некоторые сказания и пословицы. Отдельные образцы осетинского народного устного творчества были помещены в «Сборнике сведений о кавказских горцах», выходившем в Тифлисе с 1870 года.
Выдающимся трудом в области собирания и изучения осетинского народного творчества является работа известного русского ученого-академика Всеволода Миллера. Он опубликовал в 1881—1887 годах свой капитальный труд «Осетинские этюды» в трех книгах. В них он включил большое количество осетинских сказаний, сказок, песен, поговорок и загадок.
Первыми собирателями произведений осетинского народного творчества были осетины братья Гацыр и Дзантемыр Шанаевы, Инал Кануков и др.; они перевели на русский язык и напечатали в «Сборниках сведений о кавказских горцах» целый ряд сказаний, преданий, сказок.
Несколько сказаний и сказок появилось тогда же и в книгах «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа
Как ни значительна была работа некоторых ученых и любителей, собирание памятников осетинского устного творчества получило исключительно широкий размах лишь после Октября. Достаточно сказать, что, начиная с 1925 года, Северо-Осетинский научно-исследовательский институт выпустил четыре тома памятников народного творчества осетин. Южно-Осетинский научно-исследовательский институт с 1926 года также издал четыре тома материалов народного творчества.
В 1940 году благодаря заботам большевистской партии и советского правительства в Северо-Осетинской АССР была начата большая работа по сбору, систематизации и подготовке к изданию нартских сказаний. В республике был создан правительственный Нартский комитет. Во все районы республики были посланы экспедиции. В 1946— 1948 годах нартские сказания, в прозаическом и стихотворном вариантах, вышли из печати. Завершена была подготовка академического издания эпоса (около 160 печатных листов). Героический эпос «Нартские сказания», бережно пронесенный народом через тысячелетия, стал достоянием всех народов Советской страны и вошел в великую сокровищницу народного творчества
Однако осетинские народные сказки, по своим художественным достоинствам не уступающие нартским сказаниям, до сих пор незнакомы широким кругам советского читателя. Настоящий сборник является первой попыткой в этой области. В нем даны отдельные образцы огромного собрания сказок, накопленного в архивах и изда
1 Издавался в Тифлисе о 1881 года.