ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди богатой устной поэзии осетинского народа центральное место занимают нартские сказания.
Нартский эпос, герои которого воплощают в себе мужество, бесстрашие, народную мудрость, беспредельную любовь к родине, является одним из величайших эпических произведений мира. Этот эпос, сложившийся в глубокой древности, видимо, задолго до нашей эры, и поныне широко распространен среди осетинского народа. Мотивами народного творчества вдохновлялся великий осетинский народный поэт Коста Хетагуров.
Чудесные песни звучали в горных ущельях и широких долинах, в бедных саклях и на шумных нихасах, призывая народ к борьбе с насилием, воспевая подвиги героев, поддерживая лучшие стремления и веру в грядущую светлую жизнь.
В любом селе, в любом ауле можно было встретить певца, услышать от него песню о нартах. Народные певцы Курм 1 Бибо Дзугутов, Дзарах Саулаев и многие другие исполняли на память десятки и сотни песен и сказаний из героического нартского эпоса.
Нартский эпос, несомненно, зародился в условиях родового общества. Основные сказания его рисуют черты весьма древних обще
ственных отношений, свойственных раннему патриархату с яркими пережитками матриархата и даже первобытному коммунизму.
Однако эпос, создававшийся в течение нескольких тысячелетий, не мог не отразить тех или иных черт последующих общественноэкономических формаций.
Нартский эпос дошел до нас в виде отдельных сказаний. Эти сказания группируются вокруг нескольких героев, связанных между собой родственными отношениями и представляющих родовые группы, по
лучившие общее наименование нартов. Это дает возможность свести сказания к семи центральным циклам: Уархаг и его сыновья, Уруз
1 Курм — слепой, слепец.