ВСЕСОЮЗНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
Арх. Л. О. ГРИНШПУН

Площадь Механизации на ВСХВ

Площадь Механизации в архитектурном ансамбле Всесоюзной сельскохозяйственной выставки занимает главенствующее положение после главной площади Колхозов.
Подводящая аллея, перспектива которой централизована монументальной статуей Сталина, стоящей в середине площади, уже издали говорит зрителю о собирающей композиции площади Механизации, об ее узловом значении в организации всей тер
ритории выставки. Ориентирующими осями архитектурного ансамбля площади являются две главные магистрали объединяемого ею района выставки: основная ось — аллея, ве
дущая с площади Колхозов к павильону Механизации, и вторая — направление, пер
пендикулярное главному — к разделу «Новое в деревне» — Мичуринский сад.
Форма площади — восьмиугольник с акцентированными четырьмя взаимно противоположными сторонами. На площади уста
новлен грандиозный монумент Сталина (работа скульптора С. Д. Меркурова), четырехгранный постамент которого явно подтвер
ждает доминирующие четыре направления осей композиции ансамбля.
Развивающийся от постамента стилобат имеет в плане в основном квадратную форму, срезанную по углам. В композиции пло
щади он является переходным звеном от
квадрата к правильному восьмиграннику; от четырехгранного постамента он отсылает наш взгляд к ограничивающей восьми
гранной застройке площади, обрамляющей форму плана.
Подобный прием весьма логичен и интересен. Хуже обстоит дело с выражением формы площади и самой ее застройкой. Совершенно бесспорным является то положе
ние, что застройка, окружающая площадь, должна выражать форму ее плана. Здесь же мы сталкиваемся с чередованием объемов и
Павильон Механизации. Арх. В. С. Андреев и И. Г. Таранов.