Е. ВЕНИАМИНОВ

Проблемы встроенного оборудования

При реализации постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР о генеральном плане реконструкции гор. Москвы особое внимание обращается на улучшение качества жилищного строи
тельства. Достоинства жилого дома в значительной мере связаны с высоким качеством и рациональным размещением встроенного оборудования. Но следует признать, что мы еще не имеем значительных успехов в разре
шении проблемы встроенного оборудования. Ни в типовых проектах квартир, реко
мендованных в свое время Высшим советом Коммунального хозяйства, ни в проектах других организаций вопросы встроенного оборудования не получили должного разрешения.
В новых домах основной акцент делался до сих пор на стенные комнатные шкафы. Обычно предусматривались так называемые универсальные шкафы, якобы приспособленные для любых нужд, при чем жилец должен был сам определять их назначение. От
дельные попытки полного оборудования комнат встроенной мебелью в Ленинграде массового распространения не получили.
Архитекторы, как правило, не интересовались этим вопросом. Большинство кухонь, передних, ванн в новых домах не имеет или почти не имеет встроенного оборудования. Что же касается стенных шкафов, то устанавливались они в значительной мере случайно, лишь с целью декорирования вы
ступавшей столбовой конструкции или для заполнения ниш между приставными венти
ляционными коробами. Вследствие этого, стенные шкафы в наших домах обычно не
имеют необходимых габаритов, они недостаточно широки и глубоки. Шкаф глуби
ной в 25 см почти невозможно использовать, а гардероб шириной в 50—60 см требует установки дополнительного гардероба для размещения белья и верхнего платья.
Также неупорядочен и вопрос о размещении шкафов в плане самой квартиры. При проектировании 3—4-комнатной квартиры
архитектору обычно не известно, сколько в ней будет жить семей, как будет использована каждая комната. С этим также в значительной мере связано отсутствие целевого назначения для каждого шкафа.
Качество нашего встроенного оборудования было до сих пор весьма низко, что в основном объяснялось дефицитом высококачественной древесины. Совершенно отсутствовали стандарты встроенного оборудования.
Оборудование квартир в Западной Европе и Америке показывает, каких прекрасных результатов можно добиться, проработав все элементы встроенного оборудования и ос
новательно продумав размещение его в плане квартиры.
Встроенное оборудование в этих странах (это особенно относится к Америке) исклю
чительно компактно и объединено в одно целое. Так, к обвязке зеркального шкафчи
ка ванной еще на фабрике прикрепляется электроарматура. Отдельные мелкие шкафчики в кухне объединяются одной крышкой и подставкой в один шкаф. Шкафы имеют специальные держалки для галстуков, для обуви, специальное место для головных уборов и т. д.
Вместе с тем на Западе, в особенности в Германии, имеются и отрицательные примеры, например: немцы делают отдельные
шкафчики для перчаток, щеток, хозяйствен
ных предметов и т. д. Такой рафинированнофункциональный подход к встроенному оборудованию мы, несомненно, должны отвергнуть.
Как же решать вопрос о встроенном оборудовании? Снабжать ли все комнаты раз
личными шкафами, гардеробами, буфетами,
книжными шкафами и т. д., размещенными в стене? Опыт показал, что такой огульный подход к вкусам и нуждам жильцов новых домов неправилен.
В практике московского жилищного хозяйства довольно часты случаи, когда жильцы заставляют своей мебелью стенные шкафы (обычно в столовых или кабинетах). При очень развитом оборудовании всех подсобных помещений и частично спален в американском строительстве совершенно не при
меняется встроенная мебель в столовых, кабинетах и гостиных.
Совершенно ясно, что, применяя во всех без исключения помещениях встроенное
Встроенные шкафы американского образца