В текущем году в репертуаре деревни преобладают современные пьесы.
Деревня любит смотреть яркую, веселую комедию или сильную драму. Деревенские кружки принуждены давать свои спектакли часто и не имеют времени по настоящему к ним подготовиться; обычно бывает 6—7 репетиций к спектаклю. Но последний год показал, что и в смысле проработки дело улучшилось.
Весной этого года, кружки Московского уезда показали свою работу в Москве, в Поленовском Доме. Показ был приурочен к весенней уездной конференции. Кружок Коммунистической волости ставил «Золотую табакерку» Яльцева. Пьеса была подана вполне грамотно, а отдельные исполнители играли совсем хорошо.
Кроме пьес кружки работают и над другими фермами—инсценировками, агитсудами, живыми газетами.
Живая газета там, где есть сколько-нибудь опытный руководитель, очень прививается. На том же совещании, товарищ из Дмитриевского уезда говорит: «Население интересуется живой газетой. Когда идешь по деревне, спрашивают: «Когда будет живая газета?» Не успеваешь отвечать». Особенно хорошо принимаются живые газеты на местные темы. Ни одна пьеса не может целиком отразить местных условий, достижений и недостатков, тогда как в живой газете это возможно. Живая газета (вернее, живой журнал)— злободневна, попадает «в точку», бьет в цель.
Но далеко не все кружки имеют руководителей, которые могли бы работать по живой газете. Руководители—это вообще больное место в деревенской художественной работе. Смело можно сказать, что уже сейчас имеется на местах некоторый кадр работников, которые крепко, по нескольку лет, работают на этом деле совершенно безкорыстно, бесплатно отдавая драмработе свой досуг. Но почти вое они не имеют подготовки. Подготовка руководителей—вот главное, в чем сейчас нуждаются деревенские кружки. Необхо
димы, хотя бы краткосрочные курсы, чтобы переподготовить этих работников, которые любят это дело и знают деревенские условия. При этом в огромном большинстве это работники-общественники, активисты деревни, избачи, политпросветработники.
Работа деревенских кружков протекает в тяжелых условиях. Нет средств. Плохие помещения. Нет достаточного количества подходящих пьес. Нет подготовленных руководителей (имеющиеся руководители, кроме того, перегружены другой работой).
Но несмотря на все эти трудности, кружки живут, растут и работают. Растут они и количественно, а также растет, улучшается и качество их работы.
Работа их имеет общественную ценность. Они обслуживают кампании. Они же, заменяя на местах профтеатр, организуют досуг и отдых деревенского населения, удовлетворяя его потребность в зрелище и разумном развлечении.
Для самих кружковцев эта работа имеет несомненное воспитательное значение. Являясь частью политпросветработы, художественная и в частности драмработа вовлекает в общую работу избы-читальни. Через драмкружки проходит и в них выявляет себя деревенский актив.
Актив драмкружка почти всегда актив избы-читальни. При крепком ядре актив этот не ограничивается работой только в избе-читальне. Он выносит свою работу и за ее стены, участвуя в массовых праздниках, народных гуляньях, выступая в чайных, на ярмарках, его влияние проникает на посиделки, обряды и т. д. Драмработа имеет не малое значение в образовании форм нового быта.
Все это говорит за то, какой нужной является драмработа в деревне, какое огромное место она может и должна в ней занимать, какое большое влияние и помощь может она оказывать в деле поднятия культурного уровня крестьянства.
Е. Корсакова
К. САВИЦКИЙ
„ПРОДАВЦЫ ПРОГРАММ