорно заниматься. Вновь завел
за учебники, схемы, макеты, начал тре-
нироватьея на наземной радиостанции.
Командир экипажа, контролируя учебу
радиста, его самостоятельную подготовку,
помогал воину словом и делом.
	Прошло немного времени, и Долгополов
устранил недостатки. Находясь в полете,
он быстро ветупал в связь, при необхоти-
мости перестраивался Ha другие волны,
искусно вел радиообмен. С похвалой от-
зывался офицер, когда видел успехи вои-
на в повышении своей квалификации.
	Карточка, поощрений Долгополова стала
пополняться новыми записями. По хода-
тайству командира экипажа комеомольцу
Долгополову был предоставлен  кратко-
срочный отпуск для поездки на родину.

К каждому члену экипажа у Черникова
особый подход. Если Долтополову доста-
точно было указать на ошибку, и ом упор-
ным трудом добилея ее устранения, то
моторист сержант Скиндаров требовал к
	себе гораздо большего внимания.
Идет ли предварительная подготовка
	Недавно но инициативе воинов-охотни-
ков в нашем авиагарнизоне была оборудо-
вана площадка для стрельбы по летящим
целям — тарелочкам. Все работы по усг-
ройству и оборудованию этого стенда про-
водились под руководством одного из ак-
	ИЗ ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
АВИАПИИ
	ПЛОЩАДКА ДЛЯ СТЕНДОВСИ СТРЕЛЬБЫ
	Офицер Сыромятников продолжал по-
дробно выяснять одну деталь 38 другой.
Надо, наконец, устамовить причину та-
кого ложного чувства у курсанта. Ин-
структор подумал: «Может быть, самолет
действительно. как это утверждает Ey)
сант. свалился на крыло? Нет, я внима-
тельно следил за; кажлым действием кур-
санта в воздухе. Этого быть не могдо. Воз-
можно, он все же донуекал небольшой
крен и именно это создавало у него_вле-
чатление о якобы неправильном «поведе-
нии» машины во время правого виража, ».
Так лумал инструктор. Ему важно было не
только найти причину, убедиться в ней,
нв_и рассеять сомнения курсанта,

Поэтому-то инструктор и решил  сле-
тать с Сиротй еще pas на проверку
техники пилотирования при выполнении
правого. виража. Когда и ‘курсант выска-
зал потобное желание, инструктору это
очень понравилось. ‘

Командир разрешил инструктору 5энт-
	рольный полет, скагав при этом:
— В подобных случаях не надо спе-
	„ШИТЬ в принятии, окончательного  реше-
‘ния, Лучше проверить еще и еще раз...

° Честноеть — одно из замечательных
‘качеств советских патриотов,  избравших
пля себя почетную профессию военного
летчика. Честное признание своего недо-
статка и помотло курсанту Сироте в даль-
нейшем избавиться от неуверенности в
полете при выполнении правого вифажз.

В контрольном полете Сирота показал
себя е лучшей стороны. Инструктор раз-
решил ему делать правый вираж. „Сыро-
мятников на «отлично» оценил действия
подчиненного.

И хотя Сироту все еще не оставляло
прежнее ЧУВСТВО неуверенности, инструк-
тор убедил его в том, что полет протекал
нормально. 06 этом говорили и показания
приборов. Значит, дело было только в нем,
в курсанте. У него создалось ложное ощу-
щение будто бы самолет при правом вира-
же сваливалея на куыло. В этом оконча-
тельно убедились сейчас и Сирота и ето

инструктор.
— Ну, как теперь, все в порядке, не
правда ли? — спросил он у Сироты.
Тот ответил:

— Повторные фигуры я делал уже 9-
лее уверенно.

В практике офицера Сыромятникова
встречались случаи, когда отдельные кут-
санты порой неправильно представляли
себе пространственное положение самолета
в воздухе. Именно это и произошло < Си-
ротой.

Летчик-инструктор Сыромятников  всег-
да внимателен к курсантам, он глубоко
вникает в кажлую леталь их летной прак-
тики, Чутье опытного педагога позволило
ему своевременно помочь курсанту Сироте
разобраться в ложном чувстве, которое он
испытывал при выполнении правого ви-
ража. Куреант не стазу учел особенности
	в технике пилотитования новой для него.
	машины. Вюгда инструктор открыл Сироте
эту «тайну». тот стал уверенно действо-
вать-в воздухе, отлично выполнять BEB
фигуры пилотажа.

Боммуниет Вячеслав Cupora — буду-
щий офицер сталинской авиации. On c
благодарностью будет вспоминать о своих
школьных Командирах, с помощью кото-
рых он научидея отлично летать.
	Подполковник И. ВОЛОКИТИН.
	за время обучения курсантов его машин
	Сирота не торопится. Вот он делает н8-
большой крен. а затем, увеличивая ‘его,
«етановитея» в вираж. Это тот самый ви-

раж. который всегда вызывая у Сироты
неуверенность. И сейчас у‘него появилось

чувство, будто 6го самолет ‘валидся ‘на
ЕрылО...

«В чем же дело?» — мелькнула у в0-
ИН МЫСЛЬ.

Сирота. не теряясь, выводит машину в
горизонтальный полет. «Как быть даль-
ше? — думает он. — Надо повторить фи-

rypy>.
	Курсант старается как можно PUN
тействовать рулями. Самолет плавно во-
	пел в правый вираж, а затем так же
`ларно вышел из него.
	Отлнако Сирота все же не мог избавить-
	ся от уже испытанното им ощущения н®-
уверенности,

Этим только и можно было объяснить
ту неловкость, с какой он принял Ha
земле поздравления своих товарищей с
успешным выполнением полетного зада-
ния. Беспокойство не покинуло Сироту и
тогда, когда он, едав самолет механику,
быстрыми шагами направился с докладом
к инструктору.

В самом деле, откуда эта  неуверен-
ность у курсанта, который был на хоро-
шем счету в подразделении? Над этим
позлнее пришлось подумать не только са-
мому Сироте, но и его инструктору,
	ROMAHIRDY.
	Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Наш корр.).
Когда входишь в комнату политико-просве-
тительной работы Н-екого авиаподразделе-
ния, внимание привлекает красочно оформ-
ленный стенд «Сталинские соколы в боях
за Родину». На стенде — портреты про-
славленных летчиков И. Кожехуба, В. Поп-
кова, Г. Сивкова, Т. Бегельдинова и дру-
гих. В этой комнате часто собираются вой-
ны. Они ведут задушевный разговор о под-
вигах авиаторов в голы Великой Отечест-
венной войны.
	Недавно ветеран части офицер Родионов
у стенда провел беседу на тему «Служить
Родине, как герои-фронтовики». Он пол-
робно рассказал, как воины части в боях
против немепко-фалиистских захватчиков и
японеких империзлистов отстаивали честь
и независимость родного сопиалистического
государства, как советокие авиаторы
сейчас совершенствуют свое боевое ма-
стерство, ‘

— Вы все знаете Героя Советского
Сютоза офицера Анлресва,-—<казал тов. Ро-
дионов. — С первых дней организажии
нашей части он служит в ней, вырос от
солдата ло команлира. Он всегда честно
выполняет свой долг пефел Родиной.  по-
стоянно совершенствует военные и поли-
тические энания. Опыт, накопленный в
боях, тов. Анлреев пефелает своим сослу-
ЖИВЦАМ...

Быть такими, как лучшие авиаторы ча-
сти тт. Андреев, Шамарин. Трифонов и
другие, — к этому призвал тов. Родионов
своих слушателей.

Поучительно прошла и встреча Героя
Советского Союза офицера Анлреева с во-
инами части. Ветерану было что расска-
зать сослуживцам. На его счету — сотни
боевых вылетов.

— Экилых выполнял боевое задание, —
вспоминают офицер Андреев. — Машина,
шла то нал ровными полями, то нал
узкими ущельями. В этом районе лол-
жен быть гле-то вражеский аэродром. Экм-
	па преололел зазесы зенитног9 огня. и
	самолет вышел в указанный пункт. раз-
громив аэродром противника. Ни олна ма-
нрина гитлеровнев не полнялаеь в воздух...

В заключение Герой Советского  Сотюза
офицер Андреев призвал воинов  лорожить
боевой славой части, множить ряды oT
личников учебы.
	Деятельное участие в пропатанле бое-
вых традиций принимают комсомольцы
части. По ннипиативе членов BARCM arecr
	офотмлены альбомы. щиты 0 DATHEIX пол-
вигах азиаторов в голы Великой Отечест-
	венной войны. Немало материалов посвя-
Meno послевоенной учебе авиаторов. He
этих материалов видно, е каким  упорет-
вом и настойчивостью они овладевают 60-
евым мастерством, военными и полити-
ческими энаниями.
	На состоявшемея открытом KOMCOMOID-
	ском собрании воины обсудили вопрос
«Знамя части — символ вонневой чеети,
доблести и славы».
	СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ
	Не так давно у нас в подразделении
были организованы секции боксеров,
штангистов. фехтовальщиков и. борцов.

Секцию бокса возглавляет перворазряд-
ник старший сержант Анисимов. Благо-
	даря его помощи многие воины стали
хорошими боксерами.
	Cerna борцов ведет  перворазрядник
сержант Голубев. В ней занимаются от-
личники боевой и политической полго-
товки воины-авиаторы Новиков, Egpenos,
Решетняк,

Значительных успехов добилась и еек-
ция штангистов, которой руководит сер-
жант Фирсов.
	Рядовой В. ЕРМАКОВ.
Рядовой Б. ДРУЖИНИН.
	Инструклоф внимательно выслушал до-
клал подчиненного, позлравил ето © новым
успехом. Но по взволнованному лицу кур-
санта он понял, что тот чем-то озабочен.
Полет. как показали наблюления е земли,
прошел успешно. Что же все-таки волно-

вало курсанта?
— Как только стану вводить самолет
	в правый вираж, — докладывал Сирота,
— <разу чувствую, что машина как буд-
то сильно валится на врыло. А в чем де-
10, ПОНЯТЬ не моту...

Инструктор не удивился такому исе-
реннему признанию курсанта. Он и
прежде отмечал у Сироты это хорошее ка-

г

чество — правдивость в отношениях ©
командирами.

— Как вы лействовали в возлухе?
Расскажите все по порядку. ,

Сирота на минуту задумался. Ему хо-
телось как можно убедительнее, подроб-
нее рассказать инструктору о своих дей-
ствиях в воздухе.

— Прежде чем выполнить фигуру, я
осмотрелея вокруг. Самолетов в зоне не
было. Потом установил машину на ориен-
тир, учел ветер по отношению к располо-
жению других пилотажных зон. Учел так-
же, чтобы и солнце своими лучами не
мешало мне работать в зоне. Прибавил
наддув. Постепенно набрал необходимую
скорость...

— Правильно. Доклалывайте дальше’

— ...Вще раз проверил показания при-
	боров, — Сирота стал говорить все более
уверённо и спокойно. — Затем начал
плавно — так. как вы показывали, —
	BBOIHTh CaMOJeT в правый вираж.

— А кав вы распределяли внимание?
— спросил инструктор.

Курсант был уверен в том, ‘что он рас-
прелелял внимание правильно, и потому
сразу дал точный и исчерпывающий от-
ват.
	ПЕРЕДОВОЙ АВИАЦИОННЫЙ МЕХАНИК
	костыле он обнаружил трещину. Но ‘рас-
	поряжению командира старший сержалт   не имела ни одного дня простоя.
	Шуршиков с помощью курсантов в тече-

ние нескольких минут заменил костыль.
Самолет во-время ушел в воздух.

При таком внимательном отношении к
делу самолет старшего сержанта всегда
	Р   нахотитея в гостоянии боевой готовности.
	Недавно передовой механик ` был нз-
тгражден нагрудным знаком «Отличник
авиации» и получил краткосрочный от-
	Курсант А. ИГОНИН.
	сержанта всегда   ПУсЕ с выездом на родину.
	1936 г. е контрольным грузом в 5.000 кт  ! гателей памного больше 7—8 тыс мет-
	В годы сталинских пятилеток Советское
правительство поставило перед учеными
и конструкторами задачу — созлаль ско-
ростные высотные самолеты, как  тяже-
лые, так. и легкие.

Стремяеь как можно лучше и быстрее
	и Полеты   выполнить правительетвенное задание И
конструкции   используя накопленный опыт.  конетрук-
снабженном   толекий коллектив А. Н. Туполева, уже в
	1936 голу построил первую в мире ско-
	летчик достиг на этом самолете высоты 3%0в.
	3.102 м. Через 5 дней с удвоенным гру-

Особенно интересны полеты А. Юмаше-
ва на тяжелом самолете АНТ-6 с четырь-
мя двигателями АМ-34. 11 сентябоя
	наши авиационные специалисты не жале-
ли сил, трудилиеь и трудятся над созда-
нием все более совершенных самолетов и
моторов.

Значительного успеха в те голы достиг
конструктор А. Д. Швецов. Под его руко-
водством был налажен выпуск  девятици-
линдрового высотного двигателя  воздуш-
ного охлаждения М-25. Снабженный при-
водным центробежным нагнетателем, М-25
на границе высотности, равной 2.300 м,
развивал мощность в 712 л. ©. Нримене-
ние этого мотора на истребителях позволи-
ло повысить их потолок до 10 тысяч
метров. Двигатель М-25  устанавливалея
Ha  маневренных истребителях И-15,
Н-15-бие, П-153. на скоростных истреби-
телях И-14, И-16 и на ряде других ма-
шин.

На’ самолете «И-15» в 1935 голу с0-
ветский летчик-испытатель В. Воккинаки
установил абсолютный мировой рекорд
высоты полета — 14,575 м. Выдающееся
достижение Коккинаки убедительно сви-
детельствовало о росте мастерства наших
летчиков, о дальнейшем прогрессе совет-
ской авиационной техники. Этот полет
замечателен еще и тем, что совершен он
на серийном советском истребителе, снаб-
женном серийным мотором.

Выполняя указания товарища Сталина,
советские ученые и конструкторы продол-
жали настойчиво трудиться над разрабог-
кой высотных, скоростных, дальних ма-
шин. Большое значение для прогресеа в
этом деле имело создание по указанию
товарища Сталина в начале 30-х годов ЦКБ
и ПИАМ. В ПИАМ’е уже в эти годы был
	создан высотный двигатель жидкостного
охлаждения М-34, положивший начало
выпуску широко известных моторов АМ
	конструкции А. А. Микулина. Это был
мощный высотный двигатель,  позволив-
ший конструкторам осуществить проекты
скоростных и тяжелых самолетов е боль-
шими высотами применения.

Моторы М-34 и его модификации уста-
навливалиеь на многих’ отечественных
машинах: на самолете-гитанте  «Макеим
Горький», на тяжелом бомбарлировщике
ТБ-3. на гидросамолете АНТ-22. На этих
малиинах советекие летчики установили
целый рял рекордов высоты. Только 38
1936 год сталинекими соколами, искусно
владевшими первоклассной советской тех-
никой, было установлено значительное
число рекордов по полету на высоту ©
контрольным грузом. *

применением турбокомпрессоров в сочета-
нии © обычными центробежными нагнета-
	сентября   телями удалось поднять выеотность IBH-
	5 борьбе за высоту полета
	охлаждения М-22   чем отнотипные
	чом одпотинные иностранные самолеты.

Повышение высотности мотора неизмен-
но приводило к улучшению скоростных ха-
рактеристик самолета. Так. например, по-
вышение высотноети двигателя на каждую
тысячу метров способствовало увеличению
скорости полета примерно на 5 проц. без
каких-либо дополнительных изменений в
вонетрукции планера.
	Однако на пути дальнейшего исвыпе-
ния потолка самолета появилась новая
трудность. В то время на самолетах уста-
навливались винты фиксированного шага,
подобранные для одного какого-нибудь ре-
жима полета, например для режима мак-
симальной скорости на расчетной высоте.
На высотах, меньших или больших рас-
четной, такой винт оказывалея перетяже-
ленным, обороты падали, и двигатель не-
додавал мощности. Применение винта
фиксированното шага на новых самолетах
с высотными моторами  препятетвовало
дальнейшему повышению потолка машин.
Требовалось разработать винт изменяемо-
го шата, установочные углы лопастей
которого можно ‚было бы менять в зави-
симости от режима полета и тем самым
полнее использовать мощность мотора и
	повысить коэфициент полезного  дейст-
ВИЯ.
	Советские авиастроители в короткие
сроки освоили производство надежных
конструкций винтов изменяемого шага.
Это позволило получить значительный BET-
игрыШш в скорости и высотности машин.
Показателен такой пример. Испытания од-
ного самолета-истребителя, на котором был
установлен винт новогс типа, показали,
что потолок его увеличился на 18 проц.,
а максимальная скорость полета — на
	{ проп.
	пересжатием. Двигатель M-22, звездооб-
разный, девятицилиндровый, обладал мощ-
ностью 450 л. с. В следующем году конст-
рукторское бюро Н. Н. Ноликарпова строит
и проводит испытания истребителя И-3—
биплана с мотором жидкостного охлажде-
ния М-17. У этого двигателя путем комби-
нации пересжатия и переразмеренноети
удалось добиться высотноети 3.000 мет-
ров.

Однако наши моторостроители и самоле-
тостроители не могли долго удовлетворять-
ся повышением высотноети этим способом.
Он вызывал значительное возрастание

удельного веса моторов и уменьшение на-
дежности их работы. Пришлось отказать-
ся от такого сравнительно простого пути.

Проводя многочисленные исследования,
советские авиационные специалисты пока-
зали, что большой выигрыш в увеличении
BHICOTHOCTH можно получить, применяя
HAATVB лвигателя с помошью нагнетателей.
	По пути создания двигателей с надду-
вом и пошли советские конструкторы.
Уже в конце 20-х годов коллектив инже-
неров ох руководством А. А. Бессонова
создает мотор жидкостного охлаждения е
приводным центробежным  натнетателем,
намного опередив в этом отношении за-
рубежных специалистов. В 1930 году кон-
структорский коллектив успешно завер-
шил постройку и испытание мотора М-15,
представлявшего собой девятицилиндровую
звезду с нагнетателем. Это был олин из
первых в мире высотных двигателей воз-
дунтного охлаждения. Его мотность со-
ставляла 550 a. c.

Двигатель М-15 был установлен на
истребителе И-5. спроектированном и 1о-
строенном в 1930 г. под руководством
Н. Н. Поликарпова и Д. П. Григоровича.
Советским конструкторам удалось создать
малтину © отличными летно-тактическими
данными п удачными скоростными и вы-
сотными характеристиками. Мотор М-15
устанавливалея также на транспортных
самолетах. Серийная модификация М-15,
известная под маркой №М-26. также нашла
широкое применение. Все советские маши-
ны того времени. на которых были уета-
	новлены первые высотные двигатели, име-
ли гораздо болыние рабочие потолки,
	Товарищ Сталин еще в годы первых пя-   ; мотором воздушного 0:
“илеток поставил перед советекими авиа-   пересжатием. Двигатель
	пионными ‚учеными и конструкторами 5а-
дачу — создать самолеты, которые могли
бы летать дальше, быстрее и‘выше всех.
Даля успешного решения этой задачи важ-
Hoe значение имела борьба советских
авиаторов за увеличение высоты полетов.

Дело в том. что полеты на больших вы-
сотах открывают значительные перепекти-
вы для дальнейшего прогресса авиации.
Такие полеты прежде всего позволяют уве-
личить радиус действия машин и их ско-
роеть. Кроме того, метёорологические усло-
вия в верхних слоях тропосферы гораздо
благоприятнее. чем на малых высотах.
Это, безусловно, облегчает пилотирование
самолета и повышает безопасность полет&.

Самолеты военной авиации, обладающие
более высокими рабочими потолками, веег-

да будут иметь преимущество в воздуш-
ном бою. Наконец, большая высота при-

менения делает самолеты менее уязвимы-
ми для зенитной артиллерии.

Выполняя указание товарища Сталина,
советские ученые и конструкторы достигли
вылающихся ‘результатов в создании ма-
шин с большими рабочими потолками. Эти
машины по своим высотным характеристи-
кам превосходили и превосходят аналогич-
ные типы иностранных самолетов. Этот
Успех был подготовлен трудами целой
плеялы замечательных советских ученых и
конструкторов.

Работы по созланию самолетов © высо-
	кими потолками полетов ведутся в нашен
стране с первых лет существования co-
	ветекой авиации. Уже тогда по указанию
Советского правительства были начаты

проектирование и постройЕа специальных
высотных моторов.

Наиболее распространенным — способом
порышения потолка самолета в те голы
	было применение так называемого пере-
	размеренного двигателя. а также двигателя
с пореожатием. Такой мотор был расечи-
тан на то. что номинальную мощность он
развивает на своей расчетной выеоте при
полностью открытой лроесельной заслонке.
	В 1921 году конструкторское бюро А, В.
Туполева выпустило на летные испытания
	пельнометаллическии полутороплан — ист-
ребитель И-4. Этот самолет был снабжен
	som—B 10.000 кг--Юмашев полнимается   правительство поставило перёд
	на высоту 6.605 м. А еще; через He-
сколько дней, 28 октября, летчик улуч-
шает свое первое достижение. Его резуль-
тат — 8.980 м.

Не менее выдающимися были полеты
В. Коккинаки на самолете конструкции
С. В. Ильюшина IRB-26, снабженном
XBYMA высотными моторами М-85 мон
	ностью по 800 л. с. каждый. В том же   ростную . высотную тяжелую машину —
1936 г. последовательно, в течение июля   АНТ-42. В следующем голу тот же код-
	лектив выпускает четырехмотерный само-
лет-амфибию АНТ-44
	Ь 1939—40 пт. мололой  доллектив,
	— сентября, летчик устанавливает 5 ре-
кордов. Велел за ним М. Алексеев на ¢a-
молете конструкции А. Н. Туполева
	АНТ-40 и М. Нюхтиков на самолете кон-   возглавляемый А. И. Микояном. успешно
струкции В. Ф. Болховитинова совершили построил и испытал скоростной высотный
высотные полеты, являющиеся мировыми 1 истрабитель: МИГ-1. снабженный двигате-
	достижениями. лем жилкостного охлаждения АМ-35А.

Эти рекорды — показатель блестящего   Практический потолок МИТ-1 составлял
мастерства советских летчиков, ‘°высоно-   12.000 м. На высоте 7.000 м. самолет
го уровня развития отечественного вамоле_   Развивал екорость 628 км/час. Caeayet
	отыозить, что данные лучших иностран-
ных. истребителей тех лет были Topas -
	В. дальнейших молификапиях самолета
	TO- и моторостроения. Достигнутые УСПОХИ   отметить,
	— результат неустанной заботы больше-
	BHCTCROH партии и Советекого правитель-   Ниже.
	ства о развитии авиационной науки и-тех-
	ники, 00 укреплении могущеетваь сталин-  МИГ-1 конетрукторекий коллектив А. И.
	ской авиации.
	Микояна 5начительно повысил BLICOTHOCTD
	В последующие годы наши ученые и:  и скорость полета. Созданные в предвоен-
	ные годы и в Период Великой Отечествен-
HOH войны. наци самолеты е мощными
	высотными двигателями серии АШ. ВИ
	инженеры продолжали настойчиво тру-
диТЬся над тем, чтобы еще выше полнять
WOTOTIOR НнАаших WANE.
	Для этого прежде веего требовалось с03-   АМ имели полное превосхолетво в CEC
	дать нормальные условия летчику для
работы на большой высоте. Вот почему со-
ветские конструкторы уже в годы второй
сталинской пятилетки начали разработку
высотного самолета с герметической каби-
ной. Образцы таких кабин успенгно были
испытаны на серийных . самолетах-нетре-
бителях.

Одновременно изыскивались новые аэро-
динамические формы самолета, благопри-
ятетвующие высотному полету. Как пока-
зали расчеты. машина  свободнонесущей
монопланной схемы с болыним удлиненн-
ем крыла обладала наилучшими высотвы-
ми характеристиками. Векоре высотные
самолеты © большим уллинением крыла
были поетроены и’ испытаны.

Решалась также задача увеличения вы-
сотноети моторов. Путем использования
	двухскоростных нагнетателей, a затем
	` ростных и высотных характеристиках нал
машинами противника.

В послевоенный периол, с появлением
скоростных самолетов с турбокомпрессор-
НЫМИ воздхушно-реактивными  дрчтателя-
ми, практические потолки снова резко
возресли, и этот рост продолжается
до сих пор. Дальнейшее повышение высо-
ты и ‘скорости полета определяется по-
греесом в области создания реактивных и
прежле всего жидкостно-реактивных лви-
гателей. Нет сомнения, что советекие уче-
ные и конструкторы успению решал вое
связанные с этим научно-техничеекие
проблемы, создадут такие машины. Ha
которых наши летчики сумеют завоевать
новые высоты.
	Кандидаты технических наук
инженер-майор Р. ВИНОГРАДОВ,
инженер-майор В. ЗАЙЦЕВ.
	На основе уепенгного завершения
первой сталинской пятилетки, создания
мощной авиационной ^ промышленности
были достигнуты значительные успехи со-
BOTCKOTO самолето- и мотороетроения. Но
товарищ И. В. Сталин учит авиационных
работников не успокаиваться на достигну-
том, ставит перед ними все новые, более
сложные задачи. Товарищ Сталин лично
руководит деятельностью ученых и кон-
структоров, помогает им мулрыми\ совета-
ми. В ответ на внимание и заботу вождя