Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

новый зритель

10 июня 1928 года

Орган Мосгубполитпросвета и УМЗП

Москва, 9, Страстная пл., 2/42. Теа-кино-печать. Телефон 73-86- Прием в редакции по средам от 1 до 3 ч. дня.

№ 23/24

Ещё о Больом театре *

Заключительное слово
«Верно лишь (?!) то, что в Большом театре видимо (?) действительно образовалась некая (?) компактная группа, являющаяся средостением в вопросах энергичного (а не
энергичного хотя бы?—РЕД.) продвижения театра к новому репертуару и выдвижения более молодых сип. Именно на этом фоне объективно (?) выросла особая (какая «особая»?—РЕД.) роль дирижера Голованова».
(А. В. Луначарский).
«Нас упрекают в том, что мы ведем кампанию против одного лица. Но мы знаем, что если нужно что-нибудь уничтожить, следует бить по самому чувствительному месту, Руби голову, и только тогда отвратительное явление будет сметено с лица земли.
Вождем, идейным руководителем интриганства, подхалимства является одно лицо — Голованов»,
(Ячейка ВЛКСМ Госактеатров).
«Данные характеризующие Голованова и роль последнего в Большом Театре, говорят о том, что он чужд общественности, груб, не умеет подходить к использованию молодых сил, отдает известную роль кумовству и, наконец, не намечает путей к обно
влению Большого Театра. В возникающих время от времени конфликтах в Большом Театре, он сплошь и рядом оказывается центральной фигурой, вокруг которой соби
раются группы театральных работников, противопоставляющих себя руководству театром».
(Из постановления Правительственной Комиссии от 2 июня 1928 г.).

„Величайшая несправедливость

В мае 1927 г. на теасовещании при АПО ЦК ВКП(б) А. В. Луначарский в своем докладе заявляет:
«Мы проявляем величайшую несправедливость, когда подходим к певцу, к артисту и говорим ему: «сыграйте нам революционную вещь». Он вправе ответить: «положите мне на пюпитр эту революционную вещь,—я сыграю».
Таким образом, глава ведомства просвещения и искусств продемонстрировал нам то свое твердое убеждение относительно положения дел в на
шей опере которое, конечно, руководит им и в практической политике.
Мы склонны даже предположить, что глава обширного, сложного и многостороннего ведом
ства персонально не обязан знать, что делается на оперном рынке; специалисты, например, говорят следующее:
«За первую четверть нашего века на германских оперных сценах состоялось круглым числом 800 (восемьсот!!!) новых оперных постановок»... «В том же сезоне (1926—27 г. РЕД.) в Гер
мании вновь состоялось 43 (!!) оперных премьеры... Что же мы видим в Большом театре? В ре
пертуаре его текущего сезона находятся всего только четыре оперы, сценический возраст кото
рых не превышает 25 пет... Прогресс Большого Театра фактически закончился с эпохой расцвета творчества Римского-Корсакова и за последние 25 лет не сдвинулся с мертвой точки». (Виктор Беляев, «Современный Театр», № 21).
В дополнение к этому Э. Бескин на страницах «Нашей Газеты» заявляет:
«Нет новых опер? Неправда. Германия буквально наводнена новыми операми. Они исчи
сляются сотнями. Пусть многое не ахти на какой высоте. Но есть и интересное. Есть проявившие себя композиторы. Есть отражение индустриаль
ной эпохи в музыке. Вырабатывается новый музыкальный стиль. Что нам показали из всего этого в Большом Театре? Есть композитор Кше
нек, опера которого «Джонни играет» сделала себе уже мировую карьеру, есть Альтан Берг с его

пятый год издания

* Такой заголовок уже был в нашем журнале использован в сезоне 1924—25 года. Долго ли еще следует редакции хранить этот заголовок в «боевой» готовности? Редакция.