15 декабря 1951 г., № 290 (2132).
	Г. председатель, г. г, делегаты!
	Работа подкомитета, по мнению делега-
ции СССР, дала некоторые положительные
результаты. Она помогла уточнить  нози-
ции каждой из четырех делегаций, яснее
определить их стремления и поставленные
ими перед собой цели, устранила некото-
рые разногласия, хотя и имеющие сравни-
_ тельно второстепенное значение. Тем не
менее, советская делетация считает, что
это сильная сторона работы подкомитета.
и было бы непразильно обходить молча-
нием эту положительную сторону работы
подкомитета, как было бы, равным обра-
зом, неправильно посувеличивать значе-
ние проделанной  подкомитетом работы,
поскольку остались, по существу, нетро-
мутыми разногласия, разделяющие, е од-
ной стороны, СССР и, с другой США, Ан-
тлию и Францию в BeCLMa важных во-
просах, решения которых ждут от нас —
это можно сказать без преувеличения —
народы всего уира. И в этом заключается
слабая сторона проделанной подкомитетом
работы. Но то, что не сумел сделать под-
комитет, должны еделать коМиссия 12-ти,
Политический комитет, Генеральная Ас-
сомблея, вся Организация Объединенных
Наний.
	Hatta главнейшая задача заключается
именно в том, чтобы преодолеть и устра-
нить разногласия по важнейшим вопросам
и, во всяком случае, чтобы эти вопросы
поставить во весь рост. как этого они ва-
служивают по своей важности и значе-
нию, Вот почему делегация Советского
Союза считает необходимым остановиться
именно на этих вопросах, не стремясь
сказать 000 всем, что было в поле зрения
полкомитета, но считая себя  обязанной
сказать 0 том, что является наиболее важ-
НИМ.
	Начну в пункта 2-го меморандума, тра-
ктующего 06 общих целях. В меморанду-
ме говорится о том, что оба предложения
— имеются в вилу претложения, изложен-
ные в проекте резолюции трех‘ государетв
— США, Англии и Франции и в поправках
делегации Советекото Союза,—— сходятея в
отношении некоторых из общих целей,
которых они стремятся достигнуть. В до-
казательство меморандум указывает на то,
что делегация СССР согласилась е пунктом
1-м  преамбулы просхта резолюции
«трех», в котором говорится о том, что
Генеральная Ассамблея желает «енять с
народов мира бремя увеличивающихся во-
оружений и избавить их от страха войны,
а также освободить новую энергию и но-
вые ресурсы для выполнения позитивной
работы восстановления и развития».
	Присоединяясь к этой формуле, Совет-
ский Союз отдавал себе полный отчет в
ее значении, отлазал себе отчёт в той от-
ветотвенности, которую возлагает на него
такое важное обязательство, как указано
выше, — снять с народов мира бремя уве-
личивающихея вооружений И освоболить
новую энергию и новые ресуреы для поло-
жительной работы восстановления и раз-

ВИТИЯ.
	Это важное обязательство. — Отсюда
неизбежно должны следовать соответетву-
ющие выгоды, касающиеся и_всей внеш-
ней политики каждого государетва, при-
нимающето эту формулу. Перед делега-
цией СССР и — я уверен в этом-— перед
делегациями всех стран, искренне прини-
’Ммающих на себя это обязательство и гото-
вых последовательно и решительно ero
осуществить, встает ряд задач, которые
должны послужить развитием этой благо-
родной цели, поставленной выше, и 00е-
спечить возможность ее достижения.
	Не может быть противоречия между
этой целью и между теми средствами, во-
торые должны обеспечить осуществление
этой цели. Если здесь возникает противо-
речие, то это может означать THUS TN,
ЧТО средетва оказываются непригодными
для достижения указанной цели и Чт,
следовательно, должны быть избраны дру-

гие средства,
	Принимая’ на ‘себя обязательство снять
с народов мира бремя  увеличивающихея
вооружений и избавить их от страха вой-
ны, как говорится в пункте 1-м преамбу-
лы проекта резолюции «трех», необходимо
поставить перед собой вопрос: как можно
решить эту ‘задачу ——- снять е ‘народов
бремя вооружений, тем более увеличива-
щихся вооружений? Как избавить народы
ог опасности войны? Как освоболить и ис-
пользовать новую энергию и ресурвы для
работы по восстановлению И развитию
стран? Естественно также, 919, оставляя
эти вопросы без ответа или давая на

О а ae
	Е ЩЕ РУ РЯ Река ца БГ:
7 тем 60-

эти вопросы двусмысленные или,

к ЕКО ODO ол о зи ани ВЫ Нельзя пол-
	лее, неправильные ответы, нельзя = tt
винуть дело вперед ни на один милли-
метр.

Но, чтобы дать правильный ответ. на
поставленный вопрос, необходимо огля-
нуться вокруг себя, посмотреть, что про-
исходит в мире, где все больше и больше
увеличиваются вооружения И увеличи-
вается тяжесть бремени, Которое они на-
кладывают на народы? Чем это вызвано?
Какие причины порождают эти явления?!
И какие средства могут и должны быть
приняты для устранения. этих явлений?
	Мы не станем сейчас приводить факты,
уже в достаточной мере указанные здесь
раньше и в достаточной степени разъяс-
няющие этот вопрос. Мы считаем нужным

только напомнить 0 Том, что в распоря-
жении трех правительств, представивших

а А ют РОТЕ
	м.
aeeaae Ат a ИХ

свой проект резолюции, не имеется ретши-
о о, Ради, каких ДАМЯЫХ,
	тельно никаких MaKTOB, а

а следовательно, и никаких оснований
AIA Tore, чтобы можно было оправдать
отрицать,

попытку, как они это делают,
де Но. АЗ НИНО-
	ba tee

Что они и HX COW3HHHH tN
скому блоку ведут в своих ‘странах 06-
шеную гонку вооружений и притом все

более и более  увеличивающуюся. Такое
положение не может, разумеется, не во3-

ложить тяжелое бремя Ha плечи населе-
ния этих стран И тем более CHOCOUCTBO-

валь в какой-либо мере уменьшению это“
о бремени. У них нет, с другой сторо-

ны. никаких фажтов, никаких данных И,
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	О сокращении вооружений, зап
ONVIKMA WO Ммезхлунаюолв

ешении атомного
		всякого рода других оговорок, создает ` в
полном смыеле этото слова заколдован-
ный круг, из которого нет никакого вы-
хода,

Но выхол лоджен быть найден. И этот
выхол может заключаться в том, чтобы
Генеральная Ассамблея объявила теперь
же о безусловном запрещении атомного
оружия и установлении международного
кентрольното органа и обязала комиссию
12-ти, 06 учреждении которой  воамен
двух ранее существующих комиссий мы
договорились в поджомитете, подготовить
конвенцию, которая предусматривала бы
мероприятия, обеспечирающие ° выполне-
ние этого запрещения. Отказ от приня-
тия такого предложения является ‘не чем
иным, как отказом выйти из искусетвен-
но созлаваемого или созданного уже ту-
пика, который продолжается уже пять
лет и которому пора положить конец.
	На наш прямой вопрос, согласны ЛЯ
авторы резолюции «трех» с тем, чтобы
Генеральная Ассамблея объявила © besy-
словном запрещении атомного оружия и
установлении строгого международного
контроля за осуществлением этого’ запре-
щения, г. Плойл не лал ответа, предпочтя
обойтись туманной фразой о том. что «при-
нятие Генеральной Ассамблеей трехетороя-
нео проекта резолюции явилось бы яс-
ным декларированием в пользу безусловно:
то запрещения атомного оружия, осуще-
ствляемото путем строгого междунаролно-
го контроля».

Работа полкомитета показала, что 33
этой туманной фразой в действительно-
сти скрывается отклонение предложения
о запрещении атомного оружия. Тем не
менее, работа подкомитета была полезна
тем, что она помогла установить Te мыс-
ли, которые г. Ллойд пытался прикрыть
дипломатичеекими фразами.
	Надо посмотреть правде в глаза и нуж-
Но брать факты такими. как они есть. A
факты тажевы, что даже в случае вклю-
чения в ощну и ту же. конвенцию предло-
жения о запрещении атомного оружия и
подробно разработанных положений о меж-
дународном контроле, межлународный кон-
трель начнет действовать не олновременно
е подписанием конвенции, а спустя какое-
то время, которое нужно лля осуществле-
ния целой системы сложных организацион-
ных мероприятий, без которых этот конт-
рольный орган действовать не может. Te,
кто не заинтересован в запрещении атом-
ного оружия, готовы ухватиться за это
обстоятельство, коренящееея в самой при-
роле вещей, для того, чтобы оттянуть пре-
кращение производства атомного оружия,
оттянуть запрещение иснользовать атом-
ное оружие, отложив все это до того вре-
мени, когла контрольный механизм начнет
сйетворать, хотя нигде не указыезется,

чем обеспечено, что он вообще когда-ни-
буль начнет лействовать при том положе-
	НИИ, Которое мы Имеем вы атом вопро-
ce. Нам говорят, что наше прелложе-
ние означает: сначала запретение.
	нотом контроль. Это неверно, ибо мы го-
ворим — решение 9 запрещении атомного.
оружия и учреждении международного
контроля должно быть вынесено одновуе-
менно и из него должны вытекаль вее те
последствия. которые обусловливаютея мо-
рально-политическим обязательством, с0з-
даваемым таким решением. Но именно
предложения, содержащиеся в проекте ре-
золюции «трех», сводятся к отказу от за-
прещения атомного оружия ло того, как
ветупит в действие сиетема межаунарол-
ного контроля. Это значит, что и после
того. как соответствующие государства
договорялея © необходимости залретить
атомное оружие и установить междунарол-
ный контроль, можно булет не считаться с
таким соглашением и продолжать произ-
BOICTBO атомного оружия и ‘даже использо-
вать его при осуществлении своих воея-
ных планов и тем более в велущихея ими
военных действиях против других наро-
дов.

К сказанному надо добавить, что не
выдерживает никакой критики и есылха
Ha то, что в случае запрещения такого
зружия, котла не будет еще дейстоовать
международный контрольный орган, такое
решение создаст лазейку и приведет к
тому, что запрещение атомного оружия
окажется фикцией и обманом. Ho Bein
Этот обман не может не быть разоблачен
и нё может не покрыть вечным позором
государство, допустившее такое  вероломе
ство.

Нельзя не отметить также и того об-
стоятельства, что и сейчас, когда нет ни-
какой конвенции о запрещении использо-
вания атомного оружия в ведущихся здесь
и там военных действиях, развязанных по-
литикой государств, облалающих атомным
оружием, это атомное оружие не приме-
няется, хотя некоторые безумцы и пол-
стрекают к использованию атомного ору-
жия в настоящее время. Видимо. если не
моральные соображения, то соображения от
здравого смысла, осторожность п тот же
страх, Что применение атомного оружия
может вызвать непоправимые последетвия,
удерживают авантюристически настроен-
ных люлей от такого шага.
	Есть уже пример того, что некоторые
моральные, политические и иные, я бы
сказал, деловые соображения препятетво-
вали, как это показала вторая мировая
война, применению против своего против-
НИКа отравляющих газов даже теми, кто

юридически. не был ‘связан Гаагской кон-
венцией.
	Почему все это забывается теперь, ког-
да речь идет о запрещении атомного ору-
жия? Почему сейчас оказывается такое
жестокое сопротивление тому, чтобы Ге-
неральная Ассамблея выполнила свой бла-
торэдный долг, объявив о _ запрещении
атомного оружия и учреждении межлуна-
родного контроля под тем предлогом. что
такое постановление Генеральной Ассамб-
леи может, быть использовано нелобросо-
вестными правительствами в вероломных
целях? Для этого нет никаких оснований.
	(Окончание следует).
	Речь А. Я. Вышинского в Политическом комитете 12 декабря [951 года
	Правительства США, Беликобритании и
Франции не сотлавны © этими предложе-
ниями. Они возражают против вих, видя В
этих предложениях какую-то западню, р4е-
ставленную Советским Союзом. Правитель-
ства США, Великобритании и Франции
считают, что, чтобы не попасть в эту за-
палню, необходимо подождать е запреще-
нием атомного оружня до тех пор, пока не
будет учрежден и введен в действие меха-
низм международного контроля. Они ут
верждают, что нначе все дело сведется к
mpocToMy обешанию запретить атомное ору-=
жив без какой-либо возможности прове-
рить, действительно ли это обещание будет
вынолнено.
	ато соображение также нельзя признать
убедительным. Нельзя постановление Ге-
нерзльной Ассамблеи, в особенности, если
оно булет принято единогласно, ни во что
н6 ставить. считать пустой фразой, гово-
рить, что оно не будет иметь никакого
значения. Что касается Советского Союза,
TO мы считаем и заявляем 00 этом совер-
шенно твердо и определенно, что такое
постановление ‘мы’ будем считать для нас
полностью обязательным. даже без каких
бы то ни было санкций, которые были бы
предусмотрены за неисполнение этого по-
становления для тех, кто не захочет ис-
поднять ити попытается нарушать это по-
становление.
	Но примем на одну. минуту точку зре-
ния авторов проекта резолюции трех,
Допустим, что все согласятся, что сначала
надо создать, как это предлагают прави-
тельства США, Англин и Франции, между-
народный контрольный орган и ‘пустить
его в ход. после чего только и возможно
осуществить запрещение атомного оружия
0 всеми вытекающими отсюда  послед-
ствиями. Не будем напоминать, что с
точки зрения Советского Союза такое ре-
шение было бы совершенно неправильным,
так как оно не могло бы привести к своей
цели. Но если бы Генеральная Ассамблея
поступила именно тах, как на этом на-
стаивают США. Англия и Франция, то в
таком случае неизбежно возник бы вопрос
— какую же именно систему международ-
ного контрюля предлагают правительства
трех государств — США, Англии и Фрал-
	ции’ Какую именно систему международ-
ного контроля они считают  необхолимым
учредить и пустить в ход, чтобы одеопе-
чить запрещение атомного оружия. как
OHH TOBODAT?
	Мы знаем, какой ответ может быть дан,
будет дан и уже дан по этому вопросу. Мы
знаем, что это план Баруха, который рех-
ламируетея как план Организации Объеди-
ненных Наций и от которого все эти тои
правительства — США, Англии и @pan-
пии — не хотят отступать ни на шаг.
Они, правда, ваявляют, что готовы рас-
смотреть любой лрутой план. вели он будет
лучше плана Баруха. Но тут же добавля-
ют, что лучшето плана нет, и не хотят
сделать ни шага в сторону от так назы-
ваемого плана ВБаруха.
	Мы е этим не согласны, Недостатки
этого плана достаточно доказаны и пПри-
знаютея даже теми, кто раньше с пеной
у рта готов был этот план защищать. Так,
например, «Таймс» в статье  «Разоруже-
ние» от 1 декабря с. г. указывает Ha
«необоснованные достоинства плана Ba-
руха», называет этот план утопическим и
не скрывает такого важного  обстоятель-
ства, как To, что этот план Баруха на
практике было бы так же трудно принять
Соединенным Штатам Америки, каки Co-
ветскому Союзу. «Это утопическое према
ложение на практике было бы Tak же
трудно принять для Соединенных Штатов,
как и для Советского Союза». Разве ato
неё содержит в себе убийственную оценку
реалистичности этих предложений, или
вернее сказать, не доказывает. что aTH
предложения лишены всякого реалистиче-
ского значения?”
	Но в таком случае возникает законный
вопрос, какое же основание для дальней-
шего отстаивания правительствами СТА,
Великобритании и Франции плана Bapyxa,
если даже «Таймс» считает, что у этого
плана нет никаких достоинств, и что он
является утотичееким, неприемлемым на
практике лаже для самих авторов этого
	плана — Соединенных Штатов Америки.
	Говоря о плане Баруха, нельзя  забы-
вать также и о такой его особенности, как
пресловутая система стадий, созданная
специально для того, чтобы сохранить за
	  США нри всех условиях и даже после со-

По В
	здания международного вонтрольного 0}-
тана и введения его в действие и после
так наз. запрещения атомного оружия те
преимущества в области производетва
атомного оружия, которые, по их мнению,
они имеют. Ведь смыел этой системы ета-
дий заключается в том, чтобы не раскры-
вать своих секретов и не допустить 3а-
прещения производства атомного оружия
тотчае же после подписания конвенции
или принятия в другом каком-либо поряд-
ке решения о запрещении атомного ору-
жия. а отложить это дело ло более поздней,
до нозлнейшей стадии и, надо полагать.
самой последней — ло времени, — которое
никогта не наступит.
	Только наивные люди могут He понять
всей хитрой механики этой системы ста-
дий, системы так называемого прогрессив
ного «рассекречивания и объявления», о
которой неустанно говорят правительства
США, Великобритании и Франции, не же-
лая, однако, на деле «рассекречивать» и
«проверять» наиболее важное и опасное
	оружие массового уничтожения людей.
	Единственный мотив, который BHIABH-
гатт, в сущности говоря, правительства
США. Англии и Франции протиз пемедлен-
ного запрещения атомного оружия, сволит-
ея к страху перед тем, что какое-либо го-
судалжетво станет на путь нарушения тако-
го постановления, не бутет ВЫПОЛНЯТЬ Это
ностановление и что другие, добросовест-
ные партнеры в этом деле окажутея в не-
выгодном и неблагоприятном для них поло-
жения Но страх — плохой созетчик. Он
	быле принято, будет сопряжено с сообра-
жениями высокой политики, затрагиваю-
щими безопаеность США, и должно быть
принято правительством США соглаено
его конституционной процедуре и в евете
всех фактов международного ноложения.
	Что это означает? тю  оначает, что
если план Баруха был бы принят, если бы
план Баруха, предусматривающий между-
наролный. контрольный орган но той схем»,
кажую он преллагает, был бы  обсуществ-
лен, то запрещение атомного оружия мог-
ло бы и не последовать ео стороны США.
Иначе говоря, США могли бы и не пойти
Ha №, чтобы объявить запрещение атом-
HOMO оружия даже после Tero, kak будет
введен в действие международный кон-
троль, если интересы США, если т. наз.
высокие интересы их политики этото не
потребуют или потребуют прямо противо-
положного решения.
	Какой емыюл предлагать подобную вешь
при тех отеворках, которые содержатея в
таких официальных документах, как пиеь-
мо Ачесона министру иностранных дел
(ША Бирнеу. в той фразе. которую я сей-
чае процитировал и которая не была 91-
ровергнуть и исправлена Ачесоном? Ra-
кой смысл имеет уверять нас в том, что
иллюзорею. нереально предложение Созет-
ското Союза — запретить атомное оружие
и обязать ‘комиссию 12-ти разработать
конвенцию, предусмотрев в ней и межлу-
налолный контроль и практические меры
	по провелхению в жизнь этого запрешения,
& что реально. наоборот. предложение 0
TOM, чтобы раньше создать международный
контроль? Этот план в сново  лолжен
иметь план Баруха. В этом плане, если оя
будет принят, будет сказано Bee, RpoMe
одного. а именно, кроме того, что, как
только ветупит в действие этот план или
эта конвенция, немедленно будет запреще-
но атомное оружие. В американском плане
этого не булет сказано!
	В официальном документе весь этот во-
прое ставится в зависимость от с0ображе-
ний высшей политики, затрагивающей
безопасность США, ставится в завиеимость
от конституционной процедуры США и от
фактов международном положения, в све-
те которых, по словам залиски Ачесона, и
холжен оениться этот вопрос.
	Но разве неясно, что в этой формуле
скрываются оговорки, которые могут, —
даже поеле того. как будет создан и пу-
щен в. действие контрольный орган. па-
править вилы этого контрольного отгана
по тем каналам, которые легче всето бу-
дут поддаваться известному лавлению. эти
оговорки далут США возможность  защи-
тить себя от всякого контроля со стороны
этого так называемого международного
контрольного органа, ссылаясь на мотивы
«вывокой. политики» и на «факты между-
народного положения».
	Мы предлагаем ясное и простое реше-
ние — запоетить атомное оружие.
	’ кого имеетея это атомное оружие
сейчас? У Совдиненных Штатов Америки
u y CCCP.
	_Мы говорим открыто и твердо: «вапре-
	тить атомное оружие», и берем на, себя
обязательство выпелнить эт9.
	Вам говорят: «Нет, мы вам на слово не
верим». примите наш план — «план Ba-
руха». Но так говорят потому только, что
знают, что предлагаемый ими нлан Баруха
никогда не приведет к запрещению атом-
ного оружия. Это говорят потому только,
что хотят выиграть время, чтобы дальше,
дальше и дальше накоплять, накоплять и
	накоплять запасы этого страшного ору-
ua!
Нам представляют мифический план,
	авторитет воторого подорван даже в среде
тех, кто раньше выступали горячими за-
щитниками этого плана -—— возьмите хо-
тя бы тот же «Таймс». Но разве один
только «Тайме»?

в
	Поэтому мы говорим, что такая поета-
нова вопроса, как в проекте резолюции
«трех» о запрещении атомного оружия,
при которой все запрещение атомного
оружия ставитея в зависимость от уч-
реждения международного контрольного
ортана, а затем самое введение в чейст-
Bue этото международного органа ставит-
ся в зависимость от «высокой политики»
и от — фактов «в свете международных
отношений» — это блеф, который ниче-
то не может дать, кроме обмана наролов.
Но вы заявляете, что не хотите обмана.
Давайте же эти стремления облечем в
живую плоть и кровь таких действий,
которые действительно пожажут народам
истину и заставят их успокоитьея, осво-
бодят их от страха уничтожения их и их
очагов, их и их детей, от страха войны,
как говорится в пункте первом преамбу-
лы.

Мы говорим, что такая постановка во-
проса, как в проекте резолюции США,
Англии и Франции о запрещении атомно-
о оружия и контроле, `неправильна. С
одной стороны; запрещение ‘атомного ору-
жия ставят в зависимость от учреждения
международного контрольного органа; с
другой — предлагают такой план учрехж-
дения этого. органа„ который:
	1. Уже вызвал серьезные возражения
и отрицательную оценку со стороны ряда
государств, а также учреждений и специа-
листов этого дела в США, Англии и дру-
гих странах;

2. Уже отвергнут рядом государетв, не
соглашающихея с этим планом и настаи-
вающих на таком плане, который дейст-
вительно обеспечил бы учреждение между-
народного контрольного органа и соблюде-
ние элементарных Норм международного
права. обеспечивающих уважение госудаю-
ственного суверенитета.
	Таким образом. предложение поставить
заитрелцение атомного оружия в завися-
мость 0т учреждения международного кон-
трольного органа, что, в свою - очередь,
ставитея в зависимость 91 принятия нла-
на Баруха, что, в свою очередь, ставится
в зазисимость от высохой политики и
	В силу этого, никаких оснований изобра-
жать дело так, что такая гонка вооруже-
ний имеет место якобы в Советеком Сою-
зе и в дружественных ему странах. Если
бы понадобилось вновь обратиться к фак-
там, можно было бы привести их немало,
так как даже па время, прошедшее © на-
чала работы поткомитета до его оконча-
ния и возобновления ‘работы Первого ко-
митета, накопилост немало новых фактов,
со всей бесспорностью подтвержлающих
правильность высказанных выше утвер-
ждений.

Отсюда нетрудно решить и вопрос о том,
Кто может и кто должен нести ответствен-
ность за сосздавшеееся положение.
	Пункт 1-Й преамбулы имеет больное
значение. Первый вывод, который следует
сделать из содержащегося в нем заявления,
— Это обязанность принять действитель-
ные меры в прекращенню гонки вооруже-
	HHH, К сокращению вооружений и воору-
женных сил, к запрещению атомного ору-
HHA, к установлению международного
контроля. Этим самым будет снято е наро-
дов мира бремя вооружений. Этим самым
народы мира будут избавлены от опас-
ности или, как говорится в преамбуле ре-
золюции трех от стоаха войны.
	Но готовы ли на деле осуществить это
три правительства, представившие проект
своей резолюции по этому вопросу? Столь
зе искренне. как мы это делали и до сих
пор, мы на этот вопрос ответили в подко-
митете и я должен повторить этот ответ и
здесь: нет, не готовы. Эти трислержазы не
готовы: осуществить то, что они предлага-
ют в преамбуле, в первом пункте этой пре-
амбулы проекта резолюции «трех». Это с
особенной ясностью доказали прения в
полкомитете и те старания. которые были
приложены прелотавителями США, Англии
и Франции к тому, чтобы уйти от необхо-
химости положительно рентить эту задачу.
Здесь я в свою очередь полхожу к тем раз-
ногласиям по наиболее важным вопросам;
которые подкомитету не удалось устранить
по причинам, уже указанным нами ранее.
TO ригчинием, какие я постараюсь изло-
жить лальше.
	Нервым и важнейшим вопросом во всей
настоящей проблеме является вопрос о за-
прешении атомного оружия и `установле-
ний международной контрольной системы.
Этому вопросу полкомитет посвятил много
времени и внимания, подробно проанали-
зировав предложения трех и наши пред-
ложения. но к соглашению не пришел.
	Г. Члойл вчера очень легко разлелался
е этим’ вопросом, сведя все дело к одному
моменту —к вопросу 00 олновременноетя
запрещения атомного оружия и установле-
ния междунаротного контрольного органа.
Это. конечно, важный вопрос, но котла
г. Длойл. выступая OT имени всех трех
делегаций. ничего другого не сказал. разъ-
яеняя отношение этих делегаций к этой
проблеме, он безусловно изменил тому
принципу объективности, который он зтееь
так тасхваливалт. говоря о работе подкоми-
		HIOXOH советчик, в обычных, повседневных
делах, он еще более плохой советчик в по-
литических делах. Страх затуманивает со-
знание и толкает тех. кто сому полвержен.
	на, ложный путь и диктует неправильные
действия.
	Нам говорят, что тем не менее на слово
верить нельзя. Но Советский Союз и не
предлагает кому-либо верить на елово и
CAM не расположен верить на слово. По-
этому Советский Союз и считает необхо-
димым установление стуотого, эффектив-
ного международного контроля. При этом
международный контроль, как  предетав-
ляет его себе Созетекий Союз, должен
быть действительно международным, а не
таким, каким его рисуют авторы плана
Варуха, взгляды которых откровенно вы-
разил Барух, заявив, что персонал этого
ортана должен быть, По возможноети,
междунаролным. По возможности!
	Чтобы как-нибудь выйти из затрудне-
ния,  создающетгосея  веледетвие отказа
дать сотласие на безусловное запрещение
теперь же атомното оружия, хотя бы в
принципе, ссылаются на то, что нельзя
этого допускать, пока не установлен и не
тТроль.
	Т. Ллойд говорил, что Советекий Союз
считает, что между запрещением атомного
оружия и ‘учреждением международного
контроля должен быть кажюй-то промежу-
ток времени. Да, действительно, такой
промежуток времени должен быть и ero
не может не быть по самой природе ве-
щей. И это признали и сами авторы пла-
на Баруха. По крайней мере, в своей ре-
чи от 14 июня 1946 года, гозоря © так
наз. этапах развития. Барух заявил, что
«после утверждения устаза управления
потребуется время, чтобы как это управ-
ление, так и осуществляемая им система
контроля получили окончательную орпа-
низацитю и стали действовать». И юн зая-
вил также, что лишь после того, как ©и-
стема контроля над атомной энергией бу-
дет дейстрительно проведена в жизнь, бу-
дет прекращено производство атомной
бомбы.

Но с тех пор прошло уже 5 ает, и на-
дежда на возможность построить систему
международного контроля на основе плана
Баруха исчезла. Нет оснований раесчиты-
вать на то, что положение в этом отноше-
нии может измениться, тем. более, что,
как мы видели вылие, план Баруха вое
больше и больше теряет своих защитников
	и приверженцев. Но и тогда, 5 лет тому
назад, нельзя было сотласиться с тТаюим
решением проблемы атомного оружия, ка-
кое предлагал план Баруха, встретивший
суровое осуждение и сопротивление C0
стороны рада государетв. Но допустим,
что в какой-то день и Час конвенция о
запрещении атомного оружия и об учреж-
дении международного контроля полцисана
	и ратифицирована. Б таком случае она
немедленно вступает в силу и, следова-
тельно. немедленно должно’ ветупить в
	силу и запрещение атомного оружия, KO-
Topoe, таким образом, становитоя фактом,
CO всеми вытекающими OTC юридиче-
скими послелетвиями, не говоря уже о
моральных и политических
	Какие это последствия!

Важнейшее из них — это обязанность
BCEX государств, ратифицировавцих ЭТУ
конвенцию. немедленно прекратить произ:
водство и тем более использование атом-
ного оружия; немедленно использовать уже
произведенные атомные бомбы  исключи-
тельно для гражданских целей. Вот два
последствия, которые вытекают из самого
факта подписания, ратификации и вету-
	пления в силу, согласно всем  междуна-
родным правилам и международной прак-
тике, этой конвенции — © запрещении
атомного оружия и об установлении меж-
дународного контроля. Но, если стать
на точку зрения авторов проекта. ре-
золюции, эта конвенция, несмотря на
1, что она ратифицирована и вступила в
силу. еще не булет действовать, таь как
необходимо выждать время, когда будет
созлат механизм международного контроль-
ного ортана, будет подобран необходимый
персонал и когда весь этот механием бу-
дет приведен в действие. Но будет ли он
приведен в действие и когда именно? 05
этом умалчивают. А между тем без кахой-
тибо гарантии, что этот механизм будет
действительно и в установленный срок
приведен в действие, вся конвенция с ее
запрещением атомного оружия повисает в

BOS TyYxe,
	Мы уже обращали внимание на то, 9т0
планируемый Ачесоном——Барухом—Лили-
енталем т. наз. международный контроль-
ный орган должен быть по существу  аме-
риканским атомным сверхтрестом и что
он будет осуществлять линию. соответст-
вующую политике США, и даже не тпо-
литике Великобритании, которая, по ав-
торитетному заявлению премьер-министра
Великобритании, сейчае является главной
атомной базой Соединенных Штатов Аме-
рики, и тем более не политике Франции,
a политике Соединенных Штатов Амери-
ки, которые иного положения и ‘не могут
допустить без риска, что из их рук вы-
падет главный рычаг командования #0
всей области атомной энертии. —
	Мы помним. что люди объективные й
не заинтересованные в использовании
международного контрольного органа в
своих целях, анализируя план Баруха,

единодушно приходили к заключению 09
том, что план Баруха вообще направлен на

замораживание или на блокирование всего
	вопроса о запрещении атомного оружия.
Подтверждение такого вывода можно
	найти в сопроводительном низьме г: Аче-
сона от 1946 г. к ‘докладу о международ-
ном контроле над атомной энергией, где
прямо заявляется, как я уже на это ука-
зывал. что план Баруха не должен истол-
ковываться как обязательство немедленно
же запретить атомное оружие поеле вве-
дения в действие этого илана и 970, хотя
такая необходимость и может впослед-
етрии явиться, решение, когда бы оно ни
	В действительности, в этом вопросе
имеется не один, а целый рял важных мо-
О:
	Советский Союз требует и настаивает
на том, чтобы Генеральная Ассамблея
приняла постановление, объявляющее о
безусловном запрещении атомното оружия
и установлении строгого международного
контроля за исполнением этого запрещения
и чтобы был подготовлен и представлен
на рассмотрение Совета Безопасности к 1
февраля 1952 г. проект конвенции, преду-
сматривающей меры, обеспечивающие вы-
полнение этого постановления. Это трэбо-
вание содержится в моправках ко 2-му и
3-му абзацам преамбулы и в п. 3-м 10-
правок делегации СССР. который предла-
гаслея вхлючить в проект резолюции тфех.
	Советекий Союз предлалает, чтобы Ас-
самблея таким образом одновременно при-
няла два постановления или, вернее, в од-
ном постановлении приняла два решения:
олно-—— о запрещении атомного оружия и
06 учреждении международного контроль-
ного органа. другое — 0 подготовке кон-
венции с практическими мероприятиями
по обеспечению выполнения постановления
Генеральной Ассамблеи о запрещении атом-
ного оружия и установлении строгого меж-
дунатодного контроля. Не ограничиваясь
этим, Советский (С010з требует немедленно
же приступить к сокращению вооруженяй
и вооруженных сил, предлатая два меро-
приятия. \

Первое мероприятие — сокращение  во-
оружений и вооруженных сил пяти дер-
жав — США, Великобритании, Франции,
Китая и Советского Союза на 1/8 в тече-
ние года со. лня принятия соответствующе-
го. постановления и второе мероприятие —
созыв Всемирной конференции всех госу-
дарств как членов, так и не членов ООН
для рассмотрения вопроса © существенном
сокращении вооруженных сил и вооруже-
ний и 0 практических мероприятиях Ho
запрещению атомного оружия и установле-
нию межтунаролного контроля за  выпол-
нением этого запрещения.

Таким образом, одновременно должны
быть ренены по предложению Советского

Союза три задачи:
	запрещение атомного
ение междуналодлного
	1. Безусловное — зат:
оружия и ‘учреждение
контрольного  органа;
	9. Сокращение вооружений и вооружен-
ных сил Beex пяти держав:
	3. Созыв Всемирной конференции для
осуществления той же цели в отнопеняеи
Bcex тругих держав,
	Поэтому совершенно неправильно вчера
говорил г. Ллойд о том, что якобы Совет-
ский Союз разделяет лве проблемы — за-
пренение атомного оружия и сокращение
вооружений и вооруженных сил. В ю-
празках Советского Союза к шрюевту ре-
золюции трех указывается на органиче-
скую связь’ этих мероприятий. И в этом
случае г, Ллойл допустил необъективность
в изложении позиции Советского Союза по

BOIDOCY о сокращении вооружений.