данные Археографическою комиссией, Дворцовые Разряды и т. д.), то в распоряжении исследователя окажется достаточно исторических материалов для того, чтобы проследить как складывались русско-грузинские взаимоотношения на протяжении всего XVII столетия (включая в него конец XVI и начало XVIII столетий) времени наиболее интенсивного обмена посольствами между Московским государством и Грузией и возникновения в Москве грузинской колонии. 
Значение этой колонии в деле дальнейшего укрепления культурных и политических связей между Грузией и Россией не может быть преувеличено. Достаточно сказать, что первая грузинская печатная книга («Псалмуни») была издана в Москве (1705 г.) в результате большой культурной работы, развернутой здесь царем Арчилом. Эта первая грузинская печатная книга является великолепным памятником культурного сближения России и Грузии. Начатое Арчилом печатание грузинских книг в Москве продолжалось в течение всего XVIII столетия.
Настоящий очерк охватывает период с 1653 года по 1722 год время возникновения и развития в Москве грузинской колонии. Основателем ее был царевич Ираклий (Николай Давидович) внук кахетинского царя Теймураза I. О грузинах, проживающих в Москве в царствование Алексея Михайловича, писали иностранцы (Рейтенфельс, Патрик Гордон). Обильный, но несколько односторонний материал мы нашли в Дворцовых Разрядах официальном камерфурьерском журнале, в котором отмечались события дворцовой жизни: приёмы и проводы послов, посещения государями монастырей и церквей, семейные дворцовые праздники, дни рождения, именины и т. д.
При недостаточности других источников, в которых можно было бы черпать необходимые сведения о зарождении грузинской колонии в Москве, невольно в первой части очерка много места пришлось уделить выдержкам из Дворцовых Разрядов, рассказывающим об официальной стороне жизни колонии и ее главного представителя царевича Ираклия. При всей своей внешней ограниченности Дворцовые Разряды, тем не менее, дают нам ряд ценных исторических сведений, из которых мы узнаем об участии Иракмия в военном походе Алексея Михайловича против поляков, о его встрече с патриархом Никоном, о присутствии грузинских представителей в суде над Никоном, о знакомстве Ираклия с «рейтарским» и «солдатским» обучением войск в Москве, о роли «тысяцкого», исполнявшейся Ираклием на свадьбе Алексея Михайловича,
4