Предисловие
Гениальная прозорливость Ленина, указавшего на возможность — при достижении известного уровня культуры и тех
ники — использования земель, раньше считавшихся непригодными,
наглядно иллюстрируется успешным освоением пространств суши и моря в северной части СССР.
Огромные по протяжению области на крайнем севере Советского Союза, представлявшие собой совсем недавно без
людную недоступную пустыню, признаются сейчас вполне при
годными для освоения. Волей молодого и энергичного класса, освоившего величайшие достижения высокоразвитой техники XX века, класса, ставшего под руководством коммунистической партии и ее гениального вождя Сталина высшим носителем
истинной культуры и прогресса, — эти области включаются в общую культуру СССР.
Всюду — от тундр Лапландии и города Кировска до самого Берингова пролива — кипит такая же напряженная работа, как и на всей территории остальной части нашей страны. Всюду движутся суда, большие и малые, летают аэропланы, идут по
бездорожью вездеходы, оленьи и собачьи упряжки, развозя машины, топливо, хлеб, книги и людей. Многочисленные отряды исследователей, занятых изучением и учетом производительных сил северных областей, подготовляют дальнейшее ожи
вление этих „пустынь“, вовлекаемых ныне в общее строитель
ство новой, культурной жизни на всем пространстве советских республик.
Не осталась в стороне и Новая Земля — огромный двойной остров, разделяющий моря Баренцово и Карское. Буйный рост исследовательской работы на севере, характерный для последнего десятилетия, проявился в первую очередь как-раз на Новой Земле.
Исследования на территории этого острова производились и до революции, но велись они от случая к случаю в совершенно бесплановом, хаотическом порядке. Отдельные ученые или целые экспедиции работали — обычно в течение краткого вре
мени — в каком-нибудь пункте острова, на том дело и кончалось. Никаких практических результатов в подавляющем большинстве случаев эти исследования не давали.
С другой стороны, при попытках колонизации острова в эпоху самодержавия, колонизация отнюдь не базировалась на основе научного познания или постепенного развития произво
дительных сил. Нет, с этими попытками, ведшимися обычными методами великодержавной колониальной политики, сочеталось