ПРЕДИСЛОВИЕ
Устное творчество осетинского народа богато и разнообразно Героический нартский и даредзанский эпосы, сказки, легенды, поговорки, загадки, песни отличаются оригинальностью сюжетов, яркими и эмоционально насыщенными образами.
Осетинские сказки пронизаны глубочайшим оптимизмом, верой народа в свои собственные силы, в силу коллектива. В сказках утверждается любовь к родному народу и родине, возвеличивается труд. Во имя родины герои сказок не жалеют собственной жизни.
«Когда-то, в древности, — говорил Горький на Первом съезде советских писателей в 1934 году, — устное художественное творчество трудящихся служило единственным организатором их опыта, воплощением идей в образах и возбудителем трудовой энергии коллектива. Нам следует понять это» 1.
Нартские сказания и сказки подтверждают эти слова А. М. Горького; в них, как в зеркале, отражены заветные думы и чаяния осетинского народа, его нравы и быт, его мечты о лучшем будущем, в приход которого трудовой народ всегда верил; в них, наконец, мы находим отражение отдельных эпизодов истории народа.
Произведения осетинского народного устного творчества до Великой Октябрьской социалистической революции почти никем не собирались, не считая отдельных записей русских ученых, а тем более — никем не изучались. Академик Андрей Шегрен в 1844 году, в качестве иллюстративного материала к своей «Осетинско-российской грамматике», дал отдельные поговорки. Академик Шифнер в 1868 году опубликовал книгу «Осетинские тексты», в которой были приведены
1 М. Горький, О литературе, М. 1935, стр. 381.