заочной конференции) 65% составляли служащие, то ко второй половине того же года (по материалам июльской заочной конференции) этот процент упал до 48,1; процент рабочих вырос с 9,5 до 20,7, крестьян —с 2,5 до 4,1; учащихся — с 10% до 11,9%. Процент членов и кандидатов партии, участвующих в фотодвиже
нии, определился в 14,9; комсомольцев—9% (недостаточно). За первую только половину
1929 года было завербовано через журнал 17,1% вновь заинтересовавшихся фотографией и 28,3% — новых читателей «Совет
ского Фото» (на одну эту половину года активных читателей падает больше, чем за целые прошлые годы— 1926 и т. д.).
Еще раз подтвердилось, что основной костяк фотодвижения составляют товарищи, начавшие интересоваться фотографией в период 1926—1927 гг. (66,7%), т.-е. в годы издания «Советского Фото».
Следует отметить, что в истекшем году впервые были политически и практически поставлены вопросы развертывания фотодвижения в деревне и намечены задачи де
ревенского сектора этого движения. Это выступление «Советского Фото», как знают наши читатели, встретило живой отклик из деревни. Одновременно было подчеркнуто,
что вовлечение батрацких, бедняцких и середняцких слоев деревни в фотодвижение особенно тормозится недостатком фотоаппаратуры, что из 7,3% активных участ
ников нашей заочной конференции, остро интересующихся фотографией, регулярно
читающих наш журнал, но... не имеющих фотоаппаратов, наибольшее число падает именно на деревенских фотолюбителей.
Наше фотодвижение не могло остаться и не осталось в стороне от классовой борьбы, обострившейся в связи с яростным сопро
тивлением кулацких и нэпманских элементов победоносному социалистическому на
ступлению. «Советское Фото», опираясь на горячую поддержку и сочувствие основных масс своих читателей, решительно разоблачало все проявления буржуазных и мелкобуржуазных влияний в советской фотографии. «Советское Фото» давало образцы этих влияний, проникающих в среду фотокружков, дружески предостерегало фотокружки от повторения ошибок (например, на материалах 2-й Московской выставки фото-кружков ОДСК, широко освещенных в журнале), и со всей непримиримостью и резкостью разоблачало «тайники» классововраждебных течений (Ленинградская выставка о-ва деятелей худ. и техн. фотогра
фии, «Фотограф» и ВОФ, заграничные выставки БОКС и т. д.). Борьбу за четкую классовую линию в фотографии, борьбу со всеми проявлениями и протаскивания ми буржуазного хлама под советской маркой,— журнал с еще большей
энергией и решительностью должен и будет вести и впредь.
Международная обстановка, усиленная
подготовка нападения на Советский Союз, рост активности социал-фашистов, оживле
ние разлагающей «деятельности» различных «независимых», «левых», и за последнее время особенно активных правых группи
ровок—выдвинули в истекшем году особо важные и неожиданные задачи в области развития международной пролетарской связи. Журналом были практически разрабо
таны вопросы включения фотолюбителей в эту связь, организация обслуживания ее нашим фотолюбительским движениям. «Фо
тография — одно из действенных орудий классовой борьбы и укрепления международной пролетарской солидарности» — этот ло
зунг подчеркивался нами при всяком случае. Но работа по осуществлению международ
ного фото-обмена еще только начата — дальнейшее широкое ее развертывание в неменьшей мере зависит и от журнала, и от всей нашей фото-общественности, от организаций ОДСК и самих фото-кружков.
Только организованным коллективным путем наше фото-движение может выпол
нить ту долю обязательств, которая падает на него в деле индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, осу
ществления боевых заданий пятилетки. Это подчеркивает важность работы по объединению всех пролетарских фотолюбительских сил.
В истекшем году мы можем похвастаться тем, чего еще не имели в прошлом,— тогда вопросы организации и работы фото-кружков, увязки всей их деятельности с очередными задачами социалистического строи
тельства ставились «проблематически»,— теперь мы уже имеем практический поло
жительный опыт ряда кружков. Задача
журнала — сделать этот положительный опыт достоянием всех; задача журнала — энергично поддержать все шире разверты
вающуюся работу ОДСК и его местных организаций по объединению фотолюбительских сил в кружки, по руководству этими кружками (никаких разногласий или «кон
куренций» между журналом и ОДСК по вопросам организации и руководства фотодвижением, по вопросам линии в советском фото-движении, как могли заметить наши читатели, не существует).
Нося название «журнала фотолюбителей и фоторепортеров», «Советское Фото» лишь во второй половине года смогло выдвинуть ряд острых вопросов работы фоторепорте
ров. Дальнейшее систематическое обслуживание нужд и интересов фоторе
портеров зависит как от журнала, так и от активности самих фоторепортеров,— от их поддержки журналу в этом направлении его работы. Журнал ставит своей целью преодолеть некоторую разобщенность, существующую между двумя основными передо
выми отрядами советской фотографии — фотолюбителями и фоторепортерами. Эта разобщенность, к сожалению, еще нередко проявляется в нездоровых формах недо
верия, своеобразной «ревности» и т. п. Советская фотография еще слишком молода,