ФИЛЬМ, КОТОРЫЙ ВОЙДЕТ В ВЕКА

Р. КАЦМАН
Когда смотришь этот фильм, чувствуешь себя бесконечно счастливым. Говорит Сталин — самый большой, любимый, дорогой, самый родной для каждого из нас человек. И муд
рые пламенные слова исторического доклада вождя и учителя входят в сознание навсегда. Мы слушали доклад по радио, мы много раз его читали, и вот сейчас кино снова возвращает нас к незабываемым дням Чрезвычайного VIII Съезда советов. Вме
сте с миллионами трудящихся нашей родины мы слушаем великого Сталина, слышим его самого, им произносимые слова, видим его улыбку, его мягкие и сдержанные жесты, его
неповторимо ласковые, далеко сквозь века видящие глаза.
Говорит Сталин. Мы смотрим на экран, и мы видим Сталина, и вечер 25 ноября 1936 г. радостно предстает перед нами.
И мы слышим величественный бой кремлевских часов, и видим Боль
шой зал Кремля, и вместе с лучшими людьми страны, избранниками наро
да, делегатами Чрезвычайного VIII Всесоюзного съезда советов приветствуем великого Сталина, взошедшего на овеянную славой социализма трибуну Кремля.
«Появление тов. Сталина на трибуне встречается продолжительной бурной овацией всего зала. Весь зал встает. Со всех сторон несутся крики: «Ура тов. Сталину!», «Да здрав
ствует тов. Сталин!», «Да здравствует великий Сталин!», «Великому гению тов. Сталину ура!», «Виват!», «Рот фронт!», «Тов. Сталину слава!»
Этой ожившей на экране записью из стенограммы начинается фильм. Пленка запечатлела и море радост
ных лиц, и счастливых, горящих взглядов, устремленных к трибуне, к Сталину, и радостное возбуждение делегатов... Общий план сменяется средним, средний — крупным и снова общим. Проходит минута, две, три... Тов. Сталин высоко над залом поднимает часы, как бы говоря: пора начинать, товарищи, время идет.
Зал не утихает. Снова проходит минута, две, три... Пленка запечат
лела подлинный шум несмолкаемых оваций, возгласы приветствий на всех языках страны.
Но вот тов. Сталин начинает говорить.
Объятый тишиной зал слушает доклад вождя о проекте Конституции СССР, о великой хартии победившего социализма. И вместе с делегатами съезда вождя слушает вся страна.
*
Режиссерской бригадой Главного управления советской кинематогра
фии под руководством режиссера Г. В. Александрова, шеф-оператора
B. Нильсена и режиссеров Союзкинохроники С. Бубрика и С. Гурова, звукооператорами фабрики звукозаписи Всесоюзного радиокомитета
C. Егоровым, А. Бондаревым и А. Павловым, записавшими фонограмму речи тов. Сталина, производившими в Кремле съемки доклада тов. Стали
на и слушающих его делегатов съезда, операторами Московской студии Союзкинохроники Ешуриным, Доброницким, Кричевским, Семеновым и Беляковым создан фильм величайшего исторического значения, огромной художественной и политической силы, фильм, который с волнением и
восторгом будут смотреть многие и многие поколения.
В фильм вошел целиком весь доклад тов. Сталина от первого до по
следнего слова. Фонограмма речи тов. Сталина слово в слово передает текст исторического доклада.
Эта фонограмма послужила основой для создания фильма. Запечатленные в фонограмме слова вождя сопровождаются документальными кадрами, рисующими достижения нашей страны в области индустриализации, сельского хозяйства, культуры, оборонной мощи, а также кадра
ми съемок, произведенных многочи
сленными операторами Союзкинохроники в цехах и клубах, поездах и па
роходах, архитектурных мастерских и школах, в семьях, на городских площадях и в колхозных домах культу
ры, где в день открытия съезда у микрофонов миллионы людей слушали доклад любимого вождя.
Режиссерская бригада избрала правильный путь построения фильма.
Перед ней стояла задача создания не просто кинофильма — стенограммы доклада тов. Сталина, а большого по
лотна, кинодокумента величайшего исторического значения, в котором было бы отражено величие побед, о
которых говорил в своем докладе тов. Сталин.
Эта задача успешно разрешена режиссерами, осуществлявшими мон
таж фильма. Удачно собранные из
многочисленных съемок, имеющихся в распоряжении советской кинохроники, кинодокументы о нашей стра
не, наших победах, людях нашей
страны в сочетании с замечательными сталинскими словами обрели новую, подлинно могучую силу воздействия. Они не выполняют просто иллюстрационной функции. Нет. Их значение шире. Они звучат как обобщенные образы, они звучат как образное изложение слов тов. Сталина.
Товарищ Сталин говорит:
«Наше советское крестьянство является совершенно новым крестьян
ством. У нас нет больше помещиков и кулаков, купцов и ростовщиков,
которые могли бы эксплоатировать крестьян. Стало быть, наше крестьянство есть освобожденное от эксплоатации крестьянство. Далее, наше советское крестьянство в своем подавляющем большинстве есть колхоз
ное крестьянство, т. е. оно базирует свою работу и свое достояние не на единоличном труде и отсталой тех
нике, а на коллективном труде и современной технике. Наконец, в основе хозяйства нашего крестьян
ства лежит не частная собственность, а коллективная собственность, выросшая на базе коллективного труда».
И когда мы слышим эти слова, на экране возникают необозримые кол
хозные поля. Прекрасный колхозный урожай. Созданные на советских заводах тракторы, комбайны, ведомые известными всей стране орденонос
ными командирами степных; кораблей Бориным, Кафановой... И в этих кадрах зрители видят сталинские слова в действии видят то, о чем говорит тов. Сталин, видят «освобожденное