ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ.
По общему плану книги „Фабрично-заводская архитектура предполагалось в третьей части дать примеры планировки, оборудования и конструирования зданий и сооружений для наиболее ярких представителей промышленного производства, основы для чего помещены в первой и второй частях названной книги.
Однако, при разборе собранного материала и построении его методически для получения вполне законченного целого по одним лишь чугунолитейным мастерским выяснилось, что весь накопленный графический и опытный материал невозможно вместить в одну книгу без ущерба для ее главной цели, — дать в руки строителю руководство, по которому он мог бы совершенно ясно представить себе условия, влияющие на форму плана здания цеха, размеры и отношения отдельных площадей, соста
вляющих цех помещений, конфигурацию объемов отдельных частей здания и конструкцию его в зависимости от назначения, установленного оборудования и характера протекания произ
водственного процесса, так как лишь при таких условиях ознакомления строителя с каким-либо производством можно ожидать и требовать от него проекта производственного здания, вполне отвечающего своему назначению.
В качестве первого примера для содержания третьей части „Фабрично-заводской архитек
туры взят чугунолитейный цех, как один из самых простых по основному процессу, в дан
ном случае металлургическому, но требующий значительного количества подсобных процессов,
механизмов, транспортных и подъемных средств, в большой степени усложняющих рабочую диаграмму и затрудняющих проектирование и конструирование здания цеха.
Книга эта предназначена для строителей, хоть в ней и затронуты в нескольких местах производственные особенности, что сделано для цели, объясненной выше. Так как нами во всех частях книги за основу принята рабочая диаграмма производственного процесса, вокруг которой планируется и строится промышленное предприятие, то и в настоящей, третьей, части сохранен тот же метод построения книги. Частные рабочие диаграммы некоторых вспомога
тельных или побочных ветвей чугунолитейного цеха любезно взял на себя труд составить специалист литейного дела, инж. В. М. Андреев, за что считаю приятным долгом выразить ему свою благодарность.
Так как современное производственное здание является органически связанным с вентиляцией и отоплением его, и это особенно и в большей мере относится к зданию чугунолитейного цеха, то представилось более правильным не огра
ничиваться сжатыми и общими указаниями на этот предмет, а дать достаточно подробное и полное изложение этого вопроса. Глава об отоплении и вентиляции чугунолитейных мастер
ских написана крупным знатоком этого дела, инж. Н. Н. Тетеревниковым.
В. Гофман.
Ленинград, ноябрь, 1929г.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ.
При издании настоящей книги были исправлены некоторые ошибки и опечатки, обнару
женные в первом издании, введены цифровые данные и размеры к описываемому оборудованию, произведено уточнение некоторых положений, оказавшихся в первом издании недостаточно ясными. Кроме того, во второе изда
ние включено значительное количество новых примеров зданий чугунолитейных мастерских,
спроектированных и построенных в СССР, а также ряд типовых решений планов литейных мастерских на разные производительности и на различные крупности отливок по работам Гипромаша.
Во втором издании сделана попытка методологического разрешения проектирования здания чугунолитейной мастерской, как архитектурного комплекса, с учетом проектирования верх
него перекрытия, удовлетворяющего, как целям освещения, так и естественной аэрации здания.
Однако, это намерение по необходимости проведено в весьма малом масштабе, чтобы не загромождать книги материалом, относящимся к специальной отрасли архитектуры, именно к „теории архитектурно-строительного проек
тирования зданий и сооружений промышленного
предприятия , по каковой теме нами выпущена в свет специальная книга.
Как и прежде, книга представляет собою пример приложения общей теории проектирования промышленных зданий к определенному роду производства, едва ли не одному из самых сложных по рабочей диаграмме, каковым нам представляется чугунолитейное производство. По образцу решения методической задачи, вы
полненному нами на примере чугунолитейной мастерской, не будет сложным решать подобные задачи по любому роду производства.
В. Л. Гофман.
Ленинград, 1934 г.