На дошкольника, а часто и на школьника до 10 лет, полнометражная фильма не доходит в целом; они редко следят за сюжетным развертыванием картины, принимают только отдельные мо
менты, связывая их по-своему в целое, отсюда и разница в изложении одной и той же картины у школьника и дошкольника.
Дети любят кино больше, чем театр, цирк и другие развлечения, сильно поддаются его воздействию. Сама динамика кино соответствует природе ребен
ка, отсюда и тот интерес, какой дети проявляют к кино.
Этот интерес и нужно целесообразно использовать в деле воспитания и образования ребенка. В этом и заключается основная задача детской фильмы.
Последние два года вопрос о детской фильме начинает привлекать к себе внимание общественных и педагогических кругов. Важность и значение кино для детей всем стали ясны, теоре
тически им начинают интересоваться все больше и больше. Но осознать и оценить все воспитательное и педаго
гическое значение детской картины мало.
Мало ограничиться тем, чтоб указывать на положительные стороны детского кино.
Надо еще и действовать, т. -е. претворять осознание в практику повседневной жизни.
Что создано в этой области до самого последнего времени? Каковы результаты? Имеем ли мы хорошую детскую фильму?
На все эти вопросы приходится ответить отрицательно.
Третий сезон организуются детские воскресные утренники в целом ряде кино-театров Москвы и провинции и третий сезон не сходят с экрана Мери, Джекки и Педжи, герои картин загра
ничной продукции, картин с чуждой идеологией и малопонятным, для нашего зрителя, сюжетом.
Были попытки сделать свою детскую фильму, но удачными их назвать нельзя.
Фильмы делались случайно, без строго продуманной целевой установки, не
известно для какого зрителя — не то для взрослого, не то для ребенка — так, чтоб волки были сыты и овцы целы.
Сейчас как никогда чувствуется острая нужда в создании своей фильмы, не случайной, а продуманной, педагогически обновленной, отображаю
щей быт нашего ребенка, жизнь школы, своего героя.
Еще год тому назад вопрос о детско-школьной ленте был поставлен Наркомпросом в порядок дня и признан очередной задачей.
Художественный Совет по Делам Кино при ГПП обратился ко всем членам секции по Детскому и Юноше
скому кино с предложением обратить особое внимание на создание детских и научных лент.
Практические мероприятия: 1)
1. Необходимо сделать анализ количества и качества картин для детей и
1) Приводятся самые важные.
юношества, как советского, так и заграничного производства (художественных и научных) и сделать соответствующие выводы.
5. Разработать ряд тем для детских фильм.
6. Наметить конкретные мероприятия по созданию хороших сценариев картин для детей.
7. Наметить практические шаги по изучению запросов и интересов детского зрителя.
Это, повторяем, предложено было год тому назад, а... воз и ныне там.
Что было сделано? — Разберем по пунктам.
1. Анализ количества и качества картин. Выводы.
Просмотровая Комиссия Детско- Юношеской секции при Художествен
ном Отделе ГПП просмотрела все, что имелось в Совкино пригодного для детского зрителя как советской, так и заграничной продукции. Отобрано око
ло 170 лент, художественных, научных, хроники, но пускать их в прокат для детского зрителя без аннотированного списка с тематической группировкой нельзя. Картины, за малым исключе
нием, с натяжкой пригодны для юного зрителя и даются только потому, что кроме нечего дать, а спрос большой.
Комиссия по Детско-Юношескому Кино при Художественном Отделе ГПП обещает в ближайшее время выпустить специальную брошюру с аннотациями и вводными методическими статьями по организации и проведению детских кино-сеансов и использованию детского кино-репертуара.
5 и 6. Тема и сценарии детской картины.
Сделано катастрофически мало.
На фабрики Совкино и Межрабпом- Русь поступает не мало детских сце
нариев, либретто и тем, но все они не пригодны, доказывают полное незнание юного зрителя, и лишний раз за
ставляют обратить особое внимание на изучение детского зрителя.
7. Изучение детского зрителя.
Это корень. С него и нужно было бы начинать.
Как велось изучение детского зрителя?
Оно шло, главным образом, по линии изучения письменных и печатных ма
териалов, рецензий, отзывов и т. д. Делались попытки изучения зрителя путем анкет.
Так АРК, в лице своей детско-школьной секции, производила этим путем в прошлом сезоне утренников неоднократные обследования. Результаты получились более чем удовлетворительные. Материал был собран очень интересный, но, к сожалению, проработан слабо.
В этом сезоне Социологический кабинет АРК ведет учет детских утренников путем записи поведения зрительного зала во время прохождения той или иной картины (запись реплик, возгласов, отдельных замечаний по содер
жанию, смеха), отмечая одновременно соответствующую часть и монтажный кусок картины. Собираются мнения в
школьных кино-кружках. Сейчас можно уже сказать, что материал есть доста
точный для того или иного вывода, нужно только этот материал сконцентрировать в одном месте. Было-б целе
сообразно сделать это при Комиссии по Детско-Юношескому кино в Худо
жественном Отделе ГПП, где серьезно приняться за проработку собранного материала.
Теперь же, не оставляя этой работы, перейти к более углубленным методам, т. -е. к созданию специальной лабора
торной обстановки работы. Взять под наблюдение одну — две постоянных и определенных аудитории и самым тща
тельным образом изучать, как реагируют дети на ту или иную фильму. Серьезно отнестись к изучению детского зрителя через школьные кино-кружки.
Так шаг за шагом будет накопляться интереснейший материал, который ля
жет в основу важнейших выводов и поможет созданию полноценной детской картины.
Уже теперь, на основании того, что есть, можно приниматься за создание детской фильмы, не случайной, а обо
снованной на выводах двухгодичного изучения детского зрителя.
Фабрика „Межрабпом-Русь“ первая пошла навстречу запросам малышей и ставит 3 короткометражных мульти
пликационных картины для дошкольников.
Это надо всячески приветствовать. Возникает только вопрос: почему все три для дошкольников? Ведь преобладающее большинство зрителей кино-утренников—школьники, и целесообразнее было бы делать ту же мультипликацию для них.
Установки на дошкольника, вообще, делать нельзя, потому что педагогами признана вредность кино для дошкольника: вырабатывается проект запрещающий детям до 8 лет посещение кино.
Будем надеяться, что картины, сделанные с установкой на дошкольника будут интересны и школьнику, хотя бы первых трех групп I ст., и что „Межрабпом-Русь“ от первого опыта перей
дет к широкой работе по созданию детско-школьной фильмы.
Из всего сказанного выше ясно: проблема новой детской фильмы велика, как велико количество различных вопросов — теоретического, методологического и практического порядка.
Но если проанализировать только основное и наиболее важное, будет видно, что существует „три кита“, на которых будет строится детская фильма.
1. Изучение детского зрителя.
2. Плановое руководство процессом создания детской фильмы со стороны идеологических органов (НКП).
3. Конкретное привлечение кинопроизводственных организаций к работе над детской фильмой.
Вопрос назрел, надо не теряя времени приступать к его разрешению.
Т. Крживоблоцкая