НАША АНКЕТА
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВЕТСКОЙ кинематографии
НАША АНКЕТА
Я. Н. ДРОБНИС
Заместитель председателя малого Совнаркома
Нашей актуальной задачей является сейчас необходимость изжить кризис, существующий в раз
витии нашей кино-промышленности. Этот кризис определяет и вопросы сбыта нашей кино-продукции.
В плане внутреннем у нас господствует полная неравномерность продвижения и сбыта наших кино-картин, выражающаяся в предельном насыще
нии одних районов и оставлении без внимания ряда других.
Вопросы экспорта наших картин за границу, т. е. вопросы создания экспортной картины, также недостаточно разработаны. За границей существует спрос на картины, показывающие наш советский быт и хозяйственное строительство. Наша кинопромышленность должна производить фильмы, от
ражающие суть нашей идеологии. Эти фильмы могли бы заинтересовать и пользоваться огромным успехом у западного пролетариата.
Касаясь организационных вопросов в нашей кино-продукции, приходится отметить распылен
ность сети наших кино-театров, которая влечет за собой эксплоатацию последних разными учреждениями в целях чисто-коммерческих.
Для организации правильной эксплоатации кинотеатров необходимо сосредоточить централизацию владения их при Совкино.
Р. А. САБИРОВ
Заместитель заведующего отделом национальностей при президиуме ВЦИК
К 10-летию Октября мы можем уже суммировать результаты огромной работы, проделанной нами, и подвести итоги нашего национального кино-строительства.
Мы обладаем сейчас не только рядом отдельных национальных фильм, но у нас уже народилась настоящая национальная кино-культура, во многих, даже отсталых, областях национальных республик.
Особенно крупные достижения мы видим в Грузии, Узбекистане и Чувашии.
Необходимо, в особенности, отметить тот факт, что у нас уже появились свои национальные сце
наристы, выдвинутые из толщи пролетарских масс наших республик.
Такое развитие национального кино-строительства обусловливает необходимость создания руководящего центра, объединяющего в плане организационном всю нашу кино-работу на местах.
Ряд национальных организаций высказался за создание единого центрального органа, Воскино, который мог бы вызвать и организовать в национальных республиках те действенные, но дремлю
щие возможности в области кино-строительства, которые проявляются сейчас хаотично и стихийно; а также руководил бы плановым образом всем движением на местах. Будет ли это Восточное Общество вполне самостоятельным, или это будет ак
ционерное общество с участием Совкино — вопрос, еще не разрешенный в окончательной Форме. В плане практической работы перед нами сейчас стоит актуальная задача — создание этнографиче
ской фильмы, которая дала бы полную картину быта сегодняшнего дня в национальных республи
ках, и поэтому, кроме работы над художественной фильмой, мы сейчас усиленно выдвигаем лозунг:
„За национальную, хроникальную
ФИЛЬМУ .
Р. Б. ПИККЕЛЬ
Заместитель заведующего Главреперткомом
существует ли сценарный кризис?
Да. Но не количественный, а качественный. У нас избыток острых, содержательных тем, избыток пишущих сценарии, но недостаток умеющих писать, способных осмыслить социально, а не только сюжетно содержание сценария, недостаток режиссеров, умеющих из плохого сценария сделать соци
ально-значительный фильм. Качество продукции страдает еще от растущей цеховщины сценаристов.
№-ая фабрика или кино-организация имеет такуюто группу сценаристов-литераторов, другая — другую и т. д. Сценарии по либретто, темам пекутся этими группами изо дня в день. В теории это называется переводом литературного и сюжетного материала на кино язык; на практике-же создается некий стандарт, штамп и трафарет. У нас много вопят о том, что нужны новые, свежие кадры в рядах сце
наристов, и меньше всего делают что-либо для их пополнения. Сценаристом мы считаем того, кто увлекательно (даже и таких у нас не ахти как много) расскажет (сценарист-рассказывает, режиссер-показывает) о каком либо событии или явлении в формах кино-искусства. Этого мало. Сценарист должен быть не только талантливым рассказ
чиком, но и сведущим социологом. Первые у нас водятся, вторые — пока в эмбриональном состоянии. Вот почему ряд проблем, значительных в идеоло
гическом отношении, при сюжетном оформлении доходят до экрана на костылях: „СВД , „Третья Мещанская , „Яд и т. п.
Однако, было-бы несправедливым умолчать о первой партии качественно-крепких сценаристов.
Таковы „Ухабы — В. Шкловского и Роома, „В город входить нельзя — Ржешевского, „Пробная мо
билизация — И. Бабеля, „Капитанская дочка — В. Шкловского и др. Оговоримся, что речь идет толь
ко о сценариях, а оформление их на экране для нас величина со многими неизвестными.
как трактовать революционный
материал?
Исключительно методом исторического материализма. Надо твердо запомнить, что марксизм — не катехизис и не устав военно-полевой службы. Он менее всего тенденциозен.
Диалектический материализм — это наиболее объективный, наиболее научно проверенный метод познания всякого общественного и физического бытия.
Его закономерность и железная логика блестяще доказываются тем, что ряд проблем, выдвинутых Марксом и Энгельсом на основе применения диа
лектического материализма, как рабочие гипотезы, в наши годы являются обще-признанными аскиомами (теория стоимости, кризисов, теория атомистического строения материи и т. д. ).
Конечно, применение этого метода к революционному материалу (а его нужно применять ко вся
кому материалу) не должно превращать фильм в „нагорные проповеди или берднковскую политграмоту.
Лучшей страховкой этого может быть только талантливый режиссер и сценарист.
Надо научиться танцевать от печки. Прежде чем писать любой сценарий, не говоря уже о съемках, необходимо вооружиться правильным методом познания данного сюжета, данных событий, выясне
ния их причинности, и только затем художественно оформлять задуманную картину. Дома с крыш не строят.
какие фильмы вы считаете
идеологически выдержанными?
„Броненосец Потемкин , „Мать , „Тревога , отчасти „Его призыв .
Из детских — приемлем „Гоги , из деревенских, как первую ласточку, следует отметить „Водоворот .
К. А. ДЕНИСОВ
Член Главреперткома
Об основном звене кино-дела.
В деле использования кино для пропаганды и популяризации научных истин, достижений техни
ки во всех отраслях хозяйства, для агитации за новые человеческие отношения, более соответст
вующие переходному к коммунизму периоду — в этом огромном деле использования нино для внедрения в сознание масс элементов нового социали
стического общества — еще непочатый угол работы, еще бесконечное множество неотложнейших нужд, которые ждут приложения свежих сил.
И у имеющихся наличных сил на советском кино-фронте при их недостаточности естественно, как говорится, „глаза разбегаются и является стремление объять необъятное, которое приводит нередко к растрате сил на несущественное.
Что бы следовало принять в куче необходимостей советского кино за наиболее существенное, за то звено, потянув за которое можно подтянуть и все кино-дело на должную высоту? — Таким опорным пунктом не так давно были (до 1925—26 г. ) закупки заграничных фильм, дававшие хороший заработок для развития советской продукции. Теперь состоя
ние собственной советской продукции стало выше и больше необходимости закупать заграничную продукцию. Мы подошли вплотную к обслуживанию советского экрана без прикупа заграничного хлама и к вытеснению вообще с нашего экрана загранич
ной картины собственной советской картиной. Успех этого дела целиком зависит от добротности, т. е. содержательности и занимательности (художественности то-ж) наших картин. Отсюда стано
вится ясным, что основным звеном в кино-деле на текущий период (и еще, повидимому, на долгое время) является сценарное дело, т. е. изготовление максимального количества сценариев художест
венно-правдивых и, что еще более важно с точки зрения самой цели советского кино, — социальноценных.
До сих пор наши кино-организации хватаются за тот или другой сценарий картины сплошь и ря
дом лишь для того, „чтоб не стояла фабрика , и еще откровеннее выражаясь, — „чтоб не гулял ар
тист такой-то или режиссер такой-то . При такой заботе, да еще задним числом — о загулявшем ар
тисте или режиссере (фабрике всегда можно найти работу по размножению и монтированию имею
щейся продукции), неудивительно, что мы стоим перед фактом выпуска ряда картин, которые, вме
сто агитации за новое общество, дают зрителю „Яд за „Ядом и, в лучшем случае, отнимают у зрителя вечер и несколько гривенников, ничего в го
лове не просвещая и ни к чему хорошему чувства не толкая. Самым, кажется, убедительным аргументом в защиту такого подхода к делу создания со
ветских фильм, помимо забот о нагрузке наличных артистов, слышится то соображение, что „необхо
димо считаться с тем, что зрителю хочется видеть, а не пичкать его неудобоваримой пищей . Мне ду
мается, прежде всего, в этих случаях забывается, что в основном, даже в деталях, мы своего зрителя знаем и знаем его чаяния и желания. Для того, чтобы 10 лет иметь возможность укреплять республику труда, приходится знать наши рабоче-кре
стьянские массы немножко больше, чем для того, чтобы развлечь нашего массового зрителя.
Но и при всяком знании своего зрителя, конечно, не исключена возможность натолкнуться при де
монстрации картины на неожиданные сюрпризы, вроде смеха в самом печальном месте или приветствий по адресу отъявленных мерзавцев, или людской глупости, или апплодисментов по адресу при
лизанных на прямой пробор красот. Эти сюрпризы характеризуют только зрителя, а не картину, и лишь говорят о том, чего еще не достает той или иной группе нашего массового зрителя.
Также мало подсказывают нам жизненные запросы нашего зрителя и цифры посещаемости картины. Они — эти цифры — во первых, часто зависят от случайностей рекламы и случайностей моментов выхода картины в свет. И во всяком случае эти цифры, взятые вне оценки идеологической ценно
сти картины, являются маяком исключительно для лавочки кино, но ни для ориентировки на них при заключении договоров на сценарии. Кто этого еще
не уразумел, — тот никакими усилиями не сможет дотянуться до основного звена в нашем кино-деле, ни тем более подтянуть за него всю кино-цепь.
Е. Д. КАУФМАН
Заведующий Экспортным Отделом Совкино
I. Импорт.
Импортные контингенты по кино из года в год недостаточны.
Очень тяжелые переспективы для кино в этой области наметились в текущем году.
Надо заметить, что наиболее значительная часть импортного контингента расходуется на ввоз кинопленки.
Если бы таковая производилась внутри СССР, то, не говоря уже о том, что кинематография РСФСР перестала бы целиком зависеть от иностран
ной, это — „разгрузило бы импортный контингент, и таковой был бы достаточен для удовлетворения остальных нужд кинематографии.
В частности — Совкино имело бы возможность закупать и ввозить лучшие образцы фильм мировой кинематографии (сверхбоевики), знакомство с которыми способствовало бы также и поднятию технической и художественной квалификации высшего кино-производственного персонала (режиссеры, операторы, художники, сценаристы и пр. )
Ныне же таковой персонал оторван от достижений мировой кинематографии и принужден сам (подчас ощупью) добиваться успехов в таких областях, которые уже нашли разрешения за границей.
Из сказанного ясно, что самой основной задачей кинематографии является разрешение вопроса о производстве кино-пленки внутри СССР.
Это может быть достигнуто двумя способами:
а) путем интенсификации соответствующих работ, производимых уже в недрах сов. промышленности (лабораторные исследования и проч. )
б) путем сдачи иностранной фирме, имеющей зарекомендовавшее себя производство кино-плен
ки, концессии по оборудованию завода в РСФСР и по производству кино-пленки на нем.
Задача — ударная и срочная по многим причинам. Не упуская первого из этих двух путей, надо вплотную повести работу по второму пути, так как только он может обеспечить быстрое и верное разрешение вопроса.
II. Экспорт.
За два года работы в области экспорта советских кино картин (до этого экспорта кино-картин: а) из СССР и б) из царской России — не было) по
следние не без трудностей проникли, буквально, во все щелки земного шара.
Вряд ли удастся назвать такую страну, куда бы сов. картина не была продана до сих пор.
Если перечислить 53 страны, на которые заключены экспортные сделки, то среди них, не говоря уж обо всех европейских, будут названы такие экзотические страны, как Сирия, Египет, Бирма, Цей
лон, Куба, Никарагуа, Сиам, Гондурас, Боливия, Сен- Сальвадор, Панама, Аргентина, Бразилия и др.
По сумме запродаж 26/27 г. дал уже вдвое больше, чем первый год 25/26 Фактического экспорта.
Чтобы расширять экспорт и дальше (а это весьма важная задача и с точки зрения чисто полити
ческой и с точки зрения создания новой серьезной экспортной статьи в н. внешней торговле), надо:
а) обеспечить наше кино-производство прежде всего пленкой;
б) кино-производству взять некоторую установку на экспорт, так как до сих пор картины, годные для экспорта, выходили из производства большей частью совершенно случайно, что, очевидно, не может обеспечить разрешения вопроса об усилении экспорта;
в) устранить всякую возможность в дальнейшем разрозненных выступлений сов. кино-организаций на внешнем рынке, так как таковые, если бы они имели место, немедленно же отрицательно отозвались бы на успешности экспорта сов. картин.