РЕЦЕНЗИИ
ВИЦЕ-АДМИРАЛ В МОСКОВСКОЙ
ОПЕРЕТТЕ
В театре неудача. Новая постановка Московской Оперетты—миллекеровский «Вице-адмирал», с текстом, проработанным В. Типотом и В. Массом, а в музыкальном отношении «освеженнымвставными номерами вроде «Яблочка» и фокстрота—провалилась.
Слов нет, использовать старинную оперетту на новый лад заманчиво. К тому же, недавняя постановка этого театра, «Женихи», заранее обещала в худшем случае... «шаг на месте». Между тем, омоложенный «Вице-адмирал» превзошел все ожидания. Постановка, увы!..—снова вернула московскую оперетту на «круги своя», отбросив этим ее безжалостно далеко вспять. А жаль! Ведь, «Женихи» искупили почти все прошлое и приготовили для будущего добрую почву.
В чем причина срыва «Вице-адмирала»? Здесь-то с полной яркостью н вспыхивают все те же прежние грехи, но только на новый лад. Это—мучительное отсутствие режиссуры, и... все та же старенькая лесенка: художественная безвкусица, мешанина и ставка на невзыскательного закоренелого мещанина.
В самом деле, «здесь все есть, чтоб не быть обману»: неприкрытые пошленькие намеки на манер каламбура, претензии на полит-остроту, прорывающиеся, правда, очень мало и редко, но все-таки зубоскальские двусмысленности; в формальном отношении: легковесное подражание Камерному театру, обрывки от Мейерхольда и т. п. Словом—образец художественной мешанины.
Все от начала до конца раздражает своей нелепостью, отсутствием вкуса, находится в резком противоречии с важнейшим в «Женихах»— наличием режиссерской выдумки и умением выигрышно показать актера.
В «Вице-адмирале» даже Новикова, в «Женихах» четкими штрихами набросавшая цельный образ полубытовой, полутротесковой кустодиевской красавицы, пропала и досадно растворилась в специфической атмосфере Московской Оперетты, так сказать, до-жениховского периода.
Более или менее сцепляет спекталь Ярон. Но и то, именно—более или менее. В конце-концов, нельзя же говорить всерьез о его водопаде однообразных анекдотоподобных каламбуров. А на этом, собственно, и держится весь спектакль, который, правду сказать, даже трудно назвать спектаклем.
Подстать всему спектаклю оказался и художник Беспалов, который буквально нивесть что нагородил на сценической площадке. Впечатление от оформления удручающее. Собственно говоря, я даже боюсь определить это оформление, как декорацию, конструкцию или предметную конструкцию. Слишком уж безвкусно и много всего накручено, перепутано я смешано. Прямо не оформление, а какие-то «сапоги всмятку».
Между гем, несмотря на произошедшие неудачи театра, мы все же надеемся, что в ближайшем будущем театр сумеет с лихвой исправить ошибки, дабы снова продолжить уже раз начатый путь. Данные к этому, как будто, налицо. Итак, скорее и решительнее—назад к «Женихам»!
В. А. Павлов
КОНЦЕРТ А. БАТУРИНА
А. Батурин еще совсем молодой артист. Благодарная внешность, хороший голос, отличное дыхание, дикция—дают все основания предпологать, что в будущем из него выйдет незаурядный певец. Но, сейчас он, несмотря на окончание итальянской школы (Батурин учился в Италии по командировке Наркомпроса и кончил римскую консерваторию с золотой медалью), еще совсем сырой ученик, по-совести, совсем не заслуживающий тех оглушительных оваций, которые достались на его долю. Голос его еще не во всех регистрах звучит свободно (низы совсем слабы), исполнение—наивное, незрелое. Репертуар певца очень печален: все старые запетые арии, где можно «показать голос». Как будто нет и в помине хороших романсов, свежих песен. К тому же, нам кажется, что происхождение (Батурин— в прошлом слесарь) обязывает молодого певца обратить внимание на современные песни. Среди них есть очень и очень стоящие внимания, но наши «фрачные» басы до них не охочи.
Георгий ПоляновскийН. Попова — Жильда
К. Новикова—Сибелина