ФОТО-КАМЕРА ДЛЯ ТУРИСТА
А. ДОНДЕ
Фотолюбитель экскурсант не должен брать с собою лишних и громоздких вещей. Все, что он берет, — должно иметь минималь
ный объем и вес и должно соответствовать цели путешествия. Это в частности относится и к фотографическому снаряжению. Поэтому до отправления в путешествие необходимо составить его план, представить себе картину предполагаемой фото-работы, способы передвижения, пункты остановок и в связи с этим составить себе фотографическое снаряжение, взяв с собою в дорогу лишь существенно-необходимое. Поэтому камера для путешествий должна быть компактной, легкой, а вместе с тем и прочной.
До тех пор, пока не налажен еще выпуск советских фото-аппаратов, при покупке их приходится довольствоваться камерами или случайно приобретенными, или теми, которые в данное время вообще имеются в продаже. Тем не менее, мы считаем необходимым рассмотреть типичные конструкции фото-аппа
ратов в связи с пригодностью того или иного типа к предполагаемым условиям работы в путешествии.
Прежде всего сообразим размер нашего снаряжения. Если мы можем приобрести ка
меру на выбор, то лучше всего выбрать ее на размер 9 × 12 см; чем опытнее фотограф, тем размер камеры может быть мень
ше. При хороших объективах камеры 6 1/2 × 9, 6 × 9 и 4 1/2 × 6 см — очень удобны в путешествии и пригодны для всяких работ. Обременять себя большим размером аппарата еще и потому не следует, что вместе с раз
мером аппарата очень возрастает вес запаса пластинок и всего остального снаряжения.
Мы прежде всего остановимся на типе так называемой универсальной камеры Эта камера имеет складчатый растягивающийся мех и подвижную объективную доску. Матовое стекло у нее неподвижно. Объектив может дви
гаться вверх и вниз у всех камер, у многих еще и в стороны. Матовое стекло обычно уклонов не имеет. Эти аппа
раты допускают съемку с рук при форматах не больше 9 × 12 см, строятся же они на форматы от 4 1/2 × 6 до 13 × 18 см. К этому типу относятся очень многие камеры фирмы Цейс-Икон, Фохтлендера, Агфа, а прототипом их являются всемирно распространенные американские камеры Кодака. Эти аппараты наиболее удобны для туриста и допускают наиболее разнообразное применение, так как съемка с рук при форматах 9 × 12 см и меньших — очень удобна; вместе с тем эти камеры могут работать и со штатива.
Следующий тип камер — с коротким мехом, без основной доски, так называемые клапп-камеры, — для туриста так
же очень удобны, потому что их очень легко подготовить к съемке: стоит для этого толь
ко вытянуть объективную доску до отказа. Камера при этом становится на постоянный фокус. Если же приходится фиксировать предмет близкий, то наводка на фокус до
стигается движением объектива в его оправе (червячная оправа). Такие камеры чаще всего снабжаются шторными затворами.
Камеры с коротким мехом имеют небольшой объем и вес, строятся на небольшие размеры от 4 1/2 × 6 до 9 × 12 см, редко боль
ше (обычный размер — 9 × 12); если в них имеется шторный затвор, то они незаменимы и при спортивных съемках. К недостаткам их надо отнести короткий мех, не позволяющий работать с длиннофокусными объективами и заднею линзою объектива.
Аппараты стереоскопического типа удобны для путешествия в виду их малого объема, и возможности последующего увеличения негатива. К этому типу камер относятся сделанные с большой точностью стереоско
пические камеры (на размер 45 × 107 мм), снабженные светосильными объективами (например, вераскопы Ришара).
Стремление уменьшить размеры фото-камер (одновременно делая их более точными) повело к развитию и усовершенствованию камер без меха, жесткой конструкции; наиболее совершенной в этом направлении является фото-камера Лейка фирмы Лейтц, также весьма пригодная для туристов.
Эта камера, построенная для работы на кино-пленке, дает снимки на размер 24 × 36 мм. Она заряжается катушкой на 36 снимков и имеет еще в футляре две кассеты (всего на 108 снимков). В руках умелого фотографа эти камеры, при наименьшей затрате труда и средств, дают наилучшие результаты.
Многим рекомендуются для путешествий зеркальные камеры. В этих камерах изображение отбрасывается на горизонталь
ное матовое стекло при помощи зеркала и может быть наблюдаемо до самого момента съемки — в этом и заключается основное пре
имущество; так как эти камеры снабжены светосильными объективами и шторными затворами, то они особенно пригодны для съемок движущихся предметов (спортивные съемки, уличные сцены), а в путешествии —
для сюжетов жанрового характера. Громад
ным недостатком зеркальных камер является их громоздкость, высокая стоимость и низкая точка зрения, не всегда удовлетворяющая современного фотографа. Для экскурсанта-одиночки мы их не рекомендуем; однако, для экскурсионного коллектива, пре
следующего специальные цели, они могут быть полезны.
Детали фото-аппарата
Для туриста кассеты предпочтительнее — металлические никелированные, на