ских фильм, Причина этому та, что наши режиссеры не знают деревенского быта, не умеют к не
му правильно подойти и его подать. Здесь также необходимо в первую очередь научить наших ре
жиссеров, приобщая их к пониманию деревни, ее жизни, ее насущнейших потребностей.
Что касается исторических тем, то и их можно использовать, как сюжетный материал для сценария, стараясь всюду раскрыть борьбу общественных сил, борьбу классов и давая правильную идеологическую оценку эпохе. К сожалению, наши те
перешние исторические „боевики пропитаны по преимуществу идеалистической трактовкой, лю
бованием внешней декоративностью эпохи и там, где они вносят элементы идеологии, они делают это неумело, каррикатурно, нередко перегибая палку.
Трактовку революционного материала мы относим всецело к методу, умению и та
лантливости того или иного режиссера. Покажетли режиссер историко-революционный материал в плане хроникальном или через призму переживания своих героев — и то и другое может быть оди
наково интересно, в зависимости от того, как это сделано.
В плане нашей беседы мы не раз высказывавались за существенную необходимость производства хроникальной фильмы, сте
пень значимости которой ничуть не ниже игровой. Мы ни на минуту не хотим умалить значение Совкино-Журнала, который мог бы сделаться могучим провозвестником и показателем развития нашего хозяйственного строительства для всех стран Запада.
Н. Б. ЭЙСМОНТ
Заместитель Наркомвнешторга СССР и Наркомвнешторг РСФСР
Подводя к 10 летию Октября итоги нашего киностроительства, мы можем констатировать огромные достижения советского кино, как в области техники, так и в области художественного оформления картины, ее режиссерской и актерской стороны.
Делая огромные успехи в плане формально-художественном, мы, к сожалению, значительно отстали в смысле идеологически-выдержанного содержания наших картин, которые зачастую приближаются к худшим западным образчикам.
Трудно сказать, объясняется-ли это неумением наших кино-производственников или неправильно понимаемым социальным заказом. Культурные запросы и требования рабочих в области искусства и — в частности — кино сложнее поддаются в городах учету наших производственников, чем потребности и вкусы обывателя, которым наше кинопроизводство зачастую отдает слишком большую ДаНЬ.
Мы должны выправить нашу идеологическую кино-линию.
Ведь, ряд сделанных нами картин показывает, что можно сочетать в фильме идеологически вы
держанный сюжет с увлекательной постановкой, которая будет доступна и интересна для всех широких слоев трудящихся и для рабочего, и для крестьянина, и для городского служащего.
Кино не должно итти по линии наименьшего сопротивления, по линии запроса городского обы
вателя — „мещанина и нэпмана, число которых с каждым годом уменьшается, но еще влияет на наше кино. В плане общего культурного строитель
ства роль кино чрезвычайно важна. Оно должно вести за собой широкие массы, перевоспитывая их вкусы и поднимая их культурный уровень.
Делая установку на идеологически-выдержанную фильму, мы должны рассеять господствующее заблуждение, что такая фильма не рентабельна. Идеологическая фильма, сделанная интересно и увлекательно, всегда будет кассовой, если ее умело
подать, рекламировать, прокатывать. Примером этому служит успех наших революционных боевиков за границей.
Важнейшим вопросом для нас является техника кино-промышленности в области выделки кино- Фабрикатов. Нашей актуальнейшей задачей являет
ся — в течение ближайших лет неуклонно стремиться к освобождению нашей зависимости в сырье от заграницы.
Сейчас нам приходится ввозить сырье и полуфабрикаты на довольно большие суммы по импорту. На ближайшие годы нам от этого не избавиться.
Но нам нужно уже сейчас — к моменту 10 летия Октябрьской революции — вплотную подойти к во
просу о налаживании собственного производства сырья.
На ближайшие годы нам необходимо организовать постройку заводов и наладить ввоз машин для их оборудования из за границы. Однажды затрачен
ный на это капитал будет более производительно использован, чем на перманентную выделку фабрикатов.
Мы должны выкинуть лозунг: собственное производство всего — необходимо для кино в ближайшем пятилетием плане.
С. М. ЭЙЗЕНШТЕЙН Режиссер Совкино
КИНО И ОБОРОНА СТРАНЫ.
Кажется, что можно многое сделать. Если только умело и правильно подойти к вопросу.
Первый путь
Очевиден: военный материал агитационно выявляется на экране. Легче всего это сделать в специальной культур-фильме. Труднее — в художественной.
В „Октябре имеется сцена разборки механизма ружья и ознакомление с ним. Показаны довольно детально и пушки. Играют и револьверы.
Если бы имел время, — сделал бы все подробнее. Это одни из тех точек, которыми „Октябрь касается сего дня.
Эта линия — тактическая.
Второй путь:
Разложение армий буржуазного Запада. Эту мысль отчасти должен был провести в жизнь „По
темкин . Судя по возмущенным отзывам западной монархической прессы и по запрещению демон
страции картины перед моряками и солдатами, „Потемкин , в некоторой мере, сыграл свою роль.
Хотелось бы видеть фильмы, равные по силе манифесту Коминтерна.
Эта линия — стратегическая.
Третий путь:
Демонстрация мощи страны, ее богатейших возможностей. Зрелище, вселяющее оптимизм и веру в самих себя. Это пытается сделать „Генеральная линия , построенная в финале на хорошо-организованной сытости.
Эта линия — интендантская. А. Д. ГОЛОВНЯ
Оператор «Межрабпом-Русь
Кино играет огромную роль в деле индустриализации страны, как важная самостоятельная отрасль и нан индустрия, влияющая на развитие других отраслей промышленности. Ее значение усугубляется тем, что она обладает огромными экспортными возможностями и тем самым способствует привлечению иностранного капитала.
Никакие другие вывозимые нами продукты производства не могут похвастаться тем, что, ук
репляя нашу валюту, нашу финансовую мощь, они, вместе с тем, выполняют благороднейшую роль пропаганды и пропаганды чрезвычайно сильной
идеи пролетарского государства. Это, может быть, единственный и лучший вид связи с нашим запад
ным пролетариатом, по крайней мере — культурной связи.
Поэтому отсюда напрашивается вполне конкретный вывод, что экспортные планы наших кинопроизводственных организаций должны строиться так, чтобы обязательно удовлетворять этим обоим положениям.
На это имеются полные возможности, ибо западная буржуазия, пораженная художественной ценностью наших боевиков, проявляет тем самым огромный интерес к их революционному содержанию, запретному и тем более для нее любопытному.
Тематические планы организаций строятся, приблизительно, на тему актуальных вопросов, стоящих в центре внимания советского быта сегодняшнего дня, но возможны ли они для инсценировки — это во внимание не принимается.
Мне вообще было странно читать на страницах газеты „Кино статью одного уважаемого товарища, полагавшего, что можно точно регламентиро
вать все вопросы кино-репертуара. Ведь никто не говорит, что в 1927—8 литературно-производствен
ном году нужно столько-то романов из гражданской войны, столько-то из крестьянской жизни и т. д.
Кино — это тоже искусство, кино — это тоже выразитель общественной мысли и развития, оно жи
вет и прогрессирует — темы работ назревают и
оформляются, и только в силу организационных причин часто опаздывают, как, например, и хули
ганско-коренковские темы, правда, хотя и снятые с повестки для прессы, но оставшиеся в быту.
Но это будет существовать только тогда, когда культура кино не будет определяться культурнокоммерческим уровнем его директоров.
Сценаристы и режиссеры должны быть создателями культурно-общественных ценностей, а дело директоров — подбирать и направлять их работу.
Теперь о формах и качестве этой культурнообщественной роли кино.
Делая оговорку о развлекательной форме, в сферу которой входит и советская комедия, и бытовая, и приключенческая фильма, — полагаю, что необхо
димо узаконить ее существование, далее— повысить ее качество и найти формы ее выражения.
В постановке фильмы важнейшими факторами являются оформление и трактовка материала. Советские картины должны ставить крепкие совет
ские люди, которые должны быть одновременно художниками и общественниками. Одно немыслимо без другого, и без этого никакие регламенты не помогут.
Конечно, материал фильмы играет колосальную роль, и те, кто боится советского материала, вы
бирают нейтральный материал, исторический или с установкой на разложение буржуазии. Притом многие думают, что все зло сегодняшнего дня толь
ко в материале и что он должен говорить сам за себя. В действительности же получается только опошление и вульгаризирование материала.
Обработку советского материала должны взять в свои руки советские общественники, художники, режиссеры.
У нас еще нет фильм, выражавших суть советской идеологии, но есть прекрасные фильмы, построенные на революционном материале, как
„Стачка , „Броненосец Потемкин , „Мать , „Его призыв , „Падение Династии Романовых .
В вопросе кино и обороны меня поражает то, что такая важнейшая область, как оборона страны, у нас проходит почти вне кинематографии.
В буржуазных странах, как, напр., в Германии ряд организаций устраивает в пангерманском масштабе ударные кампании за вовлечение и исполь
зование кинематографа в деле обороны страны. Мы в этом смысле страшно отстали. А между тем, не говоря уже о том, что материал, связанный с обороной, поддается прекрасному оформлению в художественной ленте, само дело обороны, пока
занное средствами кино, колосально выиграло бы в плане его популяризации для населения.
И. ФЕЛЬДМАН
Секретарь Осоавиохима СССР к Ген. Секретарь
Осоавиохима РСФСР
Кино и оборона страны
В ряду орудий просвещения масс одно из почетных мест должно быть отведено кино. Я говорю должно быть отведено, а не принадле
жит лишь потому, что, к сожалению, кино до сих пор далеко еще не использовано так, как это следовало бы, даже у нас в Советском Союзе.
Нет, буквально, ни одной области знания, которая не могла бы быть преподана массам не в виде су
хой лекции или доклада, а в виде наглядной живой демонстрации наиболее интересных моментов на кино-экране. Делали ли мы что нибудь в этой области? Очень и очень мало, почти ничего по срав
нению с нашими возможностями и потребностями. Вопрос о подготовке населения нашей страны к ак
тивной обороне — на фоне событий последнего года — приобретает исключительное значение. Подготовка меткого стрелка, ознакомление трудящихся с осно
вами военного дела, с ролью и применением на войне и в мирном строительстве авиации и химии, — все это с помощью кино могло бы быть двинуто вперед огромными шагами. Создать популярно-на
учные фильмы на темы, связанные с подготовкой страны к обороне, — вот неотложная задача, кото
рую в кратчайший срок должны разрешить наши кино-организации. Не „между прочим , не „сверх программы , после „потрясающей драмы в 5000 метров , а специальные, интересно поданные филь
мы, живо иллюстрирующие работу, организацией и пропагандой которой занимается Осоавиахим, вот, чего мы требуем от советского кино и его работников.
От разрозненных попыток, которые делались уже в этой области на протяжении последних лет, нужно перейти к серьезной систематической работе.
Кино должно быть поставлено на службу делу обороны страны.
ЛЕОН МУССИНАК
Известный французский кино-теоретик
Я приветствую здесь рождение кино.
В странах с капиталистическим строем кинематография может быть только промышленно
стью. Она зажимает в тисни настоящих артистов, тормозит их искреннейшие порывы, наконец, противоставляет заинтересованность своих сил незаинтересованным силам кино.
При капиталистическом строе Фильма преследует одну цель — „делать деньги — какими угодно средствами.
При коммунистическом строе — задача фильмы — волновать, развлекать, поучать, воспитывать.
Только революция даст возможность кино, при помощи его мировых и интернациональных средств выражения, итти путями своего настоящего развития.
Долой кинематографию! Да здравствует кино!
НАША АНКЕТА БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНА
В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ ВЫСКАЖУТСЯ:
В. Н. МЕЩЕРЯКОВ, Зам. пред. Главполитпросвета, К. И. ШУТКО, директор фабрики Культурфильмы Совкино, В. ПУДОВКИН, режиссер. А. МОСКВИН — кино-оператор и др.