как о политическом деятеле, как об организаторе помощи во время тяжелого голода в Поволжье, чем как о полярном путешественнике. Правда, наши издатель
ства в поиске интересных и занимательных книг для подрастающей молодежи выпускали в те годы до
вольно много описаний разных полярных путешествий, но ограничивались, главным образом, путешествиями конца XIX века или исследованиями Антарктики. Деятельность же полярных исследователей нашего времени оставалась неосвещенной, вероятно, еще и по
тому, что в этот период иностранные книги попадали к нам только случайно.
Впервые об иностранных арктических исследованиях заговорили в СССР серьезно, когда весной 1925 года Амундсен совершил свой отважный полет к 88° сев. широты на двух аэропланах, а затем, когда на сле
дующий год воздушный корабль экспедиции Амундсена-Эльворта воспользовался советским гостеприимством и на пути к Шпицбергену — и далее через се
верный полюс к берегам Аляски — пробыл несколько дней в Гатчине в советском эллинге. Участники Амундсеновской экспедиции гостили в Ленинграде, в их честь устраивались торжественные заседания. В связи с этим снова и снова вспоминался знаменитый Фритьоф Нансен, ставший одной из самых популярных в СССР фигур из числа иностранных путешественников и исследователей.
Год спустя в Ленинграде побывал проездом из Японии и сам Амундсен. Советская пресса отметила этот приезд и подробно останавливалась на послед
них воздушных экспедициях норвежского полярного исследователя. Еще через год весь мир облетела весть о гибели воздушного корабля „Италия экспедиции Нобиле и о замечательном спасении погибавших со
ветским ледоколом „Красин . Как известно, с этого времени и начинается серьезное изучение советского сектора Арктики советскими моряками и учеными.
Вполне естественно, что в последовавшие за тем годы внимание советского читателя в первую очередь привлекалось к исследовательской работе в нашем