столицы союзных РЕСПУБЛИК
АШХАБАД
З. XИРЕН
Фото М. Трахмана
Желтые сыпучие пески внезапно сменяются прямыми, как стрелы, асфальтированными улицами, окаймленными густыми зелеными аллеями тутовника. Ашхабад встает из пустыни. Вы в столице Туркмении. Вы прислушиваетесь к тихому журчанию арыков. Медленно катится вода в узких каналах. Ими изрезан весь город. О них говорят с не меньшей гордостью, чем о волжском половодье. Они несут жизнь садам и паркам, прохладу и отдых людям. Ими орошают хлопковые и хлебные поля, виноградники и обширные луга.
Мы в самой южной из всех столиц союзных республик. Здесь ее знают пасмурного неба. Солнечное сияние в Ашхабаде продолжительнее, чем в Каире. Лето жаркое, как в тропиках. Туркмения—страна солнца. Здесь вы узнаете истинное значение слов сводки бюро погоды: «Температура в тени...» Но в Ашхабаде не принято сетовать на солнце. Его воспевают поэты. Изобилие света и тепла дает сахар плодам, благоприятствует росту хлопчатника. На государственном гербе Туркменской Советской Социалистической Республики под знаком серпа и молота, под пятиконечной звездой изображено солнце. Своими лучами оно освещает хлопковые поля и золотые нивы, фабричные трубы и известный во всех уголках земного шара текинский ковер.
На фронтоне белого здания правительства в Ашхабаде вы увидите этот герб. В светлых просторных залах вы встретите тех, чей труд изображен на нем. И сразу, как только переступите порог, ваше внимание привлечет портрет человека, который поднял туркменский народ из темноты и нищеты, повел к славе, к светлому будущему. На стене изумительной работы ковер — портрет великого Сталина.
Среди хлопкоробов и ученых, нефтяников и врачей, инженеров и стеклодувов — избранников народа — в зале заседает ма
ленькая женщина в красном халате, высоком бейруке, украшенном серебром, — депутат Верховного Совета Туркмении Айна Нурыева. Это она соткала чудесный ковер-портрет.
На улице Свободы, в большом светлом помещении, вместе с подругами депутат Верховного Совета Айна Нурыева сидит на полу, склонившись над ковровым станком. Туго, как струны, натянуты шнуры. Быстро
мелькают по ним тонкие смуглые руки ковровщицы.
Подруги Айны рассказали мне, как зародилась у нее мечта соткать чудесный ковер. Слишком бедными казались ей обычные цвета пряжи. Она искала и нашла новые краски, тона, оттенки. Сутками не поднимала Айна головы от работы. Каждую нитку любовно подбирала. И когда готовый ковер был снят со станка, все уви
Здание Президиума Верховного Совета и Совета Министров Туркменской ССР.
Улица Первого Мая.
Клиническая больница.