Заниженный для общей высоты здания 1-й этаж и тяжелые карнизы придают зда
нию чрезмерно грузный вид. Выступающие по Брестской улице торцы архитектурно со
вершенно не решены. Они будут не только затеснять двор, но вредно отражаться на освещенности ряда квартир, выходящих на передний двор.
Бросается в глаза большая разнотипность квартир. Так, на 138 квартир дома имеется 13
типов 3-комнатных, 3 типа — 2-комнатных и 2 типа — 4-комнатных квартир.
Общее процентное соотношение квартир, рекомендуемое Моссоветом, в проекте так
же не выдержано. Вместо практикуемых по
Москве 50—60 проц. 2-комнатных квартир дано только 2 проц.; вместо 30 проц. 3-ком
натных квартир дано 66 проц.; вместо 5 проц. 4-комнатных квартир — 28 проц.
Прием вынесения вперед 1-го этажа с большой глубиной витрин магазинов подвергся в практике строительства Москвы резкой и справедливой критике и был осуж
ден как порочный. Он вызывает излишнюю площадь сечения столбов и большую пере
грузку нижележащей стены подвала. Кроме того, расположение сплошного балкона над 1-м этажем по всему фронту застройки — по магистрали, ориентируемой на северо-во
сток, вызовет заносы этих балконов снегом, лишит жильцов 2-го этажа значительной части преимуществ, даваемых индивидуальными балконами. Устройство такого высту
па вызовет технические осложнения и удо
рожание при проведении водостоков, так как для этого придется пробивать перекры
тия и устраивать электропрогрев внутренних водостоков. Таким образом, вынесение впе
ред 1-го этажа, будучи весьма дорого, на практике себя не оправдает.
Входы в магазины даны недостаточно широкими, что совершенно недопустимо на такой многолюдной магистрали, как ул. Горького. На угловых лестницах недостаточно освещение, его придется увеличить в полтора раза.
Типовая квартира решена в общем не плохо. Подкупает просторная передняя, хоро
шая комната для домашней работницы; удачно в виде тамбура расположен на кухне мусоропровод для двух квартир. Спорным является заниженный размер средних комнат в 4- и 5-комнатных квартирах и интерьер комнаты с эркером. Комната при семиметровой глубине по пропорциям неудачна.
Предусмотренную проектом выемку мусора из мусоропроводов на уровне тротуаров во дворе также нельзя признать удачной. Это предложение требует специального устрой
ства при шахте мусоропровода тамбура, обеспечивающего непромерзание мусоропровода.
В противном случае наличие мусоропровода может вызвать нежелательные испарения, запахи отбросов и засорение.
Устройство встроенных шкафов между перегородками комнат за счет жилой площади
не экономично. Расположение дверей шкафов в типовой ячейке запроектировано без учета расстановки мебели.
Над стандартизацией конструкций авторы работать не пожелали, ссылаясь на неподготовленность стройконторы к усвоению стандартов, на срочность осуществления постройки и специфику архитектурного реше
ния, якобы не позволяющего им применять стандарты в жилом доме на видной магистрали.
Несгораемые перекрытия запроектированы монолитными, так как их сборность, по мнению авторов проекта, задержит строительство. Делают они эти перекрытия по железным балкам с последующим бетонированием.
Факты показывают, что доводы, выставляемые авторами проекта против стандартизации, совершенно необоснованны.
Неубедительно также заявление авторов о слабой подготовленности большой стро
ительной организации, осуществляющей строительство нескольких жилых домов и общественных сооружений, к освоению стандартов.
Нельзя при строительстве крупного жилого здания удовлетворяться стандартизацией одних только лестничных ступеней и столярки. Такое решение противоречит директивам партии и правительства. Кстати ска
зать, авторы проекта умудрились дать целых четыре типа ступеней.
Экономические соображения в проекте игнорируются и при конструкции стен. Пос
ледние запроектированы минимально в 2, 5 кирпича, при норме в 2 кирпича для зданий такой высотности.
Авторы не избегли и смещенных стен и ряда других конструктивных недостатков.
Проект носит следы поспешного решения и явной недоработанности.
Вызывает недоумение, что Отдел проектирования Моссовета, неоднократно менявший свое мнение о проекте, в конечном итоге либерально подошел к окончательному ре
шению здания и утвердил проект, не обязав авторов исправить имеющиеся в нем дефекты.
На общем фоне жилых домов, возводимых на ул. Горького, разбираемое решение надо признать неудовлетворительным.
Боковой фасад