Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

НОВЫЙ ЗРИТЕЛЬ

29 апреля 1928 г.
ОРГАН МОСГУБПОЛИТПРОСВЕТА и УМЗП Москва 9. Страстная пл-, д. 2/42. Теа-кино-печатъ. Тел. 73-86.
Прием в редакции ежедневно от 2—4 ч.-

№18

ПЯТЫЙ ГОД ИЗДАНИЯ

первое мая

Первое мая—празник трудящихся всего мира. Советский Союз празднует одиннадцатую маевку. Борьба за восьмичасовой день для мирового про
летариата не утеряла своей остроты, тогда, как для рабочих СССР семичасовой рабочий день стоит на пути к практическому разрешению. Страна экономически отсталая, технически стоя
щая много ниже своих могущественных соседей, идет впереди в самом существенном для трудящихся массе деле.
Для нас праздник 1 мая—-день демонстрации и отчета перед мировым пролетариатом в успе
хах нашего социалистического строительства. Для нас 1 мая — день демонстрации и наших КУЛЬ
ТУРНЫХ сил и нашей боевой готовности перед врагом, упорно ищущим срыва нашего мирного
развития. Мы знаем, что войны неизбежны при капитализме. Поэтому, ведя политику мира, СССР рассчитывает не на прекраснодушные серд
ца, а на реальные силы мировой революции. На солидарность, прежде всего, трудящихся всего мира, на осознание ими, что только окончательное уничтожение классового строя может обеспе
чить тот мир, к которому тянутся рабочие всех стран, ставя его на своем майском знамени в числе своих требований.
Гигантские силы мировой буржуазии не в состоянии обеспечить капиталу путей устойчивого развития. Мощные забастовки горняков в Европе,
Англии и Америке, забастовки рабочих и других отраслей труда в Старом и Новом Свете, обостренная борьба порабощенных колоний против империалистов, наконец, неустойчивая политика самих империалистов, их взаимная вражда, конку
ренция и хищническое недоверие друг к другу— вот та обстановка, в которой будет протекать праздник 1 мая в этом году. Быть может никогда еще демонстрация культурного и экономического роста нашего Союза и политической солидарно
сти с ним трудящихся масс всего мира не имела такого внушительного исторического значения, как нынешнее 1 мая. Оглядываясь на то, что могло бы дать наше искусство, в частности ТЕАТР, мы с сожалением убеждаемся в том, что кроме не
которого числа средних и слабых по качеству клубных агиток в нашем РЕПЕРТУАРЕ нет ни
чего действительно достойного этого праздника. Наши художественные силы стоят почти в стороне от этого мирового праздника, имеющего та
кое боевое значение. То же следует сказать и о театрализации шествий, движения масс, улиц, площадей и т. п.
Из года в год наши торжественные майские процессии проходят однообразно, ограничиваясь политической сатирой карикатур и плакатов,
создаваемых самими участниками — заводскими рабочими. Нет почти ни одного художественного произведения, посвященного весенним настрое
ниям революционного пролетариата. Нет скольконибудь значительной пьесы, связанной с этим величайшим днем мирового смотра наших боевых сил. До сих пор ни один театр не откликнулся на 1 мая, не организовал ни одного спектакля, посвященного этому дню исключительной истори
ческой важности. За исключением второстепенных выступлений эстрадников, артистические силы не нашли себе места в ликующем хоре трудя
щихся масс. И благодаря этому день 1 мая, при всей праздничности настроения, при всем энтузиазме участников демонстрации—сводится к су
ровому выполнению революционного долга, тогда как у нас в Союзе, в стране социалистического строительства, этот день должен бы был звучать ликующим праздником победителя и вдохновителя на победу для других.
У нас есть огромное количество заслуженных и НАРОДНЫХ артистов, деятелей искусства. А где эти—народные «его величества народа» художники в дни НАРОДНЫХ празднеств. Народные художники в дни, когда массы заливают ве
сенние улицы и площади городов и деревень
должны были быть впереди масс в качестве — жизнерадостных, бодрых, слитных с настроениями праздничных толп и колонн—ЦЕРЕМОНИЙМЕЙ
СТЕРОВ, выдумщиков и фантазеров, вносящих в празднество яркость, блеск, веселье, радость и размах.
Не пора пи нашим художникам кисти, слова и театра откликнуться и внести свою долю для отметы мирового пролетарского праздника? Если слова «пролетарская культура» не просто слова, но и депо,—то организаторы этой культуры и выра
зители ее на художественном фронте должны найти свое место в день 1 мая и, конечно, найдут! Наши попитичесние задачи заслоняли естествен
ную и законную потребность ликующей радости, мы были счастливы уже тем, что умели противопоставить врагам всего мира свою организован
ную мощь. Противопоставим же им и смеющуюся радость нашей уверенности в окончательном тор
жестве над ними. Мы не только готовы выполнить суровый долг, но в его выполнении мы на
ходим глубочайший источник нашей бодрости и торжества. Пусть же это знают наши друзья и наши Браги. Художники — за дело.