НОВЫЕ ФОРМЫ ТЕАРАБОТЫ
Для того, чтобы перестроить наши театры, социалистически их реконструировать, необходимо раньше всего значительно изменить состав их зрителей.
В настоящее время мы имеем такое положение, что в наших государственных театрах, особенно в больших городах, главная масса зрите лей — это служилый элемент и неорганизованные слои городского населения».
Доклад т. Мальцева на совещании но вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б).
До настоящего времени нашими театрами и существующими при них распределительными органами слишком мало обращалось внимания на организованного зрителя. Главное внимание их было обращено преимущественно на индивидуального зрителя-одиночку.
Продажа билетов распределителями разнилась от кассовой продажи только тем, что билеты отпускались со скидкою и в кредит, но принцип индивидуальной продажи оставался в полной силе.
Отдельные случаи продажи спектаклей целиком той или иной профсоюзной организации, для посещения их организованной, однородной масс и зрителей, были весьма незначительны и случайны.
Нельзя смешивать организованное посещение театров однородною массой того или иного профсоюза с покупкой спектакля организацией жe (местком, касса взаимопомощи, шефская ячейка и т. д.) с чисто коммерческой целью. Там цель культурно просветительная; здесь—изыскание средств.
Организованное использование культурной роли театра не получило до настоящего времени достаточного развития.
Слишком мало знаем мы случаев, когда какойлибо спектакль наших театров подвергался бы
серьезной, коллективной проработке. Когда носе щению театра предшествовала бы вводная беседа, подготавливающая зрителей к восприятию его. Когда после спектакля он подвергался бы коллективному же обсуждению его, обсуждению всестороннему с участием как представителей печати, так и самих театров.
Здесь дело обстоит очень слабо и в предстоящем сезоне надо обратить на это самое серьезное внимание.
Это прежде всего в интересах самих театров.
Легче подготовить зрителя, организованного к восприятию спектакля в том именно направлении, в каком это необходимо театру.
Учесть восприятие, реакцию зрителя на. спектакль можно не только но обилию или отсутствию аплодисментов и оваций (которые зачастую бывают обманчивыми и вызываются иногда привходящими обстоительствами).
Можно не только констатировать успех или неуспех спектакля, но и установить причины этого явления. Найти быстрее и легче пути к устранению недостатков спектакля.
Коллективная оценка спектаклей организованным зрителем поможет своим авторитетом закреплению уже достигнутого театром, и облегчит ему продвижение по тому пути, который он наметил.
Такой организованный зритель легче может воздействовать на театры но тем или иным причинам медленно продвигающиеся вперед, на колеблющиеся театры,—скорее поможет им выйти на настоящий путь.
Таким путем театр придет в непосредственное соприкосновение со своим зрителем; будет возможно наиболее быстро осуществить воздействие общественности на театр.
Кроме того, еще одно обстоятельство заслуживает самого пристального внимания.
Пора отказаться от устаревшей системы абонементов одного театра.
Театры должны задуматься над созданием комбинированных абонементов, построенных по целевому принципу, по принципу циклов.
ВУФКУ
„Тамилла“