1) „Турбина № 3“ с прекрасно заснятым Волховстроем (он там главное действующее лицо), с массой интересных деталей (несмотря на сумбурность сценария), только бла
годаря отсутствию типично адюльтерных причандалов, —
попадает без рекламы сразу на третий экран; 2) то же самое происходит с „Братишкой . 3) „Тревога („своя кар
тина по сюжету) снимается... 1 месяц в то время, как наши „европейские боевики снимаются год.
Продолжая экскурсию, мы выводы отложим к концу.
Еще явственнее, еще резче очерчивается фальшивая, псевдо-советская сущность наших художественных фильм, когда переходишь к обзору деятельности „Межрабпом- Русь . Если оставить в стороне „Мать и „41-ый“, вся остальная продукция может быть квалифицирована исключительно, как вывозной продукт, с настоящим, в своем стиле крепким, буржуазным существом.
У многих может возникнуть вопрос: а разве это плохо? Разве вредно нам производить продукт, который бы удачным вывозом способствовал активности нашего государственного баланса?
Все эти вопросы были бы уместны, если бы фильм, являясь материальной ценностью, не был бы в то же самое время идеологической величиной.
И вот, когда Межрабпомовские „идеологические величины демонстрируются на советском экране, — конфуз.
Прежде всего установим: Межрабпом технически работает чисто, с той степенью выхолощенной западно-ев
ропейской культурности, которая делает его фильмы всегда доступными и приятными „хорошему обществу .
Расходится народ с премьеры и говорит: чистенькая картинка, смотрится не без интереса.
Дело свое он коммерчески ставит тоже чистенько: театры у него блестят, на рекламу не скупится, что нравится мещанью, — знает блестяще.
В результате — „Человек из ресторана на первом экране два месяца, а путь его по провинции обеспечен. Сделана картина хитро. Тема, можно сказать, социаль
ная: страдания униженного лакея на фоне озверелых богатеев-кутил. Никакой репертком не придерется. И добродетель торжествует. На самом же деле идите, спешите все обиженные судьбою: помянем старое, раз
вернем перед вами „Яр с женскими оркестрами, с кабинетами, с плясками голых баб на столах. Вот в чем сущность, вот — в чем кассовость. Идеология призвана у Межрабпома охранять возможость хотя бы
экранной реставрации старого.
Ведь социальная подоплека та
кая удобная ширма. Кроме того — дирекция не останавли
вается... Лакей то — Чехов. Имя. Что Чехов к кино никакого отношения не имеет, что весь он в старом театре, — это пустяк. Межрабпомовский лозунг — пу
блика любит имена, женщин и красивую жизнь. Чтоб абсо
лютно, как в Европе. Совкино за ними не угнаться.
„Девушка с коробкой — бытовая комедия о советской модистке и рабфаковце. Характерно, что для нашей комедии берется застывший в своей „классической выразительности об
раз модисточки с коробкой. Прямо из Парижа. Актриса, кото
рая ее играет, ну прямо, — Мэри Пикфорд. Белый воротничек, бант, взбитая прическа. Ее дедушка — милый английский дедушка.
„Девушка с коробкой — талантливый фокус: французско-английская картина с русскими надписями. И не сразу узнаешь, что французская.
„Процесс о трех миллионах . Р-р-р-революционная картина на „животрепещущую для нас тему — собственность есть кража. Социально, с идеологией.
Вот где Межрабпому удается развернуть всю галлерею фрачников, высший свет, одним словом, продемонстрировать все это „со смаком .
Достаточно только перечислить: „Такая женщина , „Победа женщины (на тему о том, что женщина кулак любит), „Медвежья Свадьба , „Мисс-Мэнд“, а на заре со
ветского существования — „Аэлита и пр. и пр. Ведь от одного перечисления задохнуться можно. Ведь это же „парижские портные из Лондона .
Из фильмы Октябрь . Режиссеры: Н. Александров и