расстоянии, равном фокусному расстоянию объектива. В случае обыкновенной камеры визир лучше поместить сбоку камеры, в случае стереоскопической — на верху ее для того, чтобы приблизительно определить то, что может попасть в оба объекта.
При камерах малого размера со светосильным объективом туристу-фотографу не всегда может встретиться нужда в треножнике;
там где нужно снимать с выдержкой, можно иногда найти соответственную подставку, но все же без треножника не следует отпра
вляться в дорогу. Для камер малого размера годятся различные компактные, часто алюми
невые, треножники, имеющие иногда вид тросточек с ручкою и т. п. Из таких ком
пактных треножников еще удобнее медные. Они хотя и тяжелее алюминиевых, но проч
нее, тверже и устойчивее. Путешествующему с научной целью следует запастись треножником деревянным, прочным, хотя, пожалуй, и немного громоздким. Треножник должен дать возможность снимать на уровне глаз, т. е. в растянутом виде должен иметь около 1 1/2 метров высоты и в сложенном виде — 1/2 метра.
Обращаем внимание: 1) что для некоторых аппаратов необходима штативная головка (вераскоп Ришара) и 2) что английская резьба (аппараты Кодак) имеет другой размер, нежели немецкая, почему винты и гайки треножников Кодак для других аппаратов не подходят.
При занятиях научной фотографией часто встречается необходимость в головках, даю
щих камере большой уклон. Это приспособление, позволяющее ставить камеру даже вертикально, особенно полезно при съемках естественно-научных, геологических, ботанических и т. п.
При выборе камеры не следует гнаться за универсальностью, но необходимо, чтобы
камера соответствовала поставленной цели. Не нужно, например, двойного растяжения меха, если не предполагается менять объектива; что касается приспособления для наведения аппарата на фокус, то таковое в камерах 4 1/2 × 6 см определенно необходимо
лишь в том случае, если светосила выше Ф/4, 5; при Ф/4, 5 и ниже и при фокусном расстоянии 55 мм, или менее, —приспособление для наводки на фокус не необходимо.
До отправления в путешествие следует сделать ряд пробных съемок, и никогда не начинать работу с вновь при
обретенным аппаратом во время самого путешествия.
Разумеется, чем лучше аппарат и в частности — чем совершеннее его оптика, тем удоб
нее и надежнее производить с ним съемку. Не следует, однако, думать, что аппаратами бо
лее дешевыми и плохонькими нельзя вовсе работать; чем лучше аппарат, чем светосильнее оптика, — тем удобнее работать и тем шире возможности фотографа. Но вообще — результаты съемки зависят от умения фотографа значительно больше, нежели от конструкции аппарата; в руках умелого фотографа — все конструкции хороши.
ПОЛНЫЙ ходИ. Малов (Москва)