«Вопросом чрезвычайной важности для всех, интересующихся просвещением и благосостоянием народа, является наблюдение за тем, чтобы кино занимаюсь культиви
рованием идей, гармонирующих с жизнью и историей нации».
«Кино рассматривается многими, как университет для бедных людей».
Теперь для нас ясны задачи кино: это выражение «духа нации» или «истории нации». Мы бы и не возражали против этого, если бы фильмы продемонстрировали дей
ствительную «историю» величайшей империалистической нации мира. Фильма, рисующая сцены из жизни британского рабочего класса во время и сейчас же после индустриальной революции, показала бы нам, на каких основах дер
жатся «гордое благосостояние и богатство жилищ Англии». Фильма, показывающая восстание в Ирландии, взорванные после революции английскими шпионами железно
дорожные мосты в СССР, и т. д., такая фильма показала бы массам чем в действительности занимаются империалисты.
Агитационной мощью фильмы, ее влиянием и неограниченными возможностями должны не только вплотную заинтересоваться рабочие организации, но и должны быть готовы к тому, чтобы принять участие в интернациональном деле развития кино-производства настоящей агитационной и политической ценности.

Г. АЛЕКСАНДЕР.

Исполком Коминтерна.
Уже в течение ряда лет в капиталистических странах, в особенности в Германии, революционно настроенные элементы, принадлежащие к различным рабочим организациям, пытаются завоевать фильму для дела политичес
ского просвещения и революционной пропаганды среди всей рабочей массы. Эти попытки носят все более упорный характер, в противовес явным тенденциям буржуазного кино-производства сделать фильму объектом национали
стической пропаганды и орудием фашизма, примером чему является в Германии постановка таких картин, как «Фридерикус Рекс» и др.
Постановка и проведение через цензуру революционной фильмы в буржуазных странах — дело нелегкое,
Первая брешь в реакционной твердыне буржуазного кино была пробита русскими фильмами. Эти фильмы показали буржуазному обществу истинное лицо новой России, этапы ее тяжелой неволи и ее быстрого, уверен
ного, чудесного подъема. Официальный кино-мир не обратил внимания ни на первые фильмы из эпохи голода, ни на показ международной организации рабочей помощи первых мировых конгрессов, ни на первые игровые фильмы, как «Чудо солдата Исана» и «Мать и дитя».
Но появившийся в 1921 году «Поликушка» сразу завоевал роскошные залы буржуазных кино-театров. «Дворец и Крепость» и «Аэлита» недолго оставались на экранах больших театров, в то время как в рабочих районах и собраниях больших городов демонстрировался Междуна
родной рабочей помощью ряд небольших игровых фильм агитационного характера.
Сведения о том, какое огромное просветительное и агитационное воздействие имели эти картины, мы полу
чали не только из Германии, но и из Америки и других стран, и повсюду, где они показывались, они раскрывали правду о Советской России.
Я сама была свидетельницей этого воздействия. Под влиянием огромного впечатления от картины «Его призыв», в 1925 г. несколько гимназистов, сыновей националистически настроенных родителей, организовали тайную коммунистическую ячейку, первую ячейку в берлинской «фео
дальной» гимназии, которая существует и развивается по сей день. В этом принимали участие и молодые девушки
из мелкобуржуазных слоев, среди общего революционного подъема жалевшие о том, что они еще не участвуют
активно в коммунистическом движении. До этого они не проявляли никакого интереса к коммунизму.
Конечно, твердыни буржуазных кино-сфер могли быть завоеваны только такими монументальными фильмами, как «Потемкин», «Машинист Ухтомский» и «Мать». Такие шедевры кино-искусства немыслимы в капиталисти
ческом кино-производстве, ибо там отсутствует величие всеобъемлющих переживаний, являющееся основной предпосылкой для артистического выражения и создающее ак
терские кадры, преодолевающие официальную рутину. И это возможно только в Советской России.
Вокруг этих больших русских фильм разгорелась в Германии горячая борьба с реакцией, пытавшейся во что бы то ни стало их запретить. Успехи этой открытой борьбы являются новым этапом в развитии революцион
ного кино. Революционная фильма, без сомнения прокладывает себе новые пути, завоевывает мир!
Сегодня нам нужна монументальная фильма, которая могла бы поддержать нашу борьбу против империалисти
ческих войн, которая могла бы пробить брешь в толще милитаристической травли империалистов, благодаря своим деньгам и власти владеющих кино-производством и отуманивающих пацифистскими и националистическими картинами сознание широких масс.
Успех русской фильмы должен и тут сделаться политическим успехом.

А. ДОСОВ.

Заместитель секретаря ВЦИК.
В противоположность буржуазному кино Европы и Америки, выполняющему функции чисто развлекательные в отношении широких слоев населения и, в конечном счете, сводящемуся к закреплению основ буржуазной морали и правопорядка, у нас — в СССР — кино является огромным фактором культурно-воспитательного характера среди широких масс трудящихся.
Многонациональный Советский Союз, при всем его различии в областях бытовой, хозяйственной и культурной, требует по отношению к населяющим его народам особой обобщающей формы культурного воздействия.
Кино, по самой своей сущности, в силу своих универсальных и доступных всем народам, вне зависимости от различия языков, средств выражения, — в этом отношении является одним, или вернее, единственным способом осущеществления этих задач.
Кино-организациям в условиях Советского Союза, объединяющего на своей территории свыше ста различных национальностей, необходимо в первую очередь обратить свое внимание на отображение жизни и быта народов Союза ССР.
Задачи советской кинематографии — показать на экране правдивую национальную картину, не увлекаясь в этой работе одной лишь внешней декоративностью национального быта республик и областей СССР.
Ю. СЛАВИНСКИЙ. Председатель ЦК Рабиса.
К Х-летию Октября кинематография заняла одно из значительных мест в общей системе нашей работы.
Сеть кино-установок, главным образом, в части рабочих клубов и деревенских передвижек — за последние годы значительно возросла.
Советское кино-производство дало за этот период времени ряд крупнейших фильм, представляющих собою исключительную политическую и художественную ценность. % советских фильм в прокате, еще в 1924 г. состав
лявший только 10—12 % общего прокатного фонда, в общем, составляет теперь до 50 % всего фонда.