Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

НОВЫЙ ЗРИТЕЛЬ 21-го февраля ОРГАН МОСГУБПОЛИТПРОСВЕТА и УМЗП

1928
Москва VI, Каретный ряд 3. Телефон 48-04 ПЯТЫЙ ГОД ИЗДАНИЯ

№ 8

СОЮЗ ШТЫКА и ИСКУССТВА

Статья т. Н. Подвойского
Союз штыка и искусства образовался почти с первых месяцев организации Красной Армии. В скорости после своего образования, советская масть призвала революционных добровольцев из рабочих и крестьян защищать РСФСР от иностранных интервентов и внутренних контррево
люционеров. В армию пошли лучшие, наиболее сознательные и активные представители рабочего класса. Они принесли с собой в казарму первые проблески культуры, освобожденной от капитали
стического строя. В них горела мысль построить новое общество, основанное на идеях братства, товарищества, красоты и свободы. Такие солдаты не могли жить в казарме без искусства. Они, истинные любители искусства, призывали к себе представителей его. И в казарму пошел актер, музыкант, художник.
Работники искусств начали строить свой союз с Красной Армией с самого начала ее организации.
Сперва они работали в армии исключительно из-за хлеба насущного, из-за продовольственного
пайка, который они получали за художественное обслуживание красноармейцев. Только позднее этот союз стал строиться уже на основе понимания социальной роли Красной Армии.
Солдатский паек приблизил работников искусств вплотную к Красной Армии, позволил вглядеться в ее сущность, позволил понять и пра
вильно оценить смысл, роль и значение Красной Армии.
В Петрограде, в Москве и в других городах, испытывая голод и холод, художники расписы
вали стены старых казарм и преобразовывали эти тюрьмы мысля и корпуса угнетения и выко
лачивания всех человеческих свойств и чувств— в жилища новой Красной Армии.
Артисты в тулупах и валенках выступали перед красноармейцами, приобщали их к искусству, поднимая и оформляя лучшие переживания и настроения у первых воинов Республики трудящихся.
Музыканты в пальто и башлыках замерзшими руками находили в струнах и клавишах звуки, призывающие к жизни, напряжению и труду.
Певицы и певцы пели рабочим и крестьянам не о похоти и плоти в раздражающих сладо
страстных образах приторных романсов, а новые песни о коллективном напряжении, коллективном усилии. Это были песни, взятые от самого народа, ню претворенные высшим напряжением искусства и с любовью и благодарностью возвращенные народу, который шел творить великое народное дело—защищать Союз трудящихся.
Эшелон за эшелоном потянулся из казарм на фронт. Эскадроны, батареи, полки сложились в бригады, дивизии, армии.
Актеры, музыканты, художники, которые до того работали в казармах, которые как бы то
чили острием искусства пазы штыков и чистили огнем своего энтузиазма жерла пушек, последо
вали за бойцами на фронт и в вагонах разъезжали с позиции на позицию, превращая лагерь подготовки к бою в импровизированную сцену, и, со
здавая радостное, бодрое настроение. Они пели, играли, писали знамена и плакаты накануне боев.
Возбужденный искусством штык разил на
смерть старое, гнилое, отвратительное. В союзе со штыком кисть, звук, слово, музыкальный ин
струмент творили новую радостную свободную жизнь, новое свободное искусство.
Наши казармы—школы образования и воспитания красноармейцев, наши военные школы и академии—лаборатории командиров коммуны. Ка
кая же может быть школа без искусства, какое же социалистическое воспитание без художников.
Допризывники, воспитанные под музыку на площадках Всеобуча, не могут жить без всего это
го и тогда, когда их призывают в казармы. В дни и часы отдыха красноармеец зовет к себе актера, музыканта. В вечерние часы он идет в драматический, музыкальный и художественный кружок.
Красная Армия росла и крепла. И когда армия стала посылать для усовершенствования и обуче
ния лучших красноармейцев в военные школы и героев командиров в военные академии, то крас
комы позвали актеров, художников и музыкантов к себе в клубы для углубления и расширения своего воспитания и через искусство.
Краоные командиры и артисты должны друг друга воспитывать, друг другу помогать. Край
ком показывает артисту высочайшее искусство— жертвовать своей жизнью для защиты Советского Союза, который стремится, чтобы вся красота, гармония, все звуки, все искусство было в руках рабочих и крестьян не только в СССР, но и во всем мире. Артист учит крайкома понимать красоту, гармонию, доставляет ему высочайшее наслаждение.
Разметавши внутренних врагов, выгнав чужеземную погань за пределы своей великой свобод
ной страны, красноармейцы и командиры засели за учебу, углубились в образование. Глубокую культуру куют они в мирной обстановке. Актеры, художники и музыканты идут к ним на помощь и вместе куют великий союз искусства и штыка.
Социальное значение этого союза огромно.
Соединяясь с Красной Армией, актеры перестают быть отвлеченными певцами «для всех народов», а становятся острым мечом класса и, как весь класс, выполняют по своей специальности задачи, которые выдвигает на очередь строющаяся новая жизнь.