Б. Ф. МАЛКИН
Председатель правления „Межрабпом-Русь“
Не имея возможности подробно остановиться на ряде вопросов, волнующих советскую кинематографию, я кратко коснусь несколько наиболее важ
ных проблем, в разрешении которых необходимо внести ясность, и прежде всего на вопрос, на кого мы работаем — кассу или идеологию.
Наш курс — на слияние этих понятий. Что мешает этому? — Наши прокатные организации и, главным образом, Совкино не научились еще использовывать в своей прокатной политике сектор со
ветского зрителя, который в своей массе представляет собой вполне устойчивую коммерческую силу.
Мы еще с грехом пополам можем проводить картину среди неорганизованного зрителя, но систематическая борьба за громадную организованную массу советского зрителя (профсоюзно-кооперативного, комсомольского, партийного, деревен
ского, школьного) у нас еще по-настоящему не начиналась.
Этим и объясняется то пресловутое противоречие между,, кассовой и классовой политикой , в кото
ром часто вполне справедливо обвиняют наши кино-организации... „Межрабпом-Русь является
исключительно производственной организацией, и мы в своей работе очень остро ощущаем тот факт, что в своей прокатной политике Совкино недоста
точно использован советский зритель и не учтены его интересы.
Наша тематика?
Нас, главным образом, интересуют проблемы советской жизни, а также разработка сегодняшних проблем на западном и дореволюционном материале.
Мы считаем необходимым, чтобы фильмы зрелищно-развлекательного характера обязательно имели культурную значимость.
Относительно иностранной продукции.
Мы считаем, что ввоз иностранных фильм нужно довести до минимума и ввозить исключительно высокоценные показательные кинематографические работы.
О деревне. Какие картины нужны деревне? Вопрос этот сложен. Мое личное мнение, что деревне не нужно подставлять зеркало старого ре
акционного мужиковства, — нужно художественно оформить и укрепить волю деревни к индустриали
зации, привить ей новый вкус, ее нужно звать не назад, а вперед, помогать ей разрушить ее старые нравы во имя нового — показывать ей не соху, а трактор.
В картинах рабочего быта — не нужно во имя плохо понятого натурализма показывать непременно обывательщину рабочего быта, а по
пытаться дать героику рабочей борьбы, не надо снижать социальной значимости класса-гегемона нашей революции и его роли в трудовой культуре нашего замечательного 10-летия.
Нашей главной задачей должно быть создание ряда культурфильм и возложить на все кино-орга
низации создание хроникальных фильм; нам нужно соорудить грандиозную фабрику фактов, охватывающих все стороны нашей жизни.
Кино-учебу нужно теснейшим образом связать с производством. Вне производства наша кино-учеба не имеет никакого будущего.
Мы прилагаем большие усилия к привлечению к кино-делу новых молодых сил советского мо
лодняка, и в этом смысле за последний год „Межрабпом-Русь привлекло около 100 новых молодых киноработников.
Очень остро стоит перед нами вопрос об организации кино-общественности и кино-критики и
вовлечение в нее новых партийных и советских кадров. Только в обстановке развернутой кинообщественности, внимательного партийного регулирования и создания авторитетной и высоко-квалифицированной кино-критики — мы сможем справиться с возложенными на нас задачами.
П. А. БЛЯХИН Член правления Совкино
что такое Совкино
Не правда-ли, странный вопрос?..
Для всякого очевидно, что Совкино, поскольку оно является производственной организацией, по
скольку оно прокатывает и делает фильмы, постольку должно быть прежде всего культурно-про
светительной организацией, помогающей своими особыми методами строить социалистическое госу
дарство, формировать новое коммунистическое мировоззрение в широчайших слоях населения. Одна
ко. не взирая на всю очевидность приведенного положения, вопрос о назначении Совкино и его задачах до сих пор еще не решен. По крайней мере, ответственные руководители Совкино, опираясь на устав, выдвигают совершенно иную формулировку. По их мнению, — „обслуживание культурно-просветительных потребностей трудящихся яв
ляется лишь конечной целью Совкино, а не задачей текущего дня. В подтверждение правиль
ности этой точки зрения делается ссылка на 1-й пункт устава Акционерного Общества Совкино, который гласит следующее:
§ 1. Для производства и проката кино-фильм на территории РСФСР с конечной целью использования кинематографии на обслу
живание культурно-просветительных потребностей трудящихся продукцией кино-промышленности, а также для торгов
ли фото и кино-товарами и материалами, учреж
дается акционерное общество под наименованием „Вссеросийское Фото-Кинематографическое Акционерное Общество „Советское Кино (Совкино)“.
Если подходить к уставу и его трактовке чисто Формально, то злосчастная фраза с конечной целью и т. д. — там имеется, но мы полагаем, что накануне десятилетия советской власти можно было-бы и не заниматься буквоедством, а рассмат
ривать вопрос по существу. В самом деле, если
Совкино по линии производственной пока что не является культурно-просветительной организацией, то что-же оно из себя представляет?.. Ответ ясен
Совкино, главным образом, коммерческая организация, его задача в настоящее время это — прокат, торговля и накопление финансовых рессурсов. Производство фильм должно служить той же цели.
В полном соответствии с указанной формулировкой ближайших задач, руководитель Совкино с необыкновенной краткостью и выразительностью дал общеизвестную теперь идеологическую уста
новку для наших производственников, десять процентов идеологии, девяносто коммерции!..
Мы не стали бы спорить о словах и „крылатых фразах , но к сожалению, приведенный лозунг является практической программой не только Совкино, но всей советской кинематогра
фии. Страстные споры последних дней о наличии коммерческого уклона в деятельности наших киноорганизаций и его вредности не случайны и безусловно имеют достаточное обоснование.
На той же почве ведутся бои по вопросу об установке на зрителя. Какого зрителя должна об
служивать советская кинематография в первую очередь? Для кого должна готовить картины?
Мы думаем, что в рабоче-крестьянской стране двух точен зрения в данном случае быть не может. На словах так оно и есть: все, разумеется, говорят об установке на рабочего и крестьянского зри
теля, а картины фактически делаются в огромном своем большинстве на самого серого сред
него и непритязательного к искусству мещанина, на безликого, но многочисленного обывателя, на любителя оперных красот и „разложения буржуазии...
В недрах Совкино существует даже особая теория кино-искусства, в точности выражающая на
дежды и чаяния основного зрителя коммерческих энранов, теория Кино-Арса и первого театра Сов
кино на Арбатской площади. Она укладывается в несколько строк во всей своей красе, а именно: „Кино не терпит грандиозных масштабов и сюже
тов... Женщины в кино непременно должны быть красивы. Любовь — вечная тема, наиболее достой
ная экрана. Никаких экспериментов! Работай по шаблону! Вот и все...
Как ни стара и как ни реакционна эта несложная теория, она действует до сих пор во всей советской кинематографии. Доказательством служит основная масса нашей кино-продукции, выпу
щенная за последние годы. (Мы не говорим, конечно, о нескольких картинах наших талантливых режис
серов, выскочивших за пределы, предначертанные руководителями кино, — это их счастье).
Все вышесказанное подтверждает, что вопрос о назначении и задачах Совкино пора поставить во
всем объеме, пора начать поворачивать рычаг всей советской кинематографии в сторону рабочекрестьянского зрителя, пора признать хотя-бы те
перь, накануне десятой годовщины Октября, что кино не только развлечение, но и самое могуще
ственное орудие коммунистического воспитания, проводник культуры и агитатор нового быта.
С. И. МЕЛЬНИКОВ
Заведующий Кино-секцией Главреперткома
За 10 лет своего существования советская кинематография приобрела опыт и знания, которые сейчас дают ей возможность поставить перед собой ясные и конкретные задания в плане идеологическом и формальном и тем самым четко наметить переспективы своего дальнейшего развития.
Возможности кино в индустриализации страны у нас не использованы и мы должны признать, что в этом важном вопросе у нас сделано и делается очень мало. А между тем, кино — могучий проводник в массы достижений в области культуры и индустриализации. Средствам кино можно содействовать росту индустриализаци, знакомя широкие массы трудящихся и, в частности, крестьянство с развитием нашего народного хозяйства.
В этом плане должны пробить брешь „Генеральная линия Эйзенштейна и ряд намеченных Сов
кино культурфильм, как „Нефть и т. д. При этом, конечно, нужно оговориться, что проводимый че
рез фильму показ технических достижений нашей культуры не должен носить характера саморекламы.
Для крестьянства должна иметь значение и хроникальная фильма, в частности, окраинная. Нацио
нальные кино-организации на местах, приступаю
щие теперь к постановке хроникальной фильмы, должны учесть всю важность этого вопроса.
В условиях нашего международного положения мы уделяем особое внимание вопросам оборо
ны нашего Союза. Популяризировать идею обороны, сделать ее наглядной, действенной, показать ее во всех стадиях — это, конечно, задача ки
но, которую враги наши использовывают целиком. Оборона страны, военизация трудящихся в целях обороны, методы военизации — вот то, что должно быть показано широким массам.
Военизация населения должна быть проведена в плане показа военно-учебных и военно-политикопросветительных фильм. Линии этих двух направлений могут иногда и совпадать тематически.
Практически — постановка этих картин должна осуществляться в плане как игровой, так и воен
но-хроникальной ФИЛЬМЫ.
Приходится, однако, констатировать, что у нас сделано в этой области очень мало. Нужно бро
сить упрек нашей самой мощной кино-организации Совкино, а также „Межрабпом Русь , не обративших должного внимания на эту важную область кино дела. Обозначенная в производственном плане Сов
кино „Пробная мобилизация пока еще не готова и не может быть учтена реально. Производствен
ный план Госвоенкино предусматривает целый ряд фильм военно-учебного и военно-политико-просветительного характера, но и там дело движется черепашьими шагами, темпом далеко несоответству
ющим важности задачи, и, кроме незначительного количества, ничего еще не сделано. Естественно, что Госвоенкино, как военная организация, приз
вана в первую очередь ставить фильмы военного характера, но если оно делает мало в этой области, то это скорее его беда, чем его вина, и в условиях нашей кино-дейстительности нельзя целиком
перекладывать на плечи этой организации постановку означенных фильм.
В производстве научной фильмы у нас были прекрасные начинания. Достаточно указать на „Механику головного мозга — фильму, стоящую на высоте наших образцовых, художественных фильмов. Появление на днях второй не менее цен
ной картины „Проблемы питания заставят еще больше желать усиления внимания этой крайне нужной фильме. Приходится опасаться, однако, что прокат и распространение культур и научной-филь
мы будут тормозиться плохой организацией этого дела также неумелым рекламированием. Даже наш небольшой опыт показывает, что культур-фильма привлекает зрителя, но театр сам способствует отрыву зрителя от научной фильмы, если он начинает поворачивать руль на репертуар, не имею
щий ничего общего с Культкино, как это, напр., делает иногда „Артес .
Воспитание молодежи средствами кино — исключительно важная проблема, на кото
рую на Западе обращено величайшее внимание. К специфически школьному кино примыкает близ
ко и детское кино, т. е. постановка фильмов для детей школьного возраста, не иллюстрирующих основы научных дисциплин, а служащих для детей развлечением в плане художественно-просветительном. Для создания детской и школьной филь
мы мы должны в первую очередь готовить кадры режиссеров — педагогов. Мы могли бы сейчас с на
тяжкой назвать всего лишь несколько фильмов, которые можно рекомендовать для детского про
смотра, но вопрос этот настолько важен, что при обсуждении его нужно отбросить всякие детали и в первую очередь озаботиться созданием той базы, того фундамента, на котором можно вообще строить эту важнейшую область кино-дела.
Нам кажется праздной сама постановка вопроса о возможности примирений идеологической фильмы с кассовой.
Наше твердое мнение заключается в том, что т. н. идеологическая, т. е. просто хорошая, рево
люционная фильма всегда будет кассовой, если ее умело прокатывать и рекламировать. Кассовый неуспех наших революционных боевиков должен быть отнесен всецело к инертности руководителей нашего проката, не проявивших в этом деле максимально настойчивого рекламирования, как это было, напр., с картиной „Мать . Теперь, в связи с Ок
тябрьскими торжествами и постановкой всеми организациями революционных боевиков, необходимо на этот вопрос обратить особое внимание.
Осуществляем ли мы пропаганду через кино? Конечно, недостаточно, между тем как нет средства, более действенного для агитации, чем кино. Запад, который обрушивается на нас за нашу кино-агитацию, на самом деле, идет далеко впереди нас в этом вопросе. Мы ежедневно читаем сооб
щения иностранной прессы о том, что в Европе и Америке возникают разные католические, люте
ранские и всякие иные кино-организиции, устраиваются церковниками всякие кино-конгрессы, кинофицируются церкви и т. д.
Пропаганда религиозная, милитаристическая, шовинистическая и т. д. ведется как вуалированными способами, так и совершенно открыто,
Агитационные возможности советского кино необъятны — и они должны быть использованы в полной мере, как это делается в области печатного слова.
В судьбах советской кинематографии сценарный вопрос, как основной вопрос кино, играет огромную роль.
Основные сценарные темы должны быть взяты из рабочего и крестьянского быта сегодняшнего дня. Таких тем жизнь выдвигает перед нами множество. Взять хотя бы еще неиспользованную те
му о выдвижении, в которой можно объединить и
производственные и культурные и чисто бытовые стороны рабочей жизни.
Нашей задачей является — организовывать через фильму показ рабочего быта, не вульгаризируя его, а охватывая все его важнейшие стороны.
Деревенский быт, во всем многообразии его проявлений, у нас также не охвачен в достаточной мере. За исключением таких фильмов, как „Водоворот и т. д., у нас пока нет хороших, деревен