Великолепный классический язык для своего времени у Гоголя, а попробуйте сейчас зажечься или увлечься его «чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горыи т. д. или — «весенний летний день клонился к вечеру, небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе». А ведь это — начало «Дворянского гнезда». Журнал «На литературном посту» при
вел недавно чрезвычайно яркий образец «учебы у классиков» — строки поэмы из рабочей жизни у одного из пролетарских поэтов:
Всю ночь Татьяна не спала: От пыла грудь ее болела,
Но лишь сирена прогудела И скрылась утренняя мгла,
Она, как пленница, но смело
К станку на фабрику пришла. В окошко мастер из конторки,
Крутя усы, смотрел: он зорко Следил за ходом всех работ, Работниц озирая глазом.
Но вот вздохнув к станку с наказом Он мальчика за Таней шлет.
Как все прекрасно было в ней! Она — восторг и вдохновение: Черты лица и взор очей И дуги чернью бровей,
В походке стройное движение... Вошла... и звук ее речей
Поплыл, сливаясь с гулом стали
— Степан Петрович! Вы позвали Меня в контору?..
Хорошо? А ведь учеба у «классика» (и какого еще, классика) самая добросовестная...
Означает ли все сие лозунг — «долой классиков»? Ни в какой мере. Такой лозунг прозвучал бы схоластическим и в высокой степени вульгарным отрицанием преемственности. Но с другой сторо
ны, означает ли это — «назад к классикам»? Опятьтаки ни в какой мере. Ибо такой лозунг прозву
чал бы фетишизацией классиков, капитулянством. бегством от современности. Нам нужны и клас
сики, не только классики живые. Это значит — классики с отбором, классики в меру и классики в критическом преодолении сегодняшнего дня.
Безусловно прав тов. Павлов («Новый Зритель№ 34), ополчаясь против застывших форм, в ко
торых преподносится классика, и требуя подачи ее «в диалектическом движении и столкновении с социальной современностью».
Только такой живой классик может нам чтонибудь дать. Всякая же реставрация классиче
ских могил, вспрыскивание камфары в мощи на предмет восстановления эпохи и ее «духа» (де
лается ли это под маркой учебы или зрелища), нам не только не нужно, но и вредно. И для каждого бряцающего лозунгом «назад к классикам» и думающего, что в основу строящегося нового театра должен быть полоясен театр клас
сический, — нет другого выхода, как на такое эстетное кладбище.
Эм. Бескин
МХАТ II
„Смерть Ивана Грозного“
Бояре — Шиловцев, Громов, Сорокин МХАТ II
„Смерть Ивана Грозного“
Иван Грозный — Чебан