строителя нужно только ясное представление о каждом роде транспорта, о методах работы его, объемах и нагрузках, которые могут влиять на определение размеров здания и на конструктивные формы и измерения его отдельных частей и элементов конструкции.
Учитывая это положение и зная по собственному опыту, полученному из многолетнего руководства и консультирования при про
ектировании фабрично-заводских зданий, насколько мало большинство архитекторов знакомо с транспортными и подъемными средствами, применяемыми в промышленном производстве, во второй части „Фабрично-Заводской Архитектуры целый Отдел посвящен вопросу внутризаводского транспорта. Так как архитектору необходимо иметь пред
ставление о транспортирующих и подъемных средствах лишь настолько, чтобы уметь спроектировать и сконструировать соответственным образом здание, то изложение названного отдела ведется описательным образом различных родов транспортных и подъемных сооружений, обращая главное внимание на правильное представление вида и работы их в рабочей обстановке. Этому может служить лишь фотография, и потому текст снабжен большим количеством снимков разнообразных мастерских, по которым архитектор сможет иметь достаточно правильное представление о каждом роде транспорта.
Весьма важным отделом в области внутреннего устройства рабочего помещения является также освещение рабочих помещений дневным светом. В специальном отделе в книге приведены общие условия для расчета и устройства правильного естественного освещения, а также обработка оконного отверстия и световых поверхностей фонарей. Так как до настоящего времени не имеется вполне точного и простого метода расчета освещения внутри помещений естественным светом, то в главе об освещении приведены некоторые, особенно рекомендуемые, способы расчетов освещения рабочих плоскостей, из которых получа
ются хотя и приближенные, но для практических целей вполне пригодные результаты. Как бы то ни было эти приближенные методы дают значи
тельно более верные результаты, чем рекомендуемый способ определения размеров помещений для работы при дневном свете, согласно правилам НКТ, безусловно отжившим и подлежащим отмене в самом недалеком будущем.
В этом же отделе отведено много места оборудованию световых отверстий и механическим способам открывания застекленных панелей. Иллюстрационный материал по этому вопросу почти целиком взят из американских и английских заводских проспектов, представляющих собою почти единственный материал по названному вопросу. Следует заметить, что технически и в чертежном отношении вопрос о конструировании металлических рам и переплетов и о механическом их открывании раз