Поточную систему —

в массовое строительство

Декабрьское совещание строителей и архитекторов г. Москвы и VI пленум Правления Союза со
ветских архитекторов подвели первые итоги опыта поточно-скоростного строительства, осуществляемого Моссоветом по инициативе академика архитектуры
A. Г. Мордвинова. В обсуждении докладов на VI пленуме участвовали представители Ленинграда, Харькова, Донбасса, Сибири, Армении, Грузии, Урала и других областей, районов и республик Советского Союза.
Исключительный интерес к вопросам поточноскоростного строительства, осуществляемого в столице, подтвердил всю важность указаний товарища
B. М. Молотова с трибуны XVIII съезда ВКП(б) о том, что «успехи этого опыта в Москве должны быть перенесены в другие города».
И в работах совещания, и в резолюции VI пленума отражено единодушное мнение строителей и ар
хитекторов о том, что метод поточно-скоростного строительства целиком себя оправдал, что этот ме
тод является на сегодня лучшей, высшей формой стахановской работы коллектива архитекторов и инженеров, мастеров и рабочих на стройке. Добиваться перевода всего массового жилищного и куль
турно-бытового строительства столицы на поточную систему; неуклонно работать над дальнейшим совершенствованием этой системы, над созданием лучших проектов, лучших типовых конструкций и деталей; добиваться предельного использования мощ
ностей механизмов и резервов промышленности стройматериалов — такова на сегодня главнейшая задача архитекторов, строителей и руководителей заводов строительных конструкций и деталей.
Проектирование массового жилищного строительства должно быть основано на использовании лучших типов широких многоквартирных секций, даю
щих наибольшее количество жилой площади при соблюдении всех требований удобной планировки, санитарного благоустройства и полноценной внешней архитектуры. Работу, начатую в этом направ
лении Управлением проектирования и Управлением жилищного строительства Моссовета, необходимо всемерно развивать.
Проектирование для массового поточного строительства должно основываться на всестороннем изу
чении возможностей строительной индустрии и ее резервов. Архитектор должен знать, какими стан
дартными элементами он может располагать, какими механизмами и какими машинами будет обеспечено строительство. Без такой увязки проекта с организацией и производством работ проектирование мас
сового, поточного строительства не даст нужных результатов.
Вместе с тем нельзя исходить из «сегодняшнего дня» нашей промышленности. Работа архитектора должна влиять на постоянный, непрерывный про
гресс строительной промышленности. Нужно свое
временно и неуклонно влиять на развитие новых производств, на выпуск новых материалов, на производство новых, рациональных конструкций и стройдеталей.
В своей повседневной работе над проектом мастерская должна быть теснейшим образом связана с будущими строителями и с заводами-поставщиками. В этом отношении работа мастерской академика архитектуры т. Мордвинова (гл. инж. т. Красильни
ков) является хорошим примером для других коллективов и проектных мастерских.
Архитекторы Б. Н. Блохин и А. К. Буров (Проектная мастерская Треста блочного строительства) сумели показать в своих проектах, какие огромные творческие возможности и какие богатые резервы индустриализации таят в себе архитектура и строительство жилых зданий из крупных блоков. Необ
ходимо в полной мере реализовать инициативу этих архитекторов-новаторов и по-настоящему двинуть вперед массовое строительство из крупных блоков.
Качество технического проекта, качество рабочих чертежей — строительных и монтажных — в значительной степени предопределяет качество будущего
жилья и темпы строительства. Культура проекта поэтому должна быть поднята на исключительную высоту. От культуры рабочего проекта в немалой степени зависит успешная борьба с «допусками», нередко ведущими к переделке уже выполненной ра
боты или к переделке заготовок, выполненных для монтажа санитарно-технического и иного оборудо
вания. Культура поточно-скоростного строительства несовместима с подобными явлениями.
И архитекторам, и строителям, а также работникам заводов стройдеталей и конструкций необходимо постоянно помнить ответственную задачу, воз
ложенную на них решениями XVIII съезда ВКП(б) по докладу товарища Молотова: «определить на
третью пятилетку рост производительности труда в строительстве на 75 процентов и снижение стоимо
сти строительных работ к концу третьей пятилетки на 12 процентов против уровня конца второй пятилетки».
Для успешного разрешения этой задачи необходимо добиться, в первую очередь, предельного использования механизмов в строительстве. Этой задаче должны быть подчинены соображения проекти
ровщиков при выборе оптимальных размеров и веса сборных конструкций, монтируемых с помощью ме
ханизмов. Этой задачей должны руководствоваться строители при проектировании методов организации работ на всех этапах строительства. Нет нужды до
казывать роль стахановского движения и в особенности соревнования строителей-механизаторов в раз
решении важнейшей народнохозяйственной задачи поднятия производительности труда и снижения стоимости строительства.
Семьдесят пять процентов всего жилищного строительства по плану реконструкции столицы осущест
вляют в Москве различные наркоматы и ведомства. Распыленное среди множества мелких строительных организаций и среди огромного числа заказчиков, это строительство до последнего времени остава
лось без единого централизованного руководства и
без активного, организующего влияния со стороны органов Московского Совета.
Приказ наркома по строительству т. Гинзбурга о создании специальных трестов по жилищному строительству в Москве кладет начало упорядочению ведомственного строительства. Ведомственное жилищ
ное строительство должно иметь централизованное руководство со стороны Наркомстроя как в области проектирования, так и в области производства работ. Типизация и поточно-скоростные методы двинут это строительство вперед гигантскими шагами.
Исключительно важное значение имеет создание индустриальной базы для ведомственного строительства. Наркомстрою необходимо объединить разбросанные по разным наркоматам подсобные предприя
тия, установить для них единый производственный план и централизовать снабжение их сырьем. В частности, заводы треста «Строитель», Павшинский за
вод железобетонных изделий Наркомата промышленности стройматериалов и целый ряд других заводов могут и должны быть целиком приспособлены для массового обслуживания скоростного ведом
ственного строительства типовыми индустриальными стройдеталями.
До сих пор остается ненормальным положение с культурно-бытовым строительством. Здесь попрежнему недооценивают значение поточной системы в поднятии культуры, темпов и качества строитель
ства, не заботятся о внедрении этой системы и не только не поощряют работу энтузиастов поточноскоростных методов, а подчас проявляют к ним не
чуткое отношение. Между тем, в строительстве школ, детсадов и яслей поточная система должна дать наиболее благоприятные результаты.
Неустанно, повседневно работать над освоением поточно-скоростных методов, над внедрением поточной системы в массовое жилищное и культурно-бы
товое строительство — такова основная задача строи
телей, архитекторов и работников промышленности стройматериалов и стройдеталей на 1940 г.