Жена. Еще бы он посмел не согласиться, когда я его прошу. Он меня обожает.
Фабрикант. Спасибо тебе, дорогая. (Целует ее). Входит Директор.
Директор. Это что такое? Аделаида, ты мне изменяешь с этим молокососом...
Жена. Ах! Аполлончик, клянусь тебе, что это недоразумение. Меня так взволновал этот мужик, что я потеряла сознание...
Директор. Совесть ты потеряла, а не сознание. А вы, молодой человек, тоже тут что-то потеряли?
Фабрикант. Уважаемый Аполлон Аркадьевич, я готов извиниться даже на вексельном бланке.
Директор. Извиниться? Этого мало. Вы должны мне дать полное удовлетворение.
Жена (в ужасе. ) Дуэль! Боже, какой кошмар.
Фабрикант. Удовлетворение? (Испуганно. ) Неужели вы хотите!..
Директор. Да, я требую удовлетворения. Где мои счеты? Вот. Жена мне обходится в месяц...
(Вбегает биржевик. )
Биржевик (в крайнем испуге). Караул! Новая революция. Мы вылетаем в трубу!
Все. Что такое? Что вы говорите? Вы с ума сошли.
Биржевик. Нет, не сошел, но сойду. Рабочие восстали и свергли Временное Правительство. Большевики захватили власть. Они идут на повышение, а мы — на понижение. Но на этой разнице я ничего нс заработаю.
Директор. Кто вам сказал? Откуда вы это знаете?
Биржевик. Только-что сообщили мне по телефону наши биржевики, которые
тут лечатся от ожирения. Они от этой вести сразу похудели. Рябушинский потерял восемь фунтов и четыре дома. Мо
розов — двенадцать фунтов и три фабрики. Словом, все уже удирают. Я — тоже.
Директор. Что же смотрело Временное правительство, дай бог Керенскому холеру в бок! Я тоже бегу.
Жена. Куда же ты без меня? Постой! Директор. Такой багаж может захватить с собой твой ухажор.
Фабрикант (отталкивая ее). Убирайтесь от меня! С таким грузом я далеко не уеду.
Жена. Боже мой, что же со мной будет? Большевики меня реквизируют.
Директор. И так дворец приходится покидать. А я думал в нем жить до победного конца! (Все бегут. )
Крестьянин (входя и загораживая путь. В руках у него вилы). Тппрру! КуДЫ? Опоздали. Большевистская революция уже тут.
ЭПИЗОД 3
Тот же сад. Прежняя вывеска перечеркнута. На новой надпись: „Дом отдыха имени тов. Семашко . Через открытую дверь виден портрет Ленина.
Входят работница и Кузьма.
Работница (напевает) —
Наш паровоз вперед лети. Коммуна —
остановка.
Иного нет у нас пути: в руках у нас —
винтовка.
Кузьма. Здорово, Маруся, у тебя, в общем и целом, выходит. Видно, на вольном курортном воздухе хорошо поется, в общем и целом.
Работница. Еще бы. Да я и на фабрике всегда пою, а уж тут и подавно. Благо