Этим мероприятием обеспечивалось снабжение нашего рынка необходимыми недостающими фотоизделиями в случае неравномерного развития от
дельных отраслей нашей фото-промышленности; точно так же этим устранялась возможность срыва работы уже развернувшихся ее частей в силу не
достаточного сбыта, обусловленного отсутствием промежуточных звеньев. Этот момент является су
щественно важным. К нему нам еще придется возвратиться.
Чтобы покончить с вопросами, привходящими к задаче организации и развития фото-производства, необходимо несколько остановиться на взаимо
отношениях фото и кино. Последние две фотокино-конференции (профсоюза Рабис и ОДСК) показали, что львиная доля вопросов, затрагивав
шихся на этих конференциях, касалась кино (свыше 95 %) и, главным образом, постановки картин (фильмпроизводства) с их показом. Это — громадная область приложения человеческого труда со своими спе
циальными требованиями, с собственным обширным бюджетом (главным образом, — постановочным) и с огромными перспективами. Не наша задача заниматься рассмотрением всего этого. Наше дело отме
тить, что вся большая область производства картин и дальнейшее их использование связаны с фотопромышленностью и ее продукцией так же, как обычный потребитель, покупающий коробку пла
стинок и пачку бумаги. Разница только в масштабе. В довоенный период размер потребления фильмпроизводством фото-продуктов составлял около
15 % от всего фото-производства, отдавшего остальные 85 % своей продукции чистому фото-потреби
телю во всех его разновидностях. В настоящее время это соотношение, несмотря на голодные нормы снабжения фото-работников, вряд ли изме
нилось в пользу кино, а, при улучшении снабжения, надо полагать, в виду вовлечения в фото-работу широких масс, доля кино еще более снизится. Эти соображения нужны нам для определения удельного веса главных потребителей продукции советской фото-промышленности.
С другой стороны, преобладание вопросов кинематографического характера на этих конференциях указывает на малую сорганизованность фото-работ
ников, но этот момент должен быть рассмотрен совершенно независимо от затрагиваемой здесь темы.
Что должна была дать фото-промышленность? Она должна была дать пополнение естественной убыли фото-аппаратуры в стране и снабжение ею же растущего кадра молодых фото-работников. Она должна была дать все необходимые эксплоатацион
ные материалы для всей уже имеющейся и вновь вырабатываемой аппаратуры. Она должна была дать все вспомогательные приспособления и материалы для той же цели.
Все это фото-промышленность должна выполнить и сдать потребителю в таком виде и такого качества, которые не отодвигали бы нас чрезмерно да
леко от современных успехов за границей, избавляя
тем самым от необходимости проходить этапы, уже забракованные там жизнью или пользоваться умершими образцами.
А что сделала фото-промышленность? — Приступила к созданию производства фото-бумаги и выпустила первые партии ее крайне неоднородного
качества. Правда, задача трудная, но не неразрешимая, как мы видим на отдельных примерах. Производство фото-пластинок восстановлено в за
метных размерах. Качество пестрое, но в среднем удовлетворительное, однако, требующее приспособляемости к материалу, а не обратно, как это нор
мально бывает, когда материал вырабатывается стандартного качества.
Однако, и с этой продукцией вышло недоразумение, как видно из доклада представителя ВСНХ от Фото-Кино-Треста на упоминавшихся двух конференциях. Речь идет о производстве фото-пласти
нок. Как это ни странно, при голодном снабжении страны этим продуктом, на-лицо опасение возможности заминки в сбыте этой продукции (объясняемое недостаточным вниманием постановке производства фото-аппаратуры, как проводника пласти
нок). Это обстоятельство является как-раз одним из тех моментов, которые предусматривались со
ображениями сохранения импорта в достаточном размере в случае тех или иных причин, нарушающих плановость работы нашей фото-промышленности.
Так как вопрос создания своего, советского фото-аппарата немедленно решен быть не может, а потребует значительного периода времени (до года, а в отдельных случаях и более), то неуди
вительно, что без притока извне необходимой аппаратуры это обстоятельство задержит здоровый рост пластиночного производства, несмотря на то, что вопрос о срочной необходимости производства фото-аппаратуры был поставлен своевременно два года тому назад.
Не останавливаясь на подобного рода нарушениях плановости работы, зависящих часто от целого ряда причин, иногда лежащих вне воли исполнителей (например, недостаток средств), — для даль
нейшего уточнения нашей задачи посмотрим, из каких элементов слагается тот ассортимент фотоизделий и материалов, который обеспечит кадры наших фото-работников всем им необходимым.
Ассортимент этот можно подразделить на следующие три основные группы:
I. Аппаратура, позволяющая производить самую
съемку
Сюда входят: 1) оптика,
2) собственно аппарат с его принадлежностями, 3) всмомогательные приспособления для съемки.
II. Эксплоатационные материалы
Включают:
1) фото-пластинки, 2) фото-бумагу,
3) химикалии для негативного и позитивного процессов.
III. Принадлежности и материалы вспомогательных устройств
1) оборудование темной и светлой лабораторий, 2) увелчительные и иные специальные устрой
ства,
3) вспомогательные материалы.