ловек количество дверей доходит до 220. Отдельные помещения имеют по 4—5 дверей, что при малом размере помещений отражается на их использовании, а самое главное за
трудняет размещение такого оборудования, как шкафы, вешалки, столы, табуреты. Это особенно относится к фильтрам, — здесь
негде разместить индивидуальные шкафы, а их полагается по 18 на каждый фильтр. Вопрос о целесообразности такой дифферен
циации помещений не обсуждался и является спорным.
Существующие нормы на детясли не предусматривают ряда необходимейших поме
щений. Вообще не было любовного подхода к планировке детяслей. Так, например, нет комнаты для обогревания детей кварцем, что предохраняет от гриппозных заболеваний. Очень мало внимания уделено младшему обслуживающему персоналу, отсутствуют душевая и раздевалка.
В проектах было немало конструктивных недочетов, но особенно не продуманы они
были в 1936 г. в части сантехники. Во всех яслях была запроектирована и осуществляет
ся система отопления с верхним розливом и попутным движением (система Тихельмана). Эта система неприемлема для массового ти
пового строительства, она требует большого количества труб, устройства высоких черда
ков, значительного заглубления каналов для обратной линии. Расчетное рабочее давление в котлах принято в 0,7 атмосфер, что явно завышено. В связи с этим потребовалось уст
ройство выкидных приспособлений для пара высотой в 8—8,5 м, которые невозможно рас
положить в здании. Каналы для обратного трубопровода запроектированы полупроходного типа с очень большим сечением. Уст
ройство таких дорогостоющих каналов не вызывается необходимостью и безусловно не
рационально. Расположение горячих стояков запроектировано по одну сторону радиато
ров, а обратных стояков — по другую, что портит интерьер. Дворовая сеть неэкономична. Проект вытяжной вентиляции предусмат
ривает излишнее количество вытяжных шахт, выходящих через чердак на кровлю в виде целого леса труб.
Типовые проекты детских яслей строительства 1937 г. также не лишены крупных недостатков.
Особенно подробно приходится остановиться на типовом решении детских яслей, утвержденном Наркомздравом как обязательным для всего Союза. Проект разработан архитектором Г. П. Любарским (первая проектная мастерская Наркомздрава РСФСР) под № 1603.
Здание детских яслей рассчитано на одновременное пребывание 120 детей в возрасте от двух месяцев до 3-х лет. В целях наилуч
шего обслуживания дети распределены по возрасту на шесть групп по 18 детей. В них входят: две группы грудников (от 2 до 8 ме
сяцев), 1 группа ползунков (от 8 месяцев до 1 г.), две группы старших (от 1г. 1м. до 3-х лет), одна санаторная и одна изоляцион
ная группы. В первом этаже размещены группы: санаторная, ползунковая и изоляционная.
Проект производит впечатление недоработанности и изобилует в области планового решения невероятным количеством недостатков.
Раздаточная неправильно расположена под ванной. Недопустимо мала ширина бокса (1,20 м) и ванной в изоляторе. Последняя еще уменьшится в связи с необходимостью утепления перегородки со стороны тамбура. Недопустимо мала ширина коридора в изоля
торе (метр). Вход в ванную изолятора сделан через уборную. В изоляторе и группах перво
го этажа отсутствуют необходимые помеще
ния, как буфетная, помещение для хранения теплых вещей и чистого белья. Отсутствует
Проект детских яслей на 120 детей. Северный и южный фасады Автор арх. Г. П. Любарский (Наркомздрав)