ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

для ЖУРНАЛОВ и ГАЗЕТ

Считая обслуживание фото-любителями печатной и стенной прессы — задачей первостепенной важности, „Советское Фото“ будет регулярно помещать отдел фотографирования для журналов и газет, предназначенный для фото-любителей, желающих начать работу на этом интересном поприще.
Фотография в прессе

П

ЕРИОДИЧЕСКИЕ иллюстрированные издания — газеты и журналы — в очень широ
кой мере используют фотографию, как источник иллюстраций.
Зарисовка, карикатура и другие виды художественных работ занимают не более 10—15%, вся остальная масса иллюстраций получается от фотографии.
Чтобы иметь возможность сопровождать фотоиллюстрацией чрезвычайно разнообразные и разно
характерные текстовые формы, чтобы иллюстри
ровать любой отдел газеты или журнала,—редакции их вынуждены располагать громадным фотографическим фондом. При современном темпе иллюстри
рования, большинство редакций имеет больший иллюстрационный портфель, чем портфель лите
ратурный. К сожалению, и „редакционная корзина , в которую летят непризнанные произведения, также заполняется больше за счет иллюстраторов.
Помимо текущего портфеля, каждая редакция имеет также и свои фототеки и архивы, пользова
ние которыми дает большую гибкость в работе. Одна из московских газет имеет в своем распоря
жении архив, состоящий из 35 тысяч негативов, несколько сотен тысяч позитивных отпечатков и еще большего количества вырезок из иностранных журналов. Фото-архив „Огонька имеет 37.000 номеров.
Создание и пополнение таких портфелей и фондов требует правильно налаженной организации в центре по периферии и за границей.
Основными поставщиками фотографий являются уже не отдельные разрозненные корреспон
денты, а целые организации — фотоконторы и бюро, пользующиеся в своих аппаратах большой сетью собственных фото-корреспондентов на ме
стах и разъездных, а производство фото-оттисков в них носит уже до некоторой степени фабричный характер. Специальные механизированные станки и приборы выбрасывают десятками тысяч готовые сухие заглянцованные увеличенные отпечатки. Конторы эти располагают хорошо организованной агентурой, распространяющей фотографии по изданиям.
За границей такие фотопроизводственные предприятия исчисляются многими десятками, продук
ция их в громадном числе направляется и в нашу страну. Интересно отметить, что заграничные капиталистические предприятия, учитывая особенности нашего социального строя, стремясь к боль
шей наживе, не стесняются присылать нам и тот иллюстрационный материал, который дискредитирует буржуазное общество и капиталистическое госу
дарство и в своих иллюстрационных изданиях никогда не находит места.
В нашем Союзе из крупных объединений мы пока насчитываем два: Пресс-клише ТАСС а, Руссфото и, кроме того, существует еще ряд и зарождающихся мелких бюро.
Вторым источником для редакций является собственная сеть корреспондентов-фотокоров и штатных фото-репортеров, работающих по опреде
ленным заданиям редакций или по собственным темам в пределах общих требований издания.
Наконец, третьим источником за последнее время становится рабочее фото-любительство, идущее пока хаотичным, но довольно мощным потоком.
Произведения так называемых „свободных фото-корреспондентов , т.-е. фото-репортеров, не свя
занных с определенным издательством, составляют сравнительно ничтожную часть общего тиража фото-иллюстраций.
Насколько разнообразны литературные формы текстовых материалов в газетах и журналах, на
столько же разнообразны и иллюстрации. Как те, так и другие требуют работников различной квалификации, различной одаренности и талантливости.
Фотография, сопровождающая научный или исторический текст, зависит исключительно от
этого текста; здесь она играет совершенно подчиненную роль и по характеру своему отвечает правдивости и точности передачи основных и вто
ростепенных моментов. За такой фотографией не должен быть виден ее автор; никаких особых прие
мов мастерства, кроме тщательности технического выполнения, не требуется.
Требования к фотографии изменяются, когда она иллюстрирует рассказ или очерк. Возникают вопросы о „выпуклости иллюстрируемого момента, о сюжетной проработке, о типаже и проч., тре
бующие от фотографа творческого соавторства с литератором. Глубоко проработанная фотографически тема, давшая в результате ряд интересных фото, может вызвать даже обратное явление, когда текст — рассказ или очерк — пи
шется по готовым фотографиям. Здесь уместно упомянуть о двух очень интересных опытах, про
деланных „Рабочей Газетой . Первый—относится к 1925 году, когда фантастический роман „Сокровища непобедимой Армады иллюстрировался фо
тографией. От фотографа требовались большие режиссерские способности, был приззан коллек
тив артистов, большая бутафория и декорации и специальные световые установки.
Второй опыт касался темы „Русалка (опера) на сцене рабочего клуба и в жизни. В этом втором опыте автор - литератор и автор - фотограф