мости для того, чтобы подчеркнуть изображаемый характер! Хлынов Москвина врезывается в память жутким и многозначитель
ным символом. Почти не отстает от Хлынова городничий Серапион Градобоев в изо
бражении Тарханова. Хорошо играет Грибунин. Превосходна Шевченко. Из молодежи безукоризненно сделана роль у Хмелева. Он один успешно соперничает со стариками. А вот одна из главных ролей пьесы—роль Параши в исполнении Еланской, не удалась. У артистки хорошие данные. Она несомнен
но талантлива. В ней есть обаяние, но для исполнения роли Параши в блестящем ансамбле такого спектакля как „Горячее Серд
це у ней не хватило ни сил, ни умения, ни средств. На Еланскую возложили задачу, которая оказалась ей явно не по плечу и в этом причина ее поражения.
Этот спектакль, прекрасный сам по себе, наводит, однако, на некоторые сомнения относительно дальнейшего бытия театра, его основных репертуарных устремлении и ху
дожественных возможностей. Быть может таким полнозвучным, законченным, органичным и убедительным казалось это представ
ление пьесы Островского потому, что это была работа над старой пьесой, литератур
ным продуктом определенной не нашей эпохи. Уже постановка „Пугачевщины по
казала некоторое и едва ли случайное не
совпадение содержания пьесы с актерской культурой и сцениче
скими традициями старого МХАТ а. Мы всячески приветствуем курс театра, направленный в сторону создания и осуществле
ния новой литературной драмы, но окажется ли этот новый литературный материал также но средствам театра? Не возникнет ли тут какого-нибудь противоречия? Сможет ли театр также органично воплотить и прочув
ствовать пьесу современного драматурга,
как он чувствует и воплощает Островского? Эти наши сомнения разрешит ближайшая работа МХАТ а над пьесой Булгакова „Белая Гвардия .
КАЛАФ

ВОЗРОЖДЕНИЕ МЕЛОДРАМЫ

(Марион де Лорм)

Все чаще и чаще на нашей сцене возобновляются .старые мелодрамы или появляются новые пьесы, написанные по прин
ципу мелодрамы. Как ни различны такие вещи, например, как „Азеф“, „Озеро Люль“, „Эхо , мы в них найдем основные черты мелодрамы. Кристально чистые герои, гибну
щие в ореоле славы, и гнусные злодеи, черные до конца, чернее сажи. Заговоры, предательства, взрывы, цытки, казни.
В чем же секрет возвращения к этому жанру, который, казалось, так бесповоротно осужден хорошим вкусом литературных и театральных знатоков? Почему это еще недавно „низкое театральное искусство занимает почетное место в театре.
Прежде всего потому, что оно по настоящему театрально и действенно.
Далее, мелодрама насыщена содержанием, она сюжетна. Действие не колеблется в ма
лой орбите незаметных фактов,—оно мчится, как разрушительный ураган.
Наконец, что не менее важно, действенность мелодрамы соответствует нашей эпохе.
„Марион де Лорм одна из наиболее удачных пьес этого рода. Написанная в 1829 г.
она была запрещена цензурой по личному повелению Карла X и могла появиться на сцене лишь после революции 1830 г. Ко
леблющийся, двоедушный король, жестокий кардинал, религиозный деспотизм господ
ствующей церкви, классовая ненависть дво
рянства и „подлых сословий—все это не на первом плане, но насыщает всю пьесу, со
ставляет ее основной фон. Басову очень удалось каррикатурная фигура короля ве
„Горячее сердце Шарж Талдыкина