покончить с тем взглядом, который привит нам художниками предшествующих эпох: что художник—это сверхчеловек, возвышаю
щийся над «презренной толпой», — существо, которое принадлежит к особой, загадочной касте избранных, которое одарено непости
жимым свойством, отличающим его от прочих смертных, и похоже на обычных людей лишь до тех пор,
... пока не требует поэта
к священной жертве Аполлон!
(Пушкин)
Это — буржуазно - индивидуалистическая чушь. Мы не собираемся отрицать художественной одаренности, которая действительно присуща некоторым из людей в большей степени, чем остальным. Но эта
одаренность создает более крупных художников. А в известной степени она свойственна огромному большинству людей и может быть развита путем культурной шлифовки.
Громадное значение фотографии как искусства современности и заключается в том, что она позволяет людям, незначитель
но одаренным в художественном смысле и не обладающим высоким уровнем развития— из широких масс рабочих, крестьянам, про
летарскому студенчеству, служащим — проявить свое дарование. Дело в том, что фото
графия освобождает художника от работы по физическому созданию изображения: за него это делают объектив, светочувствительный материал, химические процессы; за ху
дожником остается лишь управление этими факторами, чтобы заставить их выполнить его внутренний замысел. И все свои психи
ческие силы фотограф может сосредоточить на этом замысле.
Таким образом, чтобы сделаться художником — советской фотографии требуются три «вещи».
Во-первых, надо быть советским человеком.
Я прежде всего—член партии, А стихотворец — потом,—
говорит поэт Александр Безыменский. И это «член партии» вовсе не следует понимать формально: «член ВКП (б)». Это означает, что человек чувствует себя членом гигантского трудового коллектива, по революци
онному перестраивающего жизнь, участником (а не только «сочувствующим наблюдателем») этого переустройства: «то, что
делается,— делается также мною и также для меня». Это сознание органически свойственно
ЗЕМЛЯКИ
Тороповский (М.-Башурино)