Заглавные листы собраний стихотворений и произведений, выпущенных отдельно, воспроизводят, пусть внешнюю, но все же живую историю того, как развивалось поэтическое творчество Некрасова, чрез какие этапы оно проходило и т. д.

Заглавные листы журналов и сборников, издававшихся Некрасовым, вводят в круг его издательских начинаний, которым почему-то отводится очень мало внимания в обзорах его литературно-общественной деятельности, хотя их значение в общекультурном и общепросветительном смысле чрезвычайно велико.

Наконец, заглавные листы периодических изданий, в которых сотрудничал Некрасов, знакомят с окружавшей его литературной и журнальной атмосферой.

Этой последней цели бесспорно служат и портреты современников Некрасова, независимо от представляемого ими чисто биографического интереса.

Иллюстрации к произведениям Некрасова, к сожалению сравнительно немногочисленные в нашем альбоме, кроме своего непосредственного иллюстративного значения, могут дать материал для размышлений и исследований над вопросом, как другой художник, представитель иного искусства, разрешает творческую задачу, поставленную ему поэтом.

Собранные в последнем отделе карикатуры вводят нас в мир того «злопыхательства», по удачному выражению Салтыкова-Щедрина, которое окружало Некрасова и как поэта, и, главным образом, как редактора-издателя столь «боевых» журналов, как «Современник» и «Отечественные Записки».

Приведенные соображения достаточно убедительно говорят о том, что предлагаемый вниманию читателей Некрасовский альбом в праве рассчитывать на некоторое место как в литературе, связанной с исполняющимся ныне столетием со дня рождения Некрасова, так и в литературе о Некрасове вообще.

Издание альбома сделалось возможным, в значительной степени, потому, что Издательством было приобретено у известного библиофила и издателя «Литературного Архива(1902) П. А. Картавова его обширное, в течение более 30 лет составлявшееся, собра

ние рисунков по Некрасову. Большинство вошедших в альбом репродукций изготовлено именно по клише П. А. Картавова,

Затем редактор издания приносит сердечную благодарность сотруднику Пушкинского

Дома Б. И. Коплану за помощь в наведении библиографических и иных справок.