Этот ассортимент потребительского подразделения может быть разбит на две производственные группы: механическую (включая и оптику) и химическую. Об условиях, которым должен удовле
творять каждый из видов этих изделий с учетом всех особенностей их как в пользовании, так и в производстве, мы побеседуем в следующих статьях, в которых группы изделий механического и химического характера будут рассмотрены, как самостоятельные.
В упоминавшихся докладах на конференциях представитель ВСНХ указал, что производство фотооптики поручается Тресту Оптико-Механического Производства (Государственный Оптический Завод), а производство фото-аппаратуры — Тресту Точкой Механики. Таким образом, наша фото-промышлен
ность далее пойдет, очевидно, по трем руслам, считая к этому Фото-Кино-Трест (ФКТ, ТОМП, Точмех), под эгидой двух директоратов ВСНХ (хим. и металл-директораты). Несомненно, деятельность обоих директоратов в этой области будет и должна быть объединена каким-либо руководящим органом в самом ВСНХ. Итого шесть инстанций — три подготовляющих и технически-исполняющих, две пла
нирующих и одна руководящая (если последняя будет как-либо устранена, то все же их будет пять). Это для одной и той же отрасли промышленности, разнообразная продукция которой должна быть тесно согласована между собой, как звенья единой цепи, достаточно тонкой и деликатной.
При создании Фото-Кино-Треста была заложена мысль единого руководства фото-промышленностью: согласование звеньев происходит внутри исполнительного аппарата, директорат — руководяще-планирующий орган; итого инстанций две.
Если прикинуть размер накладных расходов, вызываемых одним штатом: первой — диференциальной системы по сравнению со второй — систе
мой единого управления, то размер этих расходов, по всей вероятности, будет не в пользу первой из них. Если же принять во внимание волокиту (хотя бы и невольную), трения, несогласованности, число согласительных заседаний и прочие прелести диференциации в отношении тех же накладных
расходов, то можно себе представить, как затрещит карман фото-потребителя.
В практике мировой фото-промышленности есть опыт и в том и в другом направлениях. Как принцип центральных организаций, так и децентрализация производств имеют там достаточное число образцов. Однако, то обстоятельство, что наиболее круп
ные предприятия Америки, Англии, Франции, Германии находятся в группе централизованных — говорит за то, что эта форма наиболее благоприятна для такого рода об единений. Из них — американская фирма „Истмен-Кодак“, крупнейшая фотографиче
ская фирма мира, представляет собою образец, наиболее отвечающий по своей организации условиям работы у нас в Союзе. Специальные кор
рективы окончательно подгонят подобную „систему единого управления к нашим условиям. Это — с организационно-экономической точки зрения.
Есть и другой момент в этом деле, настоятельно указывающий на выгодность подобной системы — это наша бедность в данной области научными и производственно-техническими силами не только
высокой квалификации, но даже средне-техническим персоналом. Единая организация позволит использовать эти незначительные кадры фото-производственников с наибольшей целесообразностью и поль
зой. Этот момент может колоссальным образом повлиять на развитие нашей фото-промышленности при том или ином его решении. Здесь должна быть проявлена сугубая осторожность.
Насколько велика острота этого вопроса, видно из того, что в Фото-Кино-Тресте есть только 3—4 специалиста, руководящих производством фото-пла
стинок, а это более чем мало. В ВСНХ нет и того. Чтобы не показаться голословными, сошлемся на доклад того же ВСНХ на упоминавшихся уже конференциях. 1) Между тем, небольшой запас наших
специалистов (есть такие! ) не привлечен к этой серьезнейшей работе и их научная эрудиция, гро
мадный опыт, приобретенные упорной работой всей жизни и оцененные даже за границей, хотя бы печатанием их научных трудов, не использованы
в той мере, как это надлежало бы нашей молодой фото-промышленности. Очевидно, этот вопрос подлежит в корне пересмотру.
Что же именно надлежит делать далее, чтобы выйти из создавшегося положения?
В области общей и организационной части, согласно изложенного, следует наметить следующие мероприятия:
1) Восстановить фактическую деятельность Фото-Кино-Треста, как организации, объединяющей все виды фото-производства, и подтвердить независимость этой отрасли промышленности от фильмпроизводства.
2) Поручить Фото-Кино-Тресту приступить
в срочном порядке к проработке вопроса о производстве фото-аппаратуры, на основе постановления 1 Всесоюзной Фото-Кино-Конференции профсоюза Рабис.
3) Принимая во внимание новизну дела производства фото-аппаратуры, ввести общественный контроль по вновь вырабатываемым моделям фотоаппаратуры до пуска их в производство, с привле
чением компетентных крупных общественных фотоорганизаций.
4) Объединить в ВСНХ управление делами фотопромышленности в одном органе, независимо от принадлежности производства к механическим и химическим (включая в это число и оптику).
5) Привлечь научные и технические силы, работающие специально в области фото-производства, к практической работе по организации, производству и развитию фото-промышленности.
6) Создать при Фото-Кино-Тресте научную
организацию для проработки теоретических вопросов в области фото-производства по типу Истменовского Испытательного Института в Америке.
7) Гарантировать достаточное получение фотоаппаратуры из-за границы до момента массового выпуска аналогичной советской продукции.
Инж. С. СЕБРЯКОВ
1) См. статью „Доклад и действительность — „Советское
Фото 1928 г. № 3, стр. 99.