ПРЕДИСЛОВИЕ
ко второй части „Фабрично-Заводская Архитектура .
Вторая часть „Фабрично-Заводской Архитектуры посвящена проектированию и устройству „мастерской , в то время как первая часть трактует проектирование предприятия в целом, имея в виду его архи
тектурное оформление, и предназначалась для удовлетворения запросов широкого круга Техников, Экономистов и Организаторов фабричнозаводских предприятий. Для строителя и архитектора первая часть представляла собою, хотя и в новой трактовке, методику проектирования особых зданий специального назначения, но все же знакомый материал, с которым он мог легко справиться.
Материал второй части менее знаком архитектору и строителю зданий, так как от чистой архитектуры он отдален довольно значительно, и без которого, тем не менее, не мыслимо обойтись тому, кто хочет возводить постройки для промышленных производств. Особенно плохо знакомы архитектора с заводским транспортом и методами перемещения материалов и обрабатываемых предметов внутри помещений мастерских. А между тем, проектировать и конструировать мастерскую независимо от внутризаводского транспорта совершенно неправильно, так как такая мастерская не будет отвечать требованиям, предъявляемым к современной мастерской производством. Внутризаводский транспорт органи
чески связан со зданием; характер и производительность транспорти
рующих средств влияют на горизонтальные и вертикальные измерения производственного здания и диктуют до известной степени необходимую конструкцию вместе с выбором материала для нее.
Транспортные и подъемные средства в инженерной науке занимают одно из самых видных мест и представляют собою весьма обширную научную дисциплину механической специальности, поэтому нельзя тре
бовать от архитектора хорошего знания всех ее деталей; да это и не требуется для того, чтобы строитель сумел спроектировать и сконструировать современное здание промышленного производства. Для