ОТ АВТОРА
Социалистическая прогрессивная наука, как и вся наша необычайная по богатству содержания советская жизнь, развивается такими исключительными темпами, что в публикуемых работах
часто не удается отразить последние достижения и материалы по
тому или иному вопросу. Не мог этого сделать и автор в данной книге,
В этой работе, охватывающей огромный период времени и многие отрасли техники, тем более трудно избежать недочетов и упу
щений, несмотря даже на помощь ряда высококвалифицированных специалистов по отдельным отраслям истории техники.
Автор приносит глубокую благодарность Комиссии по истории техники Академии наук СССР в лице председателя ее, дважды
лауреата Сталинской премии академика Б. Н. Юрьева и научному редактору книги действительному члену Академии наук УССР, дважды лауреату Сталинской премии В. В. Данилевскому за активное содействие в работе над этой книгой на всех ее этапах.
Различные части книги, кроме того, просмотрели и дали автору полезные советы: профессор, доктор экономических наук А. А. Зво
рыкин, профессор, лауреат Сталинской премии, доктор химических наук П. М. Лукьянов, кандидат исторических наук В. С. Виргинский, кандидат технических наук А. А. Лурье, инж. Б. Н. Воробь
ев, инж. Я. А. Климовицкий, старший научный сотрудник ЦГАДА В. Н. Шумилов и др. Помощь в подготовке материалов автору оказала также инж. Л. Н. Фальковская. Всем указанным лицам автор приносит свою благодарность.
Чрезвычайно существенную помощь автору оказали: комендатура Кремля, командование Военно-инженерной краснознаменной академии имени В. В. Куйбышева, дирекция Оружейной палаты, работ
ники Государственного исторического музея, Ленинской библиотеки, Исторической библиотеки, Музея истории и реконструкции Москвы, Центрального государственного архива древних актов и многие дру
гие организации и сотрудники их, что значительно облегчило всю работу.