Общее решение объемов авторы проекта дали неудовлетворительное. Желая получить побольше квартир, они прошли мимо требований целостного решения ансамбля. В результате создается впечатление, что на участке строятся три здания, при чем второстепенные наступают на главный объем и «глушат» его.
При таком небольшом квартале было бы правильнее решать застройку всего здания по периметру трех проездов с одной этажностью всех объемов.
Правда, с санитарной точки зрения решение генплана участка, данное арх. Черикове
ром и Мезьером имеет преимущества по сравнению с вариантом, разработанным в 1934 г. арх. Г. П. Гольц и С. Н. Кожиным. Последние предлагали устройство курдонера с обеих сторон здания для подчеркивания его парадности, в результате чего уменьшился бы периметр облучаемых комнат со сторо
ны ул. Горького. Однако в части объемно
композиционной решение арх. Чериковера не совсем удачно.
Авторы проекта не приняли во внимание, что проектируемое ими здание стоит остров
ком, примерно на полпути между площадью Маяковского и площадью Белорусского вок
зала. Такое весьма ответственное местоположение здания, естественно, диктует макси
мальную продуманность проекта. Даже оставляя запроектированную впадину, можно было добиться лучшего решения, при ко
тором отдельные объемы не разрывали бы здание на части.
Но не только объемное выражение и контуры здания не удовлетворяют. Фасады зда
ния также недостаточно прорисованы (как в целом, так и в деталях), и не отвечают полностью требованиям архитектурно-художественной выразительности.
Для такой магистрали, как улица Горького, фасад безусловно скучен. Отказавшись от трудной задачи плоскостного решения фасада, арх. Чериковер вводит в него релье
фы в виде эркеров, пытаясь дать на фасаде светотени и придать ему большую выразительность.
Но, к сожалению, монотонность фасада этим не уничтожена. Одними жесткими, непрорисотанными формами эркеров невозможно добиться теплоты, интимности и легкости, которыми должен быть насыщен фа
сад советского жилого дома. От вертикали эркеров проекта жилого дома на ул. Горького веет холодом, в то время как здесь хо
телось бы иметь пластичность, ощущение воздушности.
Главный фасад решен симметрично, между тем центральный эркер ничем не отличается от боковых. Архитектор не сделал необхо
димого здесь сильного осевого удара. Это и сейчас еще не поздно исправить.
Необходимо остановиться на отдельных моментах решения фасада. На выступах не вполне удачно читаются на одном углу глу
хая стена и на другом — окна. Свободно стоящая дымовая труба на фасаде со сто
роны Брестской улицы также вносит диссонанс в общую композицию. Было бы лучше убрать ее внутрь или, по крайней мере, ар
хитектурно увязать ее с фасадом, балконами или аркой. Не найден фасад со стороны Васильевской ул.
Фасад со стороны ул. Горького
Дворовый фасад