восстановительный. Этот период, по мнению докладчика, можно назвать периодом охранительноэкспериментальным для театра.
О одной стороны, нужно было сохранить ценнейшие достижения старой культуры, с другой— экспериментировать в области нового революционного театра.
Теперь же положение изменилось. Материальное положение рабочего класса улучшилось, а вместе с этим значительно выросли и культурные запросы широких масс. Этим также можно об  ленить и то широкое внимание, которым а по
следнее время пользуется театр со стороны всей нашей общественности.
— В чем же состоят сейчас задачи театра Основная задача, это — изменение направления театра в сторону пролетарскую, социалистическую. В связи с этим, встает вопрос о роли ста
рого театра. Речь может итти не о ликвидации
старого театра, а о том, чтобы всю материальную базу старой культуры,—а одной из сильнейших баз этой культуры является театр,—переправить, направить по другой линии. Эту задачу сможет выполнить своим влиянием, давлением, активной критикой господствующий рабочий класс. А что старые театры способны дать нам новый, близкий к современности репертуар, об этом свидетель
ствуют те новые постановки, которые мы имели за последний год в большинстве театров. Даже
в провинции чувствуется значительный сдвиг в нашу сторону.
В театрах идет сейчас классовая борьба, театр находится под известным влиянием мелкобуржуазных, нэпманских элементов. В этом заключает
ся опасность. Но в наших руках такие могучие орудия воздействия, как пролетарское обще
ственное мнение, печать, критика и государственное руководство.
Эти моменты гарантируют нам возможность активного пролетарского влияния на театры, воз
можность переделки старых театров в том духе, как это желательно и нужно рабочему классу.
Вместе с переделкой старого театра, рядом с театром Станиславского и Таирова, создан аги
тационный театр, театр революционного плаката,
и другой—с более серьезным содержанием. Однако, нас не может удовлетворить одна только голая агитка, простое словоговорение. Нужна художественная агитация.
В отношении клубного театра ив. Кнорин считает, что нужно поднять общественное мнение
вокруг повышения качества клубных постановок и искания новых путей клубного театра.
Необходимо, наконец, усилить влияние на молодые кадры работников театра и усилить обще
ственное воспитание театральной молодежи. Эту задачу могут и должны выполнить государственные и, в первую очередь, проф-организации.
ПРЕНИЯ
Основной вопрос, вокруг которого сосредоточились самые горячие споры, это—об отношении к старым (академическим) театрам и о месте и значении новых революционных театров. Отдель
ные товарищи считают, что Наркомпрос не по заслугам покровительствует старым театрам, не уделяя должного внимания революционным мо
лодым театрам. Академические театры за 10 лет революции не приблизились достаточно заметно к современности, к советской общественности.
В некоторых академических театрах господствует мелкобуржуазная, националистическая стихия, а в одном, очень известном и ценном театре, находят себе место яркие проявления Мистических настроений.
Молодые, идеологически здоровые театральные силы не находят необходимой поддержки.
Тов. Керженцев находит положение наших театров неблагополучным. Его удивляет странное отношение к революционному театру. Почему всесоюзным съездам преподносят такие вещи, как «Эсмеральда», «Дон Кихот» и т. п., а не «Штормили другие революционные спектакли? Академи
ческие театры если и делают новые постановки, то тоже в реакционном толковании. Надо лучше выполнять заветы Ленина об использовании спе
циалистов. А театральных специалистов мы еще мало использовали в интересах пролетариата.
Тов. Мандельштам (МК ВКП(б) считает, что Наркомпрос хорошо охранял старые театрально
„ РЕВИЗОР В ЛЕНИНГР. ТЕАТРЕ ДОМА ПЕЧАТИ
Городничий — Тимохин
Анна Андреевна — Мансветова Хлестаков — Горбунов
Земляника — Лехницкий