линский сокол
15 декабря 1951 г., № 292 (2134). _ СТАЛ

- а ean ee
ЕС КИВИ eee
		Зоспитательная работа
с вольнонаеиньли составом
	предложения, способствующие дальнейше-
му подъему трудовой активности вольно-
наемных, Таким образом, каждый знает,
как оценивают его работу командиры, на-
чальники, производственный коллектив,
знает свои недостатки и промахи товари-
щей, знает, как следует добиваться но-
вых уепехов в работе.

Развивая социалистическое  соревнова-
ние среди вольнонаемного состава, коман-
диры, политработники, партийная и ком-
сомольская ортанизации уделяют в то же
время самое серьезное внимание повыше-
нию коммунистической сознательности,
политическому росту людей, Многие
вольнонаемные занимаюгея в политшко-
лах, кружках партийного просвещения,
причем эта учеба ведется последовательно
и целеустремленно. Часть товарищей, на-
пример, успешно закончила в прошлом
году политшколу. В этом году они изъя-
вили желание изучать историю ВЕП(б).
Для них создан кружок основного типа по
изучению «Краткого куба историй
ВЕП(5)». Кружок этот организованно на-
чал работу. Успешно идут занятия в по-
литшколе и в кружке по изучению био-
графии ИП. В. Сталина.
	Помимо политической учебы здесь
ведется и большая агитационно-пропаган-
дистская работа с вольнонаемным  соста-
вом. Ежемесячно составляются планы этой
работы Утверждают их командиры и на-
чальники служб. Взять, к примеру, те же
мастерские. В ноябре здесь были  запла-
нированы и проведены, такие  мероприя-
тия, как изучение доклада тов. Берия 0
34-й годовщине Великой Овтябрьской
социалистической революции, беседы 0
выборах народных судов. По докладу тов.
Берия было проведено’ несколько бесет..
Кажлая из них посвящалась одному
йз разделов локлала. Были проведены Tak-
же беселы на темы: «Великие гидротехни-
ческие сооружения Сталинской эпохи»,
«Великая дружба советското и китайекого
народов» и другие. °

К проведению докладов и бесед с воль-
нонаемными в части привлекаютея ком-
мунисты, имеющие немалый опыт агита-
ционно-пропагандистской  рабогы. are
тт. Елистратов, Чубенко, Гнедой, Моска-
лец и другие. Они же в большинетве елу-
чаев проводят и специальные  политин-
формации для вольнонаемного состава, по-
священные важнейшим решениям партий
и правительства, вопросам текущей поли-
тики, внутреннему и международному по-
ложению нашей страны и т. п.

Наконец, о работе профорганизации;
Она ведется под постоянным руководством
партийной организации. Партийные руко-
водители, политработники участвуют и В
планировании, и в провелении профеоюз-
ной работы, помогают организовать Me-
роприятия, проводимые меетным комите-
том, привлекают к участию в этих меро-
приятиях широкий круг коммунистов и
комсомольцев.

Нельзя сказать, что политико-воспита-
тельная работа с вольнонаемным  соста-

вом, проводимая в Н-ской части, не име-
ет никаких недостатков. Недостатки есть
и весьма существенные, № сожалению,
до сих пор тематика бесед для вольнона-
емных узка, не полностью удовлетворяет
запросы товарищей. Иногда наблюдаются
большие перерывы между  беседами. В
части немало молодежи, но комсомольские
организации пока еще слабо пополняются
за счет лучших вольнонаемных работни-
	Можно надеяться. что недостатки будут
	устранены. что воспитательная работа с
	вольнонаемным составом приобретет еще
более широкий размах.
	Майор А. КОНДРАТОВИЧ.
		Этого раздель лекционной пропаганды сле-
дует считать, на наш взгляд, недостаточ-
но активное выступление < лекциями
офицерского состава. Имеются еще клубы,
которые не привлекают’ офицеров в чте-
нию лекций и докладов перед военнослу-
жащими. Приведем такой хараклерный
пример.

В Н-ской части служит офицер Портян-
ский. Он имвет большой опыт  воепита-
тельной фаботы, руководит группой мар-
кеистеко-ленинской учебы офицеров, яв-
ляется членом партийного бюро. И, хотя
в части офицер Портянский canter зна-
током вопросов воинского воспитания, тем
не менее вот уже продолжительное время
он не выступает перед солдатами, сержан-
тами и офицерами с лекциями или докла-
	дами о воинской дисциплине, о единонача-
Лии. 0 высоких морально-боевых  каче-
	ствах советских воинов. На вопрос, чем
это объяснить. офицер отвечает:
— Кан-то никто не сказал, никто не
	ВАапомнилй,
Конечно, офицер ’`Портянский, как й

другие товарищи, Mor бы проявить
	инициативу и регулярно выетупать по во-
просам воинского воспитания. Но есть во
всем этом и лругая, пожалуй, более су-
щественная сторона дела, свидетельству-
ющая о TOM, что клубные работники
не проявляют заботы о привлечении офи-
церского состава к чтению лекций и до-
клалов на военные темы.

Некоторые клубные работники рассуж-
ают так: воинское воспитание проводит-
	сея в подразлелениях, И поэтому, мол,
главное лело клуба -— Показывать RAHO-
	фильмы. организовать хуложественную
самодеятельность, кружжи дая семей во-
енноблужащих. Слов нет, все это нужно,
но нельзя упускать из виду основной
ориентир в работе, главную задачу—все-
мерное содействие боевой и политиче-
ской подготовке авиаторов и прежде все-
го — путем широкого распространения
военных и политических знаний.
Положительный пример в пропаганде
военных знаний показывает клуб хругой
части. Здесь а& последнее время были
прочитаны лекции 0 воветокой военной
гордости, о воинской дисциплине, как ос-
нове боеготовности войск, © единонача-
	Просторный цех авиаремонтной мастер-
ской. Ровно гудят станки, с еле уловимым
сгистом из-под резцов отлетает металли-
ческая стружка. За одним из станков сто-
ит токарь Гетьманец. Его движения строго
рассчитаны. Возле станка непрерывно рз-
стет горка готовых деталей.
	Работая в мастерской по вольному най-
му, Гетьманец заслуженно снискал славу
лучшего токаря. Он систематически вы-
полняет нормы на 180—190 и более про-
центов. На его тумбочке, в которой хра-
HATCH инструменты, вот уже насколько
месяцев алёет переходящий вымпел, уч-
режденный для лучших стахановцев —
вольнонаемных рабочих мастерокой.
	Таких, как Гетьманец, в мастерекой
немало. 183 проц. выработки дал в по-
следний месяц слесарь Колтунов, по-стаха-
новски трудятся столяр Федор Олешко,
электрик Кривошеев, жестянщик Янков-
ский. Все они —` рационализалоры, на-
стойчиво совершенствуют методы работы,
вводят ценные новшества в производст-
венный процесс.
	Трудовые успехи произвюдетвенников во
MHOTOM объясняются умелой постановкой
политико-воспитательной работы © воль-
нонаемным составом. Командиры и полит-
работники, партийная и комсомольская
ортанизации части ведут эту работу целе-
устремленно й систематически, неустанно
роспитывают вольнонаемных ‹ рабочих и
служащих в духе строгого соблюдения тру-
товюй дисциплины, ревностного выполне:
	ния своего патриотического долга neped
Родиной.

0с0бое внимание уделяется ‘здесь социа-
тистическому соревнованию — этому MO0-
	гучему рычагу повьызшения производитель-
ности труда, развитию творческой актив-
ности и инициативы масс. Соревнованием
охвачен весь без исключения вольнонаем-
ный состав части. Индивидуальные обя-
зательства берутся, как правило, на не-
сколько месяцев. Эти обязательства кон-
кретны, в ‘них учитываются специфика
работы, профессия человека, ето возмож-
ности. Большюе внимание уделяется попу
ляризации лучших стахановцев. С этой
целью в мастерских, в столовой, в гараже
оборудованы доски социалистического со-
ревнования. На них вывешены не толь-
к ‹ обязательства, HO и фезультаты их
вылолнения, Красочно оформлены также
Доски почета с фотографиями передовиков
той ИЛИ ИНОЙ СЛУЖбЫ.
	Известно, что ничто так не мешает
	развертыванию социалистичесвого  сорев-
нования, как формализм, отсутствие
контроля за выполнением обязательств.
	Случается иногда, что, люди дают обяза-
тельства, эти обязательства вывешивают-
ся, а как они выполняются — воллектив
He знает.
	В Н-ской авиачасти сумели избежать
этого недосталка. Подведение итогов со-
ревнования проводится здесь ежемесяч-
HO нА специальных производственных <0-
вещаниях. До совещания члены месткома,
профорганизаторы (из них особенно аж-
тивно работают тт. Якуша, Кривошеев и
другие} совместно с командирами и на-
чальниками служб анализируют, Ето ий
как справляется с работой. При этом учи-
тывается не только процент выработки,
но и качество пролукции, участие чело-
века в общественной жизни. Сами совеща-
ния проходят в обстановке полной глас-
ности, широко развернутой вритики 4
самокритики. Сообщаютея результаты про-
верки соцобязательств, отмечаются  луч-
шие произволственники и резкой критике
подвергаются те, кто нарушил слово, дан-
ное коллективу. Конкретная, деловая 0б-
становка ‘на этих совещаниях’ позволяет
товарищам высказать свои воображения и
	Клубы, как и все культурно-просвети-
тельные учреждения наших частей, при-
званы вести большую и разнообразную
воспитательную работу среди советских
авиаторов. Олной из основных залач клуба
является воспитание советских авиаторов В
духе незыблемого. выполнения требований
военной присяги, уставов и наставлений
Советской Армии, в духе высокой  боего-
TOBHOCTH.

Опыт показывает, что клуб. успешно
справляется с возложенными На него
задачами воинского воспитания при том
условии, если его работники во всей
своей деятельности. руководствуются ука-
ваниями командира части, если каж.
дый из них проникся чувством высокой
ответственности за качество боевой. и по-
литической подготовки авиаторов.

Деятельность клуба в области BOWHCEOTO
воспитания, пропаганды военных знаний,
разумеется, нельзя отрывать от всей си-
стемы идейно-политической и культурно-
массовой работы. Суть постановки вопроса
состоит в том, чтобы клубы в своей рабо-
те ортанически сочетали идейно-политиче-
ское, воинское и культурное воспитание
воинов. Между тем в доятельности неко-
торых клубов нет этого сочетания. При
этом одним из существенных недостатков
авляется слабая пропаганда военных зна“
ний, хотя каждый клуб обладает всеми
зозможностями лля активного участия В
воинском воспитании авиаторов.

Имеется много различных Форм БЛ
работы. которые вполне могут быть иа-
правлены на вовершенствовани
мастерства авиаторов, на укрепление лис-
ЦИПлИНЫ й организованности, на дальней-
шее повышение  боеготовноети авиацион-
ных подразделений. Важно уметь исполь-
Зоваль имеющиеся и находить новые фор-
	Hd.

Олной из таких важных Форм клубной
работы является, как известно, лекцион-
ная пропаганда. № сожалению, в некото-
рых клубах недопустимо мало проводится
лекций, локлалов и бесед на такие темы,
	Е ЧЕ Е ЕТ ЕТ

НЫ, 10 вопросам BOHHOR
Основной причиной с

ore воспитания.
лабой постановки
	БИБЛИОГРАФИЯ
		Беседы о великом летчике
		Свято хранят память о великом летчике
нашего времени Валерии Павловиче Чка-
лове воины 1-го Чкаловского авиационного
училища летчиков имени К. Е. Ворошило-
ва. Курсанты с огромным’ интересом слу-
шают лекции, доклады и беседы, посвя-
щенные славной истории училища, недав-
но отметившего 30-летие своего сущест-
вования. Они знакомятся © традициями
этой замечательной кузницы подготовки
летных кадров, с боевыми подвигами ©
воспитанников, в числе которых был и
нозабвенный Валерий Павлович.
	B OTH дни агитаторы в подразделениях
организуют. беседы о Чкалове, рассказыва-
ют о его юношеских годах, о. первых ша-
гах в авиации, о самоотверженной работе
талантливого летчика-испытателя. Недав-
но офицер училища Герой Советекого Сою-
за тов. Белоконь провел с курсантами со-
держательную беседу о полетах В. П. Чка-
лова по Сталинским маршрутам:
	В евязи с 13-й годовщиной ©0 дня гибе-
ля В. П. Чкалова в библиотеке училища
увеличился спрос на литературу о великом
летчике. Здесь авиаторы  раеематрира-
ют карту с нанесенными на ней маршру-
тами исторических перелетов Валерия
Павловича. Воины © интересом перелисты-
вают страницы бортового журнала самоле-
та ПАГИ-25, на котором В. Чкалов,
Г. Байдуков и А. Беляков совершили свой
выдающийся перелет из Моеквы через Ce-
верный полюс в Америку,
	Внимание посетителей клуба и библио-
теки привлекают многочисленные стенды
и витрины. На них в фотоснимках запе-
чатлены встречи В. II. Чкалова с
товарищем И. В. Сталиным и его ближай-
шими соратниками,
	Бережно хранят в училище письмо Ба-
лерия Павловича, присланное им в 1937
году после выполнения сталинского зада-

ния. Обращаясь в курсантам и офицерам,
Чкалов писал:
	«..Ваучиться просто летать — это еще
не достижение, нужно так научиться ле-
тать, чтобы в любой момент быть готовым
для защиты Родины с воздуха. Поэтому я
обращаюсь к курсантам и  начеоставу
школы, к первым — учитесь отлично, ко
вторым — учите и воспитывайте отлич-
ных летчиков советской авиации. Партия,
товарищ Сталин, вся страна оказывают
величайшее доверие, поручая нам грозные
боевые машины. Оправдаем это доверие с
честью!».

Слелуя советам В. П. Чкалова,  лич-
ный бостав училища в текущем году до-
бился значительных успехов в учебно-
боевой и политической подготовке. Растет
мастерство летного обучения курсантов. В
этом особенно преуспевают офицеры Веее-
лов, Вагин, Русаков, Михайлов и другие.
Десятки воинов училища награждены по-
четным знаком Родины «Отличник авиа-
ЦИИ».

Успешно осваивают летное дело курсан-
ты Аржанов, Тарасюк, Шестаков и многие

другие. Нелавно курсант-комсомолец Семе-
нов, будучи в учебном полете, попал в

сложную обстановку. Действуя 0-4Ka-
ловоки; он сумел выйти из затрулнитель-
ного положения. Курсант натражден цен-
ным похарком,

Воины училища — будущие летчики
стремятся к тому, чтобы быть такими, ка-
ким был Валерий Павлович Чкалов, чье
славное имя является символом храбрости,
отваги, умения и беззаветной преданности
делу партии Ленина — Сталина, нашей
социалистической Родине.

Гварлии майор Б. МИНЕРВИН.
	oe
	Новая книга ©
	С каждым годом появляются все новые.
и новые книги, авторы которых ставят
перед собой задачу воспроизвести” люби-
мый народом образ великого летчика на-
шего времени Валерия Павловича Чкало-
ва. К таким книгам относитея и повесть
увраинекого писателя Александра Ильчен-
ко «Обыковенный мальчик» *, выпущен-
ная в свет издательством ПК JRCMY
«Молодь».

В повести рассказывается о детских и
юношеских годах В. П. Чкалова. Они
прошли на берегу Волги, в селе Василеве
(ныне поселок Чкаловек, Горьковской o6-
ласти). Среди сельских ребятишек Вале-
рий выделялся любовью к знаниям, омет-
ливослью, отличной физической закалкой.
Он усердно занималея спортом, много и
хорошо плавал, ходил на лыжах. Вее эти
качества Чкалов развивал, и впоследетвии
они значительно помотли ему стать вели-
ким мастером летного дела.

«В нем чувствовалея вожак, — вепо-
минали о Чкалове-школьнике его учи-
теля Л. Славина и А. Яковлев. — Он от-

личался смелостью, отвагой. Был очень
внимательным, ласковым, добрым. Смыш-
ленный, он быстро схватывал слова учи-
теля».

Эта характеристика целиком соответст-
вует тому образу, который ветает с0 стра-
ниц повести А. Ильченко. Веюду =— в
детских играх, в том, как Валерий вста-
вал. на защиту слабых, в спасении им то-
нущего ребенка — мы видим развитого,
лпобознательното, справедливого по своей
натуре мальчика.

Рано пробудились у Валерия любовь к
воздушной стихии, стремление, подобно
птице, взлететь в голубое небо. Вначале
эти чувелва находили свое выражение в
чисто детеких забавах и мечтах.

А через некоторое. время эти меч-
ты оформились в совершенно твердое
решение — во что бы. то ‘ни ота-
ло овладеть специальностью летчика.
Это произошло в тот лень, вогла юно-
ша, выйдя на палубу волжекого парохода,
на котором он работал кочегаром, впервые
наблюдал полет самолета.

Й вот мы видим Чкалова в Нижнем-Нов-
городе, в 4-м авиационном парке. Моло-
дой воин Красной Армии день и ночь
	проводит на аэродроме. Он сращивает тро-
сы, вмесле с бригадой сборщикюв ремюн-
тИрует старенькие самолеты, собирая из
двух-трех один, самолеты, на которых
советские пилоты. побеждали хорошо во-
оруженных английской техникой 0е-
логвардейских летчиков.
	В повести ярко переданы стремление
Чкалова к совершенетвованию, ‘к углуб-
лению авиационных знаний, его неудер-
жимая тяга в воздух. Орудуя отверткой
или покрывая плоскости самолета лаком,
он жаждал оказаться на этом самолете в
воздухе, нал Волгой. чтобы ревел мотор и
крылья несли его все вперед и вперед.
Он мечтал об авиационной школе и неол-
нократно проеил направить его в летное
училище. Й вот, когла из Егорьевекой
звиационной чикольг получили: -«разверст-.
ку», пробьба Чкалова была удовлетворе-
на: его послали учиться.

Вскоре, пишет автор повести, довелось
рядовому бойцу Красной Армии Валерию
Чкалову принимать присягу: «Я — сын
трудового народа...», И каждое слово при-
	сяги он запомнил навсегда... Помнил ee,
‘начиная учиться летать; помнил, испы-
тывая истребители и летая по Сталин-
ским маршрутам; помнил, отправляясь
после каждото подвига « Сталину, в
Кремль... Иля к вождю, он снова и снова
повторял сам себе красноармейскую при-
	* Алекзандр Ильченко. «Обыковенный
мальчик». Издательство ИК JIKCMY «Mo-
лоль». 1951 г. 100 стр. Ивна 4 руб. 50 коп.
	BR. 1. Чкалове
	сягу... Может быть, приходили. на ум и
не те слова, во выражали они те же са-
мые чувства, с которыми боец Советской
Армии торжественно клянетея служить
своему народу, защищать свою Родину
мужественно, умело, @е достоинством и
честью.

Расоказ o6 учебе Чкалова в Егорьезской
авиационной школе мог бы быть более
подробным. К сожалению, автор говорит
o6 этом важном периоде в биотрафии ве-
ликого летчика окоротоворкой, не раскры-
вая с достаточной глубиной процесе овла-
дения летными навыками. Но тем не ме-
нее и в этих главах подкупают простота,
и непосредетвенность, с которыми писа-
тель раскрывает мыели и чувства своего
repos. Особенно запоминаетея описание
первого самостоятельного полета, во вре-
мя которого Чкалов особенно остро почуз-
ствовал, что, наконец, сбывается его меч-
та, ощутил за плечами орлиные крылья:
«Летал в первый раз минут десять-—две-
надцать, зато все врёмя пел, кричал и
радовалея, радовался полету...».

Повесть заканчивается описанием встре-
чи Чкалова с родителями, его разговора
© отцом. В :

— Лежю твое сложное, — говорил
старый котельцию Павел Григорьевич. —
Ты теперь, гляди, у меня важнее инже-
нера будешь? Только ты учись беречь
©ебя. сынок. В
	AC. Я,
	— A GPO MHC IIH скажут,
оберегая себя. разобью самолет?
	— И люди тебе скажут то же саме,
каждый правильный человек скажет, что
дороже им не самолет, а мой сын!
	..Этот разтовор с отцом вепомнил Чка-
лов через несколько лет, как-то весной, в
Москве, на аэродроме, в тот знаменатель-
ный лень, котла впервые подошел к
нему Сталин,

— Ваша жизнь лороже нам любой ма-
шины, — сказал Иосиф Виссарионович,
и эти слова вдруг напомнили Чкалову
заботу родного отца.

Так — публицистически-—писатель пе-
ребрасывает мостик к последующим годам
жизни и деятельности В. П. Чкалова.
Публициетические приемы используются
автором и в других. местах (например,
принятие присяги, описание первого по-
лета), и всюду они идейно обогащают с0-
держание, делают его более  целеустрем-
ленным, политически острым.
	К сожалению, повесть А. Ильченко

«Обыковенный мальчик» не свободна и от
ряда существенных недостатков. Писатель
еше частично находится в паену У ста-
рой, давно уже  опровергнутой версии о
том, что Чкалов в детстве был якобы
недисциплинированным, строптивых, не-
уживчивым мальчиком. В повести то и
дело ветречаютея сцены уличных драк,
родительских порок, школьных неурядиц.
Создается такое впечатление, что автор
умышленно приводит подобные  пронеше-
етвия, боясь, ках бы повесть без них не
оказалась скучной.
„.В своем стремлении во что-бы то ня
стало создать конфликт автор лохолит ло
того, что поступление Чкалова кочегаром
на землечерпалку пытается объяснить ка-
вими-то раздорами между сыном и... OT-
цом, невозможностью жить вместе, в од-
HOM доме.
	Очень бледно нарисован в повеети с9-
циальный фон, на котором происходят
описываемые события, не показано клас-
совое расслоение жителей села Василево.
Мало говоритея о том, что принесла семье
Чкаловых и другим беднякам Великая On-
тябрьсжая социалистическая ревозюция.
Эти недостатки до некоторой степени ени-
жают достоинетва в основном интересной
и полезной книги о В П. Чкалове,
	Подполковник А. ИВАНСКИИ:

лений непрерывно движется, а поэтому
необходимо своевременно обновлять стен-
лы 00 отличниках учебы, приводить вею
наглядную агитацию в соответствие с те-
ми требованиями, которые вытекают из
поставленных команлиром залач.
	Недостаточно опытные клубные работ-
ники при оформлении наглядной  агита-
ции порой Не учитывают того, на какую
категорию военнослужащих рассчитан
клуб. В Н-ском авиагарнизоне клуб посе-
щают главным образом офицеры, а Ha-
тлядная агитация слелана в расчете на
	солдата. одесь вы He увидите мате-
риалов о важнейшиз сражениях и опе-
рациях, проведенных Советской Ар-
мией. не встретите лозунга, призывз-
	ющего офицеров овладевать высотами CO-
ветской военной науки, технической
культурой, не найдете выражения елу-
жебных обязанностей командира как пол-
новластного воспитателя и учителя свойх
подчиненных. В результате такой «урав-
ниловки» наглядная агитация в офицер-
ском клубе мало чем отличается OT на-
глядной агитации в солдатеком клубе
или комнате политпросветрадботы.
	Правильный учет запросов военноелу-
жащих, как и постановка пропаганды во-
венных знаний в целом, зависит от того,
как Клуб опирается на актив: авиаторов,
какую помощь оказывают ему партийные
ий комсомольские организации,

Многие формы и возможности работы,
которыми располагают наши клубы для
пропаганлы- военных знаний, для воин-
ского воспитания, остались за рамками
данной статьи. А этих форм еще очень и
очень много. Злесь-—сбор и оформление
различных документов, фотоснимков. вос-
поминаний ветеранов, восстанавливаю-
щих славный путь и боевые тралиции на-
ших частей. Здесь и организация круж-
ков военно-прикладного порядка (автоле-
ла, радистов, санитарии и т. д.). Здесь п
экскурсии в выхохной лень по военно-
историческим местам, в музеи, на вы-
ставки, знакомство с героическими под-
вигами советеких воинов. .
	Пропатанда военных знаний в fa-
ших клубах, участие клубных работни-
ков в обучении и воспитании авиаторов
должны быть подняты на выеоту тех за-
дач, которые большевистекая партия И
Советское правительство ставят перед на-
шими Вооруженными Силами.
	Подполковник В. ДОБРОХВАЛОВ.
		На снимке: Герой Советского Союза
тов. Белоконь беседует с курсантами о
выдающихся полетах В. П. Чкалова по
Сталинским маршрутам,
			meee WANA UH COKOA   Maan щужин
	Мальчишкой мог переплывать он Волгу.
Все говорили: «Парень боевой!»

А он тайком за птицами подолгу
Следил, горя завётною мечтой.
	Овладевая мастерством пилота,
Всю душу он в мечту свою вложил,

И, вдохновленный
сталинской заботой,

Над полюсом дорогу проложил.
	Прошли года,
И вот стоит он
	Он. смотрит ввысь орлиным взглядом
. зорким,
Как будто хочет взмыть под Облака,
	И не один малыш в мечтаньях детских
Над полюсом летает вместе с ним.

Он жив средь нас

И весь народ советский

`Тордится смелым соколом своим.
	Он с нами — на земле и в небесах.
С. ним слово «смерть»
Во век не уживется.

Его порыв
В сердцах пилотов бъется,
И жизнь его беёсмертна‘в их делах!
	в Горьком.
Под ним — его любимая река.
		oY BRA
	ростепенной задачей клуба. Тем не менее
учебные фильмы в Некоторых частях или
вовсе не используются или демонетриру-
ются в отрыве от боевой учебы:
Остановимся, наконец, на такой Форме
пропаганды военных знаний, как натляд-
ная агитация. Она имеется в каждом клу-
бе. Речь следует вести о том, васколько
содёржательна эта наглядная агитация,
пасколько полно соответствует она зала-
чам босвоя и политической подготовки. В
	некоторых клубах наглядная агитация
устраивается шаблонно, без учета кон-
кретных особенностей части, ее личного
	состава, по принципу — лишь бы выве-
сить стенд или оборудовать витрину. Но
этого мало. Главное состоит в том, чтобы
каждый стенд или плакат, каждая витри-
на были глубоко  содержательными В
идейном отношении, чтобы помещенные
на них материалы убеждали воина В не-
обхолимости честно выполнять свой долт
перед Родиной, строго соблюдать Все тре-
бования военной присяги, уставов и на-
ставлений Советской Армии.

Весьма важно прежде всего продумать
стенды в тематическом отношении.
сожалению, здесь ‘нередко — полагаются
только на художников. Приведем тажой
пример. Политработник зашел в клуб.
Старшина сверхерочной службы Горев —
хороший художник, мастер, как говорят,
на все руки, — был занят изготовление
ем стендов, Политработник  поинтересо-
вался эскизами натглялной агитации. Его
особенно заинтересовал один стенд, Ha
котором лолжны были быть размещены
выдержки из уставов,

— А какова основная идея? — сиро-
сил политработник.

Старигина не дал ясного ответа, на этот
вопрос, Чуветвовалось, что идея стенда в
его сознания еще не оформилась. Отхель-
ные выдержки из уставов, хотя`и Чередо-
вались на эскизе < портретами отлични-
ков, тем не менее не были объединены,
не составляли единого целого. Политра-
ботник посоветоваа  хуложнику  слелать
стенд на тему «Быть отличником —
патриотический долг боветского воина».
Старшина обраловалея этому совету, как
нахолке, Решение темы было бы найдено
раньше, если бы содержание наглядной
агитации обсуждалось на совете клуба.

Как и всякая форма воспитательной
работы. наглялная агитация на военные
темы должна быстро откликаться на те-
кущие события. Жизнь и учеба подразде-
	следнее время нашими писателями ©03да-

ны произведения о советских авиаторах,

о виднейших деятелях авиационной нау-
ки и техники. Организовать обсуждение

OTHX произведений, взять из них вое TO

пучшее, что имеетея, — залача клубных
библиотек.

Непосредетвенную ответственность 38
работу клубной Пиблиотеки несет началь-
ник клуба. Однако очень важно, чтобы
библиотека постоянно ощущала на себе
направляющее влияние командира. Через
начальника клуба и своего заместителя

‘по политической части командир обязан

контролировать и направлять работу би-
блиотеки с учетом задач, решаемых авиа-
торами, быть в вурбе дел пополнения и
использования книжного фонда.

Так. собственно, и поступает большин-
ство наших командиров. Однако не се-
крет, что некоторые командиры мало вни-
мания уделяют библиотекам. Иной на-
чальник, приехав в часть, обойлет все
подразделения, все службы. побывает на
складах и на аэродроме, а в библиотеку
не заглянет. А ведь отлично работаю
mand библиотека — это гордость команди-
ра-единоначальника. В ней собраны произ-
ведения классиков  маркеизма-лениниз-
ма, военная и художественная литерату-
ра. Из этих книг его подчиненные чер-
пают все необходимое для расширения
своего идейно-политического, военного и
культурного кругозора. Как же после
этого можно проходить мимо библиотеки,
не заботиться о ее благоустройстве и рас-
ширении!

Кроме лекций и популяризации вниги
наши клубы располагают тажим важным
средством воспитания, как кино, которое
также может и Должно быть на-
правлено на решение задач бобвой и по-
литической Учебы. Умело подбирая кино-
фильмы, показывающие Советскую Ap-
иию в различные периоды ее развития,
доходчиво комментируя эти фильмы,
клубные работники могут внести большой
вклал в лело воспитания советоких вои-
нов на боевых тралициях. Нельзя при-
знать правильным положение, когда мно-
гие прекрасные фильмы, вроле «Чапае-
ва», не лемонстрируютея лишь потому,
что они якобы «устарели».

Кино может быть непосредственно по-
птавлено на службу обучения авиаторов.
Для этого имеются военно-учебные жи но=
фильмы, организация просмотра и обсуж-
reve которых являются далеко не вто-
	лии, 0 развитии в нашей стране реак-
тивной техники и т. д. Отрадно, что в
этой части имеется и непрерывно раеши-
ряется группа офицеров, которая более
или Менее регулярно выступает  перел
авиаторами с лекциями и докладами по
вопросам воинекого воспитания. Привле-
чение широкого круга офицеров к лекци-
онной работе позволяет клубу не только
поставить на более высокую ступень про-
паганлу военных знаний, Ho и 616606-
ствует приближению всей клубной работы
к задачам боевой и политической полго-
товки.

Огромное значение для пропаганды во-
енных знаний имеет умелая и системати+
ческая популяризация военной книги,
	Отеюла вытекает большая роль клубных
библиотек. которые при умелой органи:
зации дела могут оказать значительную
помощь командирам в деле овладения co-
ветской военной наукой, в изучении гени-
ального труда И. В. Сталина «0 Великой
Отечественной войне Советского Союза».

Исполнение этой роли требует от библио-
течных работников высокой инициативы,

творчества, отличного знания книжного
фонда, а главное — запросов своих чита-

телей.
	Библиотека, Н-ской части не ограничи-
	вает свою работу популяризацией воен-
ных книг, а собирает ий систематизирует
по разделам статьи, опубликованные В
нашей периодической печати, При этом
	0с000е внимание улеляется материалам,
посвященных боевой и политической
подготовке авиационных подразделений,
	Так, например, недавно в библиотеке бы-
ла устроена витрина из журнальных ста-
тей на тему «В помощь летчику». В
статьях рассказывается о тех требованиях,
которые предъявляются к эксплуатации
боевой техники. Не менее важно  подби-
ратв материалы, связанные с ‘изучением
авиалорёми опыта Великой Отечественной

ВОЙНЫ.
	Необходимо шире использовать  про-
изведения художественной литературы,
посвященные военной теме, Следует ча-
ще практиковать обеуждения книг совете
ских писателей, привлекать к выступале-
ниям на этих конференциях опытных
командиров и политработников. За 1п0-