НАРТСКИЙ ЭПОС И ЗАВЕТЫ БОГАТЫРСТВА
По всему Северному Кавказу, в особенности же среди осетин, широко распространены сказания о богатырях-нартах. Осетинские народные певцы повествуют в сопровождении самодельной скрипкифандыра о подвигах мудрого старца Урузмага и булатногрудого юноши Батрадза, о высоком разуме рачительной хозяйки Сатаны, хранительницы домашнего очага и верной советчицы нартов, о все
побеждающем искусстве молодого свирельщика Ацамаза, о красоте и прелести гордой Агунды, о Сырдоне, Созырыко и других нартах.
Сказания эти уводят наше воображение в глубокую, суровую древность, воскрешают в легендарных образах героическую борьбу народа с врагами-насильниками, показывают непрестанные столкно
вения нартов с одноглазыми великанами-уаигами и коварными духами-кадзиями. Трудно установить, когда именно сложились эти сказания, так как они, в противоположность, например, русским былинам, почти начисто лишены упоминаний о каких-либо истори
ческих событиях или лицах, а первобытная символика этих сказаний, очень родственная по своей художественной природе символике ирландских саг, пока не поддается исторической расшифровке. То, что нартская жизнь протекает, по сказаниям, в условиях патриар
хата, то, что нередко в нартских сказаниях встречаются и явные пережитки еще более ранней стадии—матриархата (особенно в сюже
тах, связанных с мудрой матерью нартов — Сатаной), не разрешает вопроса об историческом приурочении нартского эпоса: известно, что многие существенные черты родового строя до недавнего времени сохранялись и в быту, и в сознании осетинского народа.
Однако, во всяком случае, созданы ли нартские сказания до нашей эры, как предполагают некоторые исследователи, или же они возникли уже в начале нашей эры, как утверждают другие ученые,— перед нами образец древнего народного творчества, еще полного неуемной сказочной фантастики, еще во многом не оторвавшегося от мифа.
Не разрешен до конца и вопрос о том, каким пародом создано